Электронная версия журнала

Анализ мер по финансовому оздоровлению зарубежных банков: европейский опыт

«Планово-экономический отдел» №7 2012 / Специфика деятельности

Проблемы российской экономики во многом связаны с кризисом неплатежей. Банковская система играет важную роль в его разрешении. Поэтому необходимо анализировать меры по финансовому оздоровлению зарубежных банков.


В период экономического кризиса фактическое банкротство значительного числа предприятий делает крайне неустойчивым финансовое положение многих банков и небанковских финансовых учреждений. Ситуация усугубляется несовершенством Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)», а также отсутствием отработанных процедур по вмешательству в деятельность неплатежеспособных предприятий и банков, принятию решений об их санации или банкротстве, организационных мероприятий по ликвидации предприятий-банкротов.

При изучении причин банкротства банков зарубежные исследователи выделяют внешние и внутренние факторы.

К внешних факторам относятся:

  • изменение общеэкономической ситуации;
  • утрата банком доверия клиентов, массовое изъятие вкладов;
  • обострение конкуренции;
  • необоснованные решения органа, осуществляющего надзор за банками, недостаточный контроль с его стороны;
  • вмешательство акционеров в деятельность банка и др.

Внутренние факторы включают в себя:

  • некомпетентность руководства банка;
  • недостатки организации внутрибанковского контроля;
  • спекуляцию;
  • недостаточную отраслевую диверсификацию кредитов;
  • слабый контроль за заемщиками;
  • нарушение действующих нормативов;
  • зависимость от заемщика;
  • обман органа банковского надзора;
  • криминальные манипуляции и др.

Из внешних факторов некоторые зарубежные исследователи особо выделяют недостаточно продуманные решения инстанций, предоставляющих лицензии на банковскую деятельность. При предоставлении лицензий на осуществление операций в тех регионах, где рынок и клиентура поделены между имеющимися банками и конкуренция высока, подобные решения могут в отдельных случаях создавать предпосылки будущего банкротства. То же самое происходит, если лицензии предоставляются банкам, ориентирующимся в своей деятельности на одну или несколько фирм, что с самого начала обусловливает их зависимость и неустойчивость.. Зарубежные исследователи пришли к выводу: подавляющее большинство банковских банкротств сводится к внутренним причинам (особое значение имеет ошибочная кредитная политика банков).

ПРИМЕР 1

Крупнейший европейский банк Credit Lyonnais понес в начале 90-х г. XX в. значительные убытки, предоставив миллиардные кредиты на сомнительные финансовые операции. Помощь банку обошлась французскому государству в сумму свыше 33,7 млрд долл. Ошибки в кредитной политике, по оценкам зарубежных экспертов, сводятся к слабому контролю за действиями и финансовым состоянием заемщиков, к превышению допустимых размеров кредитов, а также к недостаточной их отраслевой диверсификации. При несостоятельности кредитных учреждений действие этих факторов обычно прослеживается одновременно. Данные факторы дополняются общей спекулятивной направленностью кредитной политики, а также обманом органов надзора. Одной из важных причин банкротства следует считать одностороннюю ориентацию банка на одного или нескольких заемщиков. Например, банкротство германского концерна Hugo Stinnes GmbH явилось причиной банкротства Hugo Stinnes Bank, финансировавшего этот концерн.

Зарубежные специалисты утверждают: банковская деятельность имеет ряд специфических особенностей, что предъявляет особые требования как к надзору за банками, так и к вмешательству в деятельность банков при угрозе их банкротства. Спецификой банковских операций является трансформация сроков кредита: получая от вкладчиков деньги на относительно короткие сроки, банк превращает их в долгосрочные кредиты. Это находит свое отражение в том, что банки имеют очень низкую долю собственного капитала при весьма значительном удельном весе привлеченного капитала. Банк почти всегда является в значительной степени неликвидным (то есть он не может в любой момент погасить все свои обязательства перед вкладчиками). Таким образом, пока вкладчики сохраняют доверие к банку, они предоставляют ему кредит на неопределенный срок. Если определенная часть депонентов одновременно потребует возврата вкладов, банк неизбежно становится фактически неплатежеспособным. Утрата доверия к банку резко снижает его рыночную стоимость, поскольку он в значительной мере утрачивает возможность проведения прибыльных активных и пассивных операций. Привлечение средств требует повышенных процентных ставок в качестве компенсации за риск. Отток вкладов побуждает ограничивать активные операции, приостанавливать финансирование долгосрочных проектов, которые вследствие этого быстро падают в цене. Потенциальные покупатели ликвидируемых активов приобретают их по существенно заниженной цене.

Важное значение имеет банковский сектор для нормального функционирования рыночной экономики. Повышенная уязвимость и зависимость от доверия вкладчиков побуждают органы власти проявлять особое внимание к устойчивости банковской системы.

Формы обеспечения данной устойчивости определяются большим числом факторов, в том числе характером и остротой возникших проблем, особенностями законодательства, политической и экономической ситуацией в стране и т. п. Во всех случаях власти сталкиваются со следующими основными вопросами:

1. Как избежать спонтанной цепной реакции рынка?

2. Как обеспечить оздоровление балансов и деятельности кредитных учреждений?

3. Как избежать повторения кризисных явлений в банковской сфере?

Для преодоления спонтанной реакции рынка важно своевременно распознать возникающие проблемы и быстро предпринять действия по их решению. Это требует наличия соответствующей системы информации и необходимых финансовых средств.

Практика выработала несколько путей воздействия на банки, которые находятся в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия:

  • выжидание;
  • ликвидация;
  • санация банковских учреждений.

Стратегия выжидания действует в том случае, если есть основания полагать, что затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии их преодолеть. Данная стратегия ведет при определенных условиях к положительным результатам, однако успех зависит от внешних обстоятельств, находящихся вне сферы контроля государства и надзорных органов. Ослабление правил надзора может спровоцировать проведение чрезмерно рискованных операций.

Стратегия ликвидации (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений с клиентурой и потому связано со значительными потерями. Поскольку значение данного фактора возрастает с увеличением размеров банка, данная мера обычно применяется в отношении небольших кредитных институтов. В скандинавских странах она использовалась по отношению к небанковским финансовым компаниям.

Стратегия санации банковских учреждений рассматривается за рубежом в качестве средства, позволяющего повысить эффективность использования финансовых и других ресурсов. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Акционеры подают публике сигнал, что они уверены в жизнеспособности и будущей рентабельности банка. Отказ акционеров от соответствующих действий может рассматриваться в качестве аргумента для инициирования процедуры банкротства. Президент банка Франции, попавшего в затруднительное положение, может предложить акционерам продолжать выполнение своих обязанностей (что также обычно предполагает увеличение капитала, замену руководства и т. п.) или прибегнуть к поддержке других банков (что может в конечном счете означать слияние и поглощение). В скандинавских странах в увеличении капитала традиционно значительную роль играет государство (либо в форме прямых инъекций, либо в форме предоставления гарантий).

Стратегия санации банковских учреждений зачастую сопровождается реструктуризацией, которая предусматривает:

  • совершенствование организационной структуры;
  • упорядочение филиальной сети;
  • концентрацию на сферах деятельности, которые приносят наибольшую прибыль, и отказ от других;
  • высвобождение работников и т. д.

ПРИМЕР 2

Вопросы замены руководства решаются по-разному: в Швеции и Финляндии данная мера осуществлялась реже. Это объясняется тем, что одновременное возникновение проблем у многих кредитных учреждений рассматривается в качестве аргумента в пользу невиновности руководства отдельных банков, и тем, что в небольших странах ощущается дефицит высококвалифицированных руководящих банковских работников.

За рубежом принято, что руководство банка обязано осознавать роль доверия в банковском деле и предпринимать все возможное, чтобы не допустить даже временной неплатежеспособности.

Важнейшую роль в организации процедуры воздействия на проблемные банки Европы играют системы депозитного страхования (СДС), основные функции которых следующие:

  • обеспечение стабильности и укрепление доверия к банковской и финансовой сфере;
  • защита интересов мелких вкладчиков;
  • минимизация издержек страхования.

Выполнение данных функций предполагает активное участие СДС в спасении испытывающих платежные затруднения кредитных учреждений (если это обходится дешевле, чем открытое банкротство и возврат вкладов).

К числу основных задач фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится:

  • оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков;
  • недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям в случае возможных или действительных платежных затруднений, в особенности при угрозе приостановки платежей.

Для решения этих задач используются все необходимые для поддержки меры: платежи отдельным кредиторам, финансовая поддержка банков, предоставление гарантий или принятие на себя их обязательств. Наряду с этим в качестве срочных можно использовать и такие меры, как временное закрытие банка, запрет на осуществление финансовых операций, которые не служат цели погашения долгов, запрет на прием новых вкладов и т. д.

Неплатежеспособность рассматривается СДС как сигнал возможной неэффективности банка и некомпетентности его руководства. При этом учитывается, что автоматическое предоставление финансовой помощи может лишь оттянуть момент банкротства и порой оборачивается тем, что банк, стремясь увеличить рентабельность, пускается в рискованные операции и, в конечном счете, наносит вкладчикам больший ущерб, чем могло бы быть изначально. Поэтому осуществляется постоянный надзор за деятельностью банков, задачей которого является раннее обнаружение и предупреждение возникновения острых проблем. Если это не удается и анализ состояния дел проблемного банка приводит к выводу, что его санация нецелесообразна, СДС принимает активное участие в организации и проведении процедуры банкротства.

Антикризисное управление при возникновении у банков финансовых затруднений должно дополняться мерами по предотвращению кризисных явлений в перспективе.

Зарубежные исследователи выделяют два основных направления таких мер:

  • сбалансированная макроэкономическая политика;
  • совершенствование банковского надзора.

Макроэкономическая политика должна направляться в первую очередь на борьбу с инфляцией, которая создает предпосылки общей нестабильности на финансовых рынках, способствует росту процентных ставок, что может провоцировать банкротства заемщиков и т. д. Мягкий кредитно-денежный курс создает условия для массовой спекуляции (спекуляции с недвижимостью), которая может серьезно дестабилизировать финансовую сферу. В то же время макроэкономическая политика должна действовать и против спада производства, который неизбежно связан с банкротствами.

Совершенствование банковского надзора призвано создать механизм, обеспечивающий соблюдение финансовой дисциплины. Все страны, сталкивавшиеся в последние годы с проблемами в банковском секторе, стали действовать в направлении, которое включает в себя:

  • увеличение минимальных размеров собственного капитала банков;
  • усиление контроля за небанковскими финансовыми учреждениями и т. д.

Опыт стран, испытавших финансовый кризис, показывает, что само по себе дерегулирование (если оно не сопровождается совершенствованием контроля за банковским сектором) может привести к усилению государственного участия через механизм спасения испытывающих трудности кредитных учреждений.

Из вышеизложенного следует, что необходимой предпосылкой оздоровления банковской системы является разработка нормативной базы, регулирующей все стороны взаимоотношений участников экономического процесса, включая неплатежеспособность и банкротство. При этом национальное законодательство наряду с основополагающими принципами, принятыми в большинстве государств, должно учитывать специфику экономической ситуации в конкретной стране и открывать возможности решения назревших хозяйственных проблем.

А. Ф. Гарифулин, экономист

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.