В некоторых законодательных документах встречается термин «продукция собственного производства», но при этом нет четкого разъяснения, как рассчитывается ее себестоимость. Осложняется понимание данного термина и отраслевыми особенностями промышленных предприятий. Так, в одних отраслях выпуск продукции собственного производства является постоянным процессом, в других ее производят время от времени, а в третьих такую продукцию не выпускают вообще. Поэтому необходимо разобраться в этих вопросах более детально.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ПРОДУКЦИЯ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Продукция собственного производства упоминается в статье 254 «Материальные расходы» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), где определяется порядок формирования себестоимости выпуска продукции, работ или услуг.
В пункте 4 этой статьи говорится о том, что «в случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса».
А статья 319 НК РФ в пункте 1 определяет, что продукция собственного производства, переходящая в виде полуфабриката для участия в следующих производственных этапах (переделах), относится к незавершенному производству. В этом же пункте указано следующее:
Извлечение из НК РФ
Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
[…]
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
[…]
В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
[…]
Из приведенных положений можно сделать вывод: для расчета себестоимости продукции собственного производства предприятие должно утвердить в учетной политике порядок распределения прямых расходов между частью такой продукции, которая будет реализована покупателям, и той частью, которая послужит материальным расходом для другой готовой продукции.
Ввиду многочисленных вопросов со стороны налогоплательщиков по поводу методики расчета себестоимости продукции собственного производства Минфин России опубликовал отдельное письмо от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/223. В письме разъясняется, что под продукцией собственного производства понимается продукция, которую организация выпускает как для реализации покупателю, так и для использования в своем производстве.
Также в письме есть вывод о том, что продукцией собственного производства не является продукция, если она изначально изготовлена организацией только для собственных нужд.
В практике работы крупных производственных предприятий продукцией собственного производства могут быть энергоресурсы, вырабатываемые котельной, транспортные или погрузо-разгрузочные услуги, которые используют для участия в производственных процессах компании и реализуют сторонним покупателям.
Из сказанного выше следует: чем больше видов продукции собственного производства выпускает предприятие, тем сложнее будет рассчитать точную себестоимость отдельных видов такой продукции и перенести ее на следующие этапы выпуска готовой продукции.
Поэтому для таких предприятий, кроме отражения данного вопроса в учетной политике, важно разработать и использовать в работе отдельный документ, регламентирующий расчет себестоимости выпуска единицы каждого вида продукции собственного производства, поскольку действующее законодательство дает право предприятиям самостоятельно определять правила распределения затрат и расчет себестоимости выпуска продукции собственного производства.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Алгоритм формирования себестоимости выпуска продукции собственного производства будет зависеть от следующих факторов деятельности предприятия:
• цепочка технологических процессов;
• роль продукции собственного производства в формировании себестоимости готовой продукции;
• применяемый на предприятии метод калькулирования себестоимости продукции.
В зависимости от особенностей организации производственных процессов компании продукция собственного производства может выпускаться в трех видах:
1) полуфабрикаты, часть которых будет реализована сторонним покупателям, а другая будет использована в качестве сырья на последующих технологических этапах (переделах) выпуска готовой продукции. Такая технология чаще всего встречается на предприятиях пищевой промышленности и в сфере общественного питания. Например, на мясоперерабатывающих предприятиях полуфабрикат в виде кускового мяса или фарша может выступать как в роли готовой продукции, реализуемой покупателям, так и в виде сырья для выпуска мясных и колбасных изделий. В сфере общественного питания таким примером может служить производство теста, часть которого реализуется как готовая продукция, а часть используется в виде сырья для выпуска кулинарных изделий;
2) готовая продукция, часть которой будет реализована сторонним покупателям, а часть будет использована для внутренних хозяйственных нужд предприятия. Эта технология распространена на предприятиях по производству строительных материалов, мебели, рабочей одежды, инструментов и инвентаря. В данном случае большая часть продукции реализуется сторонним покупателям, а некоторая часть используется для внутренних нужд самой компании;
3) услуги или работы вспомогательных производств, часть которых реализуется сторонним покупателям, а часть используется для производственных нужд и распределяется на себестоимость выпуска готовой продукции. Практически на любом среднем и крупном производственном предприятии есть подразделения вспомогательного производства, продукция которых в виде различного вида ресурсов, работ или услуг в большей части используется для обеспечения выпуска готовой продукции, а в некоторой части реализуется сторонним покупателям как продукция собственного производства.
На алгоритм формирования себестоимости выпуска продукции собственного производства также влияет степень ее участия в формировании себестоимости готовой продукции. Здесь может быть несколько вариантов.
Вариант 1. Если продукция собственного производства применяется в виде полуфабриката для выпуска готовой продукции предприятия, то производственная себестоимость данного полуфабриката зависит от того, на какой стадии производства он формируется, потому что в нее войдут затраты всех предыдущих производственных этапов.
Например, на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности формирование производственной себестоимости выпуска продукции производится на пяти этапах (переделах), каждый из которых осуществляется в обособленном производственном подразделении (см. рисунок).
Из схемы мы видим следующее:
• если предприятие будет реализовать продукцию собственного производства в виде порционных кусков, то ее себестоимость сформируется только из затрат первого и второго этапов;
• если продукция будет реализована в виде фарша, то ее производственная себестоимость будет равна сумме затрат первого, второго и третьего этапов;
• себестоимость продукции собственного производства в виде формовых изделий для жарки или запекания (колбаски, рулеты, котлеты и т. д.) сложится из затрат этапов с первого по четвертый.
Вариант 2. Если часть продукции собственного производства используется для нужд предприятия в хозяйственных целях, то производственная себестоимость ее выпуска будет равна производственной себестоимости готовой продукции.
Вариант 3. Если под продукцией собственного производства подразумевается выпуск услуг или работ вспомогательных подразделений, то под ее производственной себестоимостью подразумевается калькуляция затрат конкретного вспомогательного подразделения, выпускающего данный вид продукции собственного производства, а не затраты других подразделений компании.
Утвержденный в учетной политике компании метод калькулирования себестоимости выпуска продукции также влияет на формирование себестоимости продукции собственного производства, потому что от выбора того или иного метода зависят порядок отнесения прямых затрат на производство продукции и алгоритмы распределения косвенных затрат.
Основные методы калькуляции себестоимости продукции:
• попередельный;
• попроцессный;
• позаказный.
Рассмотрим каждый метод подробнее.