Внутренняя отчетность предприятия за полугодие

«Планово-экономический отдел» №6 2018 / Отчетность

 

Главная задача управленческого учета — предоставить сотрудникам предприятия аналитическую информацию, достаточную для принятия управленческих решений. В большинстве случаев такую информацию предоставляют в форме отчетности. Что включить в состав отчетности для руководителей промышленного предприятия, какая форма должна быть у отчетов, рассмотрим в данной статье.

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Любое промышленное предприятие постоянно нуждается в экономической информации, характеризующей использование производственных ресурсов. Такая информация представляется руководству предприятия и специалистам в виде внутренней управленческой отчетности. Требования к построению и содержанию внутренней отчетности вырабатываются практическим опытом.

Основные требования к внутренней управленческой отчетности:

  • целесообразность — информация внутренних отчетов должна отвечать цели, ради которой ее подготовили;
  • объективность и точность — внутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок, степень погрешности в них не должна мешать принятию обоснованных решений;
  • оперативность — отчетность должна быть подготовлена к тому времени, когда в ней возникнет необходимость;
  • краткость — в отчетности не должно быть излишней, избыточной информации. Чем меньше объем отчета, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;
  • сопоставимость — означает возможность использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности; отчетность должна быть сопоставима с планами;
  • адресность — отчетные данные нужно донести до ответственного руководителя и других заинтересованных лиц, соблюдая конфиденциальность, установленную на предприятии;
  • эффективность — издержки на составление внутренней отчетности должны быть сопоставлены с выгодами от полученной управленческой информации.

К внутренней управленческой отчетности предъявляют не только универсальные, но и дополнительные требования.

Отчетные формы должны содержать первичную аналитическую информацию: отклонения от целей, норм и смет доходов, ранжирование отклонений и т. д.

ПРИМЕР ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рассмотрим внутреннюю управленческую отчетность, которую представляют руководителю промышленного предприятия.

Основу отчетности составляют три основных документа:

  • Отчет о прибыли и убытках (с расшифровкой постоянных расходов и расчетом точки безубыточности);
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о движении продукции (реализация, производство и остатки).

В отчетах присутствует сравнение показателей текущей ситуации с плановыми и фактическими показателями за аналогичный период прошлого года.

Каждый отчет сопровождает аналитическая записка с пояснением значений показателей и указанием основных тенденций их развития.

Отчет о прибыли и убытках

Отчет о прибыли и убытках имеет следующую форму (табл. 1).

 

Таблица 1. Отчет о прибыли и убытках, тыс. руб.

Показатель

Январь

Июнь

Итого

Сравнение

факт 2017 г.

план 2018 г.

факт 2018 г.

факт 2017 г.

план 2018 г.

факт 2018 г.

факт 2017 г.

план 2018 г.

факт 2018 г.

факт 2018 г./2017 г., %

факт/план 2018 г., %

Объем реализации продукции

51 274

56 500

52 287

86 652

95 400

88 720

415 775

457 700

427 342

103

93

Себестоимость продукции

38 844

41 852

40 221

65 645

70 667

68 246

314 981

339 037

328 725

104

97

Маржинальный доход от реализации продукции

12 430

14 648

12 066

21 007

24 733

20 474

100 794

118 663

98 617

98

83

Объем реализации розничных товаров

458

500

606

741

700

1461

3566

3500

5545

155

158

Себестоимость розничных товаров

366

400

505

593

560

1050

2853

2800

4353

153

155

Маржинальный доход от реализации товаров

92

100

101

148

140

411

713

700

1192

167

170

Объем оказанных услуг

128

200

126

269

200

258

1116

1200

893

80

74

Себестоимость услуг

64

100

60

135

100

133

558

600

455

82

76

Маржинальный доход от продажи

64

100

66

135

100

125

558

600

438

78

73

Общая сумма маржинального дохода

12 586

14 848

12 234

21 289

24 973

21 010

102 065

119 963

100 247

98

84

Постоянные расходы

8622

9379

9085

8723

9254

8997

53 585

56 682

55 697

104

98

Прибыль

3964

5469

3149

12 566

15 719

12 013

48 480

63 281

44 550

92

70

Рентабельность производства, %

8

11

6

17

20

15

13

16

11

 

 

Доля прибыли в выручке, %

8

10

6

14

16

13

12

14

10

 

 

 

Отчет о прибыли и убытках — это основной отчет, рассматриваемый руководством предприятия. Как видно из отчета, представленного в табл. 1, прибыль предприятия за первое полугодие 2018 г. составила 44 550 тыс. руб. План по прибыли на 2018 г. (63 281 тыс. руб.) не выполнен. Прибыль снизилась по сравнению с уже достигнутым уровнем 2017 г. (48 480 тыс. руб.).

Объем реализованной продукции собственного производства составляет 427 342 тыс. руб., что на 7 % меньше запланированного (457 700 тыс. руб.) и на 3 % больше аналогичного периода предыдущего года (415 775 тыс. руб.). В то же время фактический объем маржинального дохода в рассматриваемом периоде на 2 % меньше аналогичного периода прошлого года. Прибыль по сравнению с прошлым годом снизилась на 8 %. При росте объема реализации мы наблюдаем снижение маржинального дохода и прибыли. Следует провести детальный анализ и выяснить, почему сложилась такая ситуация.

В таблице 1 рассчитывают два показателя, которые характеризуют эффективность использования производственных ресурсов. Первый из них — рентабельность собственного производства.

Рентабельность производства представляет собой отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Формула расчета данного показателя:

 

Р = П / С × 100 %,

 

где Р — рентабельность производства, %;

П — прибыль предприятия, тыс. руб.;

С — себестоимость продукции, тыс. руб.

Рентабельность рассматриваемого периода составила 11 %, в то время как плановая рентабельность рассчитывалась на уровне 16 %. Соответственно, рентабельность 2017 г. не достигла уровня прошлого года (13 %), а снизилась на 2 %.

Доля прибыли в выручке предприятия (или рентабельность реализации) — второй показатель, отражающий эффективность использования ресурсов. По сути, это удельный вес прибыли в выручке предприятия. Расчет производят по формуле:

 

D = П / В × 100 %,

 

где D — доля прибыли в выручке предприятия;

В — выручка предприятия, тыс. руб.

Фактическое значение данного показателя за первое полугодие 2018 г. ниже планового и ниже показателя за соответствующий период прошлого года, что говорит о снижении доли прибыли в выручке предприятия.

Важный момент: к Отчету о прибыли и убытках прилагают приложение № 1 и приложение № 2.

В приложении № 1 проведен расчет текущей точки безубыточности по среднемесячным показателям, сформированным за первое полугодие по плану и факту 2018 г. и за аналогичный период прошлого года (табл. 2).

 

 

Точка безубыточности — такой объем продаж, при котором прибыль равна нулю. Это пороговое значение объема реализации, ниже которого предприятие несет убытки. При объеме реализации в размере точки безубыточности маржинального дохода должно быть столько, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия (см. табл. 2: маржинальный доход = постоянные затраты). При этом прибыль нулевая.

Точку безубыточности в денежном выражении можно рассчитать следующим образом:

 

Втб = ПЗ / (В – ПерЗ) × В

 

или

 

Втб = ПЗ / МД × В,

 

где Втб — выручка предприятия в точке безубыточности, тыс. руб.;

ПЗ — постоянные затраты, тыс. руб.;

ПерЗ — переменные затраты, тыс. руб. (в рассматриваемом случае — себестоимость продукции);

МД — маржинальный доход (разница между выручкой и переменными затратами), тыс. руб.

 

Р. В. Казанцев, исполнительный директор ООО «УК Теплодар»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.