Электронная версия журнала

Реструктуризация просроченной дебиторской задолженности

«Планово-экономический отдел» №5 2019 / Технологии управления

 

Дебиторская задолженность для целей финансового анализа считается быстрореализуемым оборотным активом, однако в практике хозяйственной деятельности компаний в составе краткосрочной дебиторской задолженности неизбежно появляются и нарастают суммы просроченных обязательств покупателей и других контрагентов перед компанией. Если, к примеру, компания не может получить от покупателя долг, погашение которого просрочено свыше шести месяцев, то вряд ли можно считать такую задолженность быстрореализуемым активом.

Потенциальные инвесторы и заемщики также будут воспринимать значительные суммы просроченной дебиторской задолженности как сигнал о недостаточной финансовой устойчивости и платежеспособности компании. Поэтому руководитель финансово-экономической службы любой компании должен контролировать процесс старения дебиторской задолженности и своевременно принимать меры для ее оптимизации. Эту важную задачу можно выполнить разными способами. Один из способов — реструктуризация просроченной дебиторской задолженности.

АНАЛИЗИРУЕМ СТРУКТУРУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЕМ ВЕЛИЧИНУ «ДЕБИТОРКИ», ПОДЛЕЖАЩЕЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Дебиторская задолженность компании неоднородна по составу и видам обязательств, поэтому перед ее реструктуризацией нужно:

  • рассмотреть структуру «дебиторки»;
  • выяснить размер просроченной задолженности;
  • определить величину дебиторской задолженности, которая подлежит реструктуризации.

По структуре всю дебиторскую задолженность можно разбить на три группы:

1) обязательства контрагентов перед компанией, связанные непосредственно с ведением бизнеса;

2) обязательства контрагентов перед компанией, не связанные напрямую с ведением бизнеса;

3) обязательства контрагентов перед компанией, связанные с внутренними бизнес-процессами компании.

К первой группе относятся следующие виды дебиторской задолженности:

  • обязательства покупателей компании по оплате поставленной продукции/товаров, оказанных услуг или выполненных работ;
  • авансовые платежи поставщикам компании;
  • авансовые платежи и переплата по налогам и сборам.

Во второй группе дебиторской задолженности находятся:

  • обязательства контрагентов компании по выданным векселям;
  • задолженность дочерних и зависимых компаний;
  • прочие внереализационные обязательства контрагентов перед компанией.

В третью группу включают суммы выданных сотрудникам авансов по заработной плате, числящиеся за сотрудниками подотчетные средства, прочие обязательства сотрудников перед компанией (недостачи, возмещения убытков и т. д.), а также задолженность собственников компании по вкладам в уставной капитал.

По срокам образования дебиторская задолженность подразделяется следующим образом:

  • срочная (договорной срок исполнения обязательств контрагентов компании еще не наступил);
  • просроченная (срок исполнения обязательств со стороны контрагентов компании уже прошел).

Для целей реструктуризации просроченную дебиторскую задолженность нужно разделить на три группы:

  • невостребованная (ее, собственно, и можно реструктурировать);
  • сомнительная (меры к погашению уже предпринимались, но на момент анализа не дали результатов);
  • безнадежная (срок исковой давности к ее взысканию уже прошел).

Проанализируем структуру дебиторской задолженности компании «Альфа» по состоянию на 01.04.2019 по видам обязательств и срокам их возникновения (табл. 1).

 

На основании данных табл. 1 можно сделать вывод, что в качестве основных объектов реструктуризации следует рассматривать:

  • невостребованные и сомнительные обязательства покупателей (7000 тыс. руб.);
  • невостребованные и сомнительные суммы авансов поставщикам (1000 тыс. руб.);
  • невостребованный долг по полученным векселям (1000 тыс. руб.).

В рамках реструктуризации безнадежную просроченную дебиторскую задолженность можно списать на убытки, однако в данном случае нужно проверить, будет ли соответствовать такое списание требованиям законодательства.

ВЫБИРАЕМ СПОСОБ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ДЛЯ КОНТРАГЕНТОВ

Определившись с размером просроченной дебиторской задолженности, которую можно рассматривать в качестве объекта реструктуризации, следует перейти к выбору способов ее проведения. Дебиторскую задолженность можно реструктурировать с помощью следующих методов:

  • изменение договорных условий по отсрочке платежа покупателю;
  • переоформление дебиторской задолженности в вексельное обязательство;
  • использование процедуры факторинга;
  • проведение взаимозачета встречных требований компании и ее контрагента;
  • передача дебитором имущества в счет погашения задолженности;
  • уступка права требования долга дебитора третьему лицу;
  • списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам;
  • списание безнадежной дебиторской задолженности на убытки компании.

Чтобы выбрать для конкретного дебитора наиболее подходящий способ реструктуризации его просроченной задолженности, нужно изучить:

  • причины возникновения просрочки платежа, особенности договорных отношений с этим контрагентом;
  • ценность и значимость контрагента для бизнеса компании;
  • историю взаиморасчетов и другие факторы.

Приведем таблицу, в которой представлены рекомендации по использованию/неиспользованию того или иного метода реструктуризации просроченной дебиторской задолженности (табл. 2).


Как видно из табл. 2, у любой компании есть достаточно широкий выбор методов реструктуризации, однако каждый из них имеет определенные ограничения и риски использования.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Чтобы выбрать методы, наиболее эффективные для конкретного предприятия, нужно провести инвентаризацию просроченной дебиторской задолженности на начало периода, в котором предполагается реструктурирование долгов.

 

Вернемся к компании «Альфа». В ходе инвентаризации просроченной дебиторской задолженности детализируем ее до отдельных контрагентов компании и рассмотрим, какой метод уменьшения задолженности можно использовать для каждого из них.

Начнем работу с анализа просроченных обязательств покупателей компании, а затем проанализируем просроченную задолженность по авансам поставщикам компании.

А. А. Гребенников, финансовый директор ООО "Ипатовский пивзавод"

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2019.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.