Электронная версия журнала

Внутренний контроль: инструмент и функция управления

«Планово-экономический отдел» №5 2015 / Технологии управления

Внутренний контроль является важным элементом управления хозяйственной деятельностью предприятия. Именно контроль помогает своевременно выявить слабые места и неэффективные решения, исправить ошибки в управлении и не допустить их повторения в будущем. Оценивая успехи и неудачи хозяйственной деятельности, а также их причины, руководство получает возможность контролировать бизнес-процессы и тем самым достаточно быстро адаптироваться к динамичным требованиям внешней среды. В данной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся контроля хозяйственной деятельности предприятия, показаны особенности построения системы внутреннего контроля и способы ее мониторинга.

 

Вопросы контроля хозяйственной деятельности стали активно обсуждаться с момента вступления в силу положений ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ). В указанном законе выделены два контролируемых процесса:

  • внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни;
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ систему внутреннего контроля обязаны организовать предприятия всех форм собственности.

О внутреннем контроле ведения бухгалтерского учета в п. 2 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ сказано, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Соответственно, предприятия, не попадающие под обязательный аудит, имеют право не осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета.

Контроль начинается с момента, когда определены цели, поставлены задачи и созданы условия для их решения. Выполнение планов, эффективность хозяйственных процессов, функционирование системы управления и качества нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Система внутреннего контроля предполагает сравнение плановых и фактических показателей эффективности хозяйственной деятельности организации, оценку наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур и корректирующих действий, направленных на исправление ошибок, неточностей, которые могут улучшить ситуацию.

Организация внутреннего контроля должна быть ориентирована на организационно-правовую форму, размеры предприятия и масштабы его деятельности. Чем сложнее структура предприятия, тем больше информации надо для принятия эффективных управленческих и экономических решений.

Построение в организации системы контроля начинается с выделения объектов контроля. Объектами контроля могут быть следующие факты хозяйственной жизни:

  • объем продаж;
  • выпуск готовой продукции;
  • система мотивации;
  • отношения с клиентами и сотрудниками;
  • соответствие запланированных и реальных результатов производственно-коммерческой деятельности.

Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления предприятием. На производственных предприятиях контроль целесообразно организовывать по центрам затрат. Система внутреннего контроля эффективнее в том случае, если все сотрудники организации выполняют контрольные процедуры.

Контроль представляет собой непрерывный процесс, который можно разделить на четыре стадии:

1. Установление плановых величин и стандартов. Принятые стандарты и нормативы должны объективно отражать реальность, основные стороны работы предприятия. Кроме того, они должны быть гибкими, то есть нужно регулярно их пересматривать при изменении внутренних и внешних условий.

2. Выбор показателей для измерения плановых величин и стандартов. Выбранные показатели должны соответствовать виду контролируемой деятельности, для их измерения необходимо выбрать единицу, которую можно преобразовать в единицы стандарта.

3. Сравнение. Фактические показатели сравниваются с плановыми. Это дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону. Во внимание принимаются существенные отклонения от стандартов. Величины допустимых отклонений, в пределах которых отклонения результатов от намеченных целей считаются несущественными, организация устанавливает самостоятельно и отражает во внутренних локальных актах.

4. Принятие необходимых корректирующих действий. Такие действия принимаются на основании оценки полученных результатов. В процессе контроля могут быть получены три вида результатов:

  • положительные — фактические параметры лучше запланированных. Корректировочные действия в этом случае будут направлены на закрепление мер, давших такие результаты (например, мотивация труда, увеличение производственных мощностей);
  • отрицательные — фактические данные оказались хуже запланированных. В данном случае применяются меры для выяснения причин и исправления ситуации. Например, рост процента брака может быть следствием недостаточной квалификации сотрудников. Значит, нужно повысить уровень образования работников, автоматизировать производственные процессы. Иногда могут пересматриваться плановые показатели;
  • нейтральные — организация работает в соответствии с планом, корректировочные действия не требуются.

Е. В. Акимова, аудитор

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.