Электронная версия журнала

Как организовать работу по инвентаризации запасов

«Планово-экономический отдел» №4 2016 / Руководство к действию

Общеизвестно, что материальные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие компании, но числящиеся в бухгалтерском учете (в частности, имущество, находящееся на хранении, арендованное, полученное для переработки), подлежат инвентаризации. Цели инвентаризации по запасам:

  • выявление и документальное подтверждение фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • оценка имущества, выявление некондиционных материальных ресурсов и подготовка документов для их уценки или списания (утилизации) cогласно обоснованным заключениям, сформированным с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций;
  • определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов и подготовка документов для привлечения их к материальной ответственности.

Нередко у компаний возникают проблемы по процедуре проведения инвентаризации, по основным организационным моментам. В связи с этим рассмотрим вопросы, касающиеся организации проведения инвентаризации.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ?

На начальном этапе инвентаризации необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • подготовить приказ о проведении инвентаризации;
  • сформировать инвентаризационную комиссию;
  • определить сроки проведения инвентаризации;
  • составить перечень имущества, подлежащего инвентаризации;
  • получить расписки от материально ответственных лиц.

Приказ о проведении инвентаризации материальных запасов может иметь следующий вид:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

(ООО «Альфа»)

 

ПРИКАЗ

«15» декабря 2015 г.                                                                                                                                                     № 120

 

О проведении

инвентаризации материальных запасов

 

В связи с перераспределением должностных обязанностей между работниками склада

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Провести инвентаризацию материальных запасов по состоянию на 21.12.2015 у кладовщика Иванова С. И.

2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в следующем составе:

председатель —                заведующий складом      Куркин А. В.;

члены комиссии:               бухгалтер                                           Петрова О. Б.;

экономист                                          Ульянов В. И.

3. К инвентаризации приступить 21.12.2015 и закончить 24.12.2015.

4. Материалы по результатам инвентаризации сдать в бухгалтерию не позднее 28.12.2015.

5. Возложить материальную ответственность за получение, хранение, учет, отпуск материальных запасов с 28.12.2015 на кладовщика Крылова Б. С.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Бычкову С. А.

 

Директор ООО «Альфа»                 Пирогов                               Л. П. Пирогов

 

С приказом ознакомлены:

 

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Куркин А. В.

Куркин

17.12.2015

Петрова О. Б.

Петрова

17.12.2015

Ульянов В. И.

Ульянов

17.12.2015

Иванов С. И.

Иванов

17.12.2015

Крылов Б. С.

Крылов

17.12.2015

Бычкова С. А.

Бычкова

17.12.2015

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Лучше всего состав инвентаризационной комиссии распределить так: половина — ревизоры, половина — сотрудники компании для подсчета учетных и фактических данных. В состав инвентаризационной комиссии обязательно включите представителей службы внутреннего аудита, работников бухгалтерии, инженерных, финансовых и других служб компании.

 

Перед началом инвентаризации инвентаризационная комиссия должна проверить наличие:

  • документов, необходимых для документального подтверждения в процессе инвентаризации имущества и финансовых обязательств (например, карточек материальных ресурсов);
  • бланков инвентаризационных описей, актов, сличительных ведомостей по объектам, материально ответственным лицам и местам хранения;
  • документов, которые нужны для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Перед проверкой фактического наличия имущества комиссия должна изъять последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты. Проверка фактического наличия имущества, которое при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Материально ответственные лица в обязательном порядке дают расписки, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Члены инвентаризационной комиссии должны знать свои права и обязанности.

Инвентаризационная комиссия обязана:

  • соблюдать организационные правила проведения инвентаризации (последовательность проведения инвентаризационных процедур; обеспечение кворума при проведении инвентаризации, обязательного участия материально ответственных лиц в инвентаризационных процедурах, надлежащего режима доступа в помещения, где проводится инвентаризация, надлежащего порядка хранения инвентаризационных документов в процессе проведения инвентаризации);
  • соблюдать установленные способы проведения инвентаризации, приемы, методы выявления, подтверждения, оценки, которые установлены в отношении отдельных видов имущества и обязательств, как нормативно установленные, так и разработанные организацией;
  • обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках запасов (товаров);
  • обеспечить правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации;
  • обеспечить рассмотрение любых претензий к инвентаризационной комиссии или к отдельным ее членам;
  • обеспечить расследование причин обнаружения на складах некондиционных сырья, материалов, запчастей, покупных и собственных полуфабрикатов, готовой продукции, тары, по которым невозможно предъявить претензии поставщикам указанных материальных ресурсов, а также подготовку и оформление документов об уценке, дальнейшем использовании или списании и утилизации этих ценностей;
  • при обнаружении недостачи или порчи имущества определить круг виновных лиц, допустивших ущерб;
  • установить виновников и причины возникновения излишков, взять с них письменные объяснения и подготовить материалы для определения руководителем компании организационных мер по налаживанию учета и принятию к виновным дисциплинарных мер воздействия.

Инвентаризационная комиссия имеет право:

  • требовать от руководителя компании создать условия, обеспечивающие своевременное и качественное проведение инвентаризации (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой);
  • требовать от руководителя организации содействия в получении информации от других лиц;
  • требовать от материально ответственных лиц и работников бухгалтерской службы необходимые разъяснения в отношении инвентаризируемого имущества;
  • требовать от соответствующих служб организации необходимые документы и разъяснения в целях получения сведений для формирования решений в отношении инвентаризуемого имущества и обязательств.

М. В. Алтухова,
канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017