Электронная версия журнала

Некоторые аспекты ценообразования за рубежом

«Планово-экономический отдел» №4 2012 / Секрет фирмы

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпевало значительные изменения. Какие, попытаемся понять, рассматривая зарубежный опыт ценообразования, его закономерности и тенденции.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и рыночной экономики, показала преимущества экономики смешанного типа.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей стратегии выбирают определенные правила ценообразования. Данные правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию урегулирования конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10–30 % общего объема выпускаемой продукции.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние многообразные факторы (национальные, климатические, сырьевые, политические), а также место, которое занимает страна в мировом разделении труда.

Характерные черты ценообразования и регулирования цен в промышленно развитых странах. Рассмотрим, с помощью каких мер и методов осуществляется государственное регулирование цен в разных странах.

Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль цен.

Законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных стран. Именно это побудило правительства многих государств искать приемлемые для большинства стран принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.

Всего в США государством регулируется от 5 до 10 % цен.

Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновой продукции, получают от министерства сельского хозяйства займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены опускаются ниже уровня, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, помощь беднякам, продовольственную помощь слаборазвитым странам и продажу другим государствам.

Основными законодательными актами США являются Кодекс внутренних доходов, Временные инструкции к Кодексу, Налоговый кодекс США «IRC».

 

Франция. Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции (регулированием цен занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и бюджета).

Следует отметить, что Франция — одна из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Оно частично сохранилось здесь и сегодня.

В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Они являются сотрудниками Отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции, Департамента по конкуренции, Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов. В больших городах штат контролеров составляет 10–12 человек.

Основная задача государственных контролеров — наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры составляют акты по нарушению правил ценообразования, затем передают их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.

 

Испания. Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на основе закона о защите конкуренции. Это относится к товарам и услугам, производство которых монополизировано.

Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов Испании.

Дания. Система ценообразования складывается преимущественно под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие на формирование цен весьма ограниченно и сводится к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как объем производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т. д.

Гибкое использование системы потребительских налогов позволяет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров, воздействовать на их потребление с определенной целью (например, ограничить потребление спиртных напитков).

Цены и тарифы в государственном секторе, масштабы которого невелики, устанавливаются фолькетингом (парламентом), муниципальными и государственными властями. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6 %.

Хотя в Дании фактически отсутствует система предоставления государственных дотаций к ценам, государство выделяет потребителям субсидии на приобретение медицинских препаратов. Но этот порядок следует рассматривать в качестве элемента системы социального обеспечения, а не как дотации к ценам.

Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем. Молодым фермерам, купившим собственное хозяйство, предоставляются льготные кредиты.

В Германии основными законодательными актами являются Положение о налоговом контроле, Закон «О налогообложении при заграничных отношениях».

Контроль ценообразования осуществляется посредством следующих мероприятий:

  • контроль методов определения соответствия цен (метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод);
  • проверка суммы товарообмена между взаимосвязанными лицами (не превышает 5 млн евро, общая годовая сумма других сделок не превышает 500 тыс. евро);
  • оценка круга взаимозависимых лиц (прямое или косвенное участие в 25 % другой компании; лица, способные оказывать влияние на условия соглашения сделок, совершаемых другим лицом, наличие собственного интереса в сделках);
  • сопоставление контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами с такими же сделками между независимыми третьими лицами, проводимыми по возможности при более или менее одинаковых условиях;
  • определение цены «трансфертного пакета» осуществляется на ступени гипотетичной соразмерности.

Швеция. Представляет интерес опыт ценообразования и государственного регулирования цен в стране. Следует отметить, что наблюдение и контроль за ценами здесь ведет специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. В стране приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и условиях конкуренции.

Согласно закону государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен.

Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только риксдагом (парламентом).

Уровень цен регулируется с помощью государственной монополии и государственных мероприятий. Так, существует государственная монополия на винно-водочные изделия, аптечную торговлю, почтовые и другие виды коммуникаций. Кроме того, государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции: зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием в переговорах между правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен.

Важный источник средств для субсидирования шведского сельского хозяйства — таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.

Особая сфера ценообразования — цены на жилье. Если они слишком высоки, то государство выдает жилищные субсидии и займы.

Следует отметить, что с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, ведется индексация доходов населения (один раз в год).

Япония. Государство регулирует цены на рис, пшеницу (утверждает парламент), мясо и молочные продукты (Министерство земледелия, лесоводства и рыболовства), железнодорожные тарифы (Министерство транспорта), тарифы на воду и теплоснабжение, электроэнергию и газ (Агентство природных ресурсов и энергии), стоимость образования и медицинского обслуживания. В целом регулируется 20 % потребительских цен.

Законодательная база для регулирования цен включает в себя антимонопольный закон, закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию животноводства.

В стране запрещено устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель выбить конкурента из рынка. Введены ограничения на единовременное повышение цен.

Финляндия. В 1980-е гг. эту страну называли скандинавской Японией. Она достигла высокого уровня экономического развития и заняла одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. Несмотря на то что экономика этой страны опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важного регулятора экономического развития страны и политики установления цен.

В политике ценообразования финляндскому правительству принадлежат важные функции. Министерство торговли осуществляет планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), продукцию винно-водочной промышленности. Существенную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки и под щадящий процент. Система ценообразования в стране отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг.

Например, в кафе-ресторане цена целой порции дороже половины не в два раза, а всего на 25–30 %. Следовательно, создается заинтересованность в потреблении.

Другой пример — цены на гостиничные услуги. В первый день они дороже, чем в остальные, на 50–69 %. Сообразно длительности проживания в гостинице цены на услуги прачечной или химчистки снижаются в геометрической прогрессии.

Норвегия. Внутренние цены устанавливаются на основе мировых цен. Ценообразование в этой стране осуществляется в соответствии с Законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции. За ценообразование здесь ответственны Министерство труда и администрации, Национальный совет по ценам, Директорат, Государственная инспекция по ценам и комитеты по ценам местных органов.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, производит замораживание цен, устанавливает порядок исчисления цен, скидок и надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования, а также предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

Австрия. Ценообразование происходит на основе закона о ценах, закона о картелях и антидемпингового закона.

Государство регулирует около 10 % цен (на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию и газ, теплоснабжение).

Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.

Ценообразованием занимаются следующие органы: Межведомственная комиссия по ценам, Министерство финансов (устанавливает цены на спиртные напитки), Министерство экономики (имеет право регулировать цены до шести месяцев на любые товары или виды услуг).

Швейцария. В законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает также цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и некоторым другим товарам.

Цены на товары, которые защищает или субсидирует государство, также находятся под контролем.

Орган ценообразования — Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением Федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.

Канада. В стране нет единой системы регулирования цен, но ценовую политику в той или иной мере проводят министерства, ведомства и организации. Удельный вес цен, регулируемых государством, составляет 10 %.

Австралия. Здесь нет специальной системы регулирования цен.

Контроль за ценами (на хлеб, молоко, яйца) осуществляется в ряде штатов специальными уполномоченными организациями, входящими в состав казначейств этих штатов. Уполномоченные организации регулярно пересматривают максимальный уровень цен на данные товары. На другие массовые сельскохозяйственные товары назначаются минимально гарантированные закупочные цены. Решение этих вопросов входит в функции пшеничного комитета, корпорации по шерсти, комитета по сахару. Оптовые цены не могут быть повышены без предварительного уведомления (за 21 день) Управления по наблюдению за ценами, входящего в состав национального казначейства.

 

Гавриил Буханкин, экономист и ведущий рубрики «Секрет фирмы»

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.