Электронная версия журнала

Оценка эффективности бизнес-плана по приобретению и реконструкции АЗС

«Планово-экономический отдел» №2 2012 / Специфика деятельности

Профессионально сформированный, основанный на грамотных расчетах бизнес-план представляет собой залог успеха в бизнесе и способ формирования долгосрочной стратегии предприятия в области хозяйственной деятельности.

В данной статье будет подвергнут анализу эффективности бизнес-план по приобретению и реконструкции автозаправочной станции. Суть проекта заключается в том, что организация, владеющая сетью АЗС под известным брендом, рассматривает возможность приобретения небрендовой АЗС, находящейся на трассе, с последующей ее реконструкцией. Прежде чем реализовать данный проект, необходимо оценить параметры его эффективности, а также проанализировать их в различных экономических ситуациях.

 

Как известно, любой бизнес-план начинается с маркетингового анализа, то есть исследования коммерческой состоятельности проекта.

Маркетинговый анализ может проводиться на основании различных данных: результатов полевых исследований, анализа отчетности потенциального продавца АЗС, анализа статистических данных аналогичных объектов и т. д.

Для целей маркетингового анализа было организовано полевое исследование, заключавшееся в том, что группа наблюдателей в течение различных интервалов дня и ночи отмечала количество автомобилей, проезжающих по трассе на участке, где расположена АЗС, а также количество автомобилей, заехавших на заправку. На основании этих данных была посчитана средняя ежедневная проходимость автомобилей, а также процент заездов на АЗС. Объем одной заправки был рассчитан на основании накопленных статистических данных о среднем размере заправки для каждой группы автомобилей на всех АЗС, входящих в сеть. Так как учет нефтепродуктов в организации принят в тоннах, а не в литрах, ежесуточные объемы заправляемого топлива пересчитываются в весовые категории путем умножения на коэффициент пересчета, равный плотности нефтепродуктов (»0,8 г/см3). Полученные таким путем данные о ежесуточной реализации представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ежесуточная реализация нефтепродуктов на АЗС, рассчитанная путем проведения полевого исследования

Показатель

Среднесуточная интенсивность движения, ед.

Средний процент заезда

на АЗС

Среднесуточная проходимость АЗС, ед.

Средний объем заправки, л

Расчетный объем среднесуточной реализации, л

Плотность моторного топлива, г/см3

Расчетный объем среднесуточной реализации, т

Грузовые автомобили

2394

8,3

199

49

9736

0,8

7,8

Легковые автомобили

6553

3,8

249

21

5229

0,8

4,2

Итого

8947

 

448

 

14 965

 

12,0

 Таким образом, в настоящее время ежесуточная реализация нефтепродуктов на АЗС, планируемой к приобретению, составляет 12 т. Руководство организации прогнозирует, что после реконструкции АЗС и приведения ее к фирменному стилю реализация вырастет на 21 % (до 14,5 т в сутки). Произойдет это за счет действия различных факторов (табл. 2).

Таблица 2. Факторный анализ прироста ежесуточной реализации нефтепродуктов на АЗС

Фактор 

Процент воздействия факторов, %

Прирост ежесуточной реализации, т

Объем реализации нефтепродуктов до реконструкции

12,0

Рост рынка

3

0,4

Смена бренда

10

1,2

Расширенный объем услуг

1

0,1

Увеличение резервуарного парка

2

0,2

Замена устаревшего оборудования

3

0,4

Маркетинг

2

0,2

Объем реализации нефтепродуктов после реконструкции 

14,5

 

Следующий шаг при построении бизнес-плана — оценить размер капитальных вложений и сроки их осуществления. Сама АЗС выставлена на продажу по стоимости 25 млн руб. (в том числе НДС — 18 %). Отделом капитального строительства была составлена смета затрат, необходимых для того, чтобы привести ее к фирменному стилю (табл. 3).

Таблица 3. План реконструкции АЗС

Наименование

Количество

Цена (включая НДС), руб.

Стоимость (включая НДС), руб.

Внешние конструкции

 

 

6 026 360

Навес на АЗС

1

5 115 360

5 115 360

Информационный щит

1

800 000

800 000

Указатели «въезд/выезд»

2

29 500

59 000

Флагшток

1

52 000

52 000

Технологическое оборудование

 

 

6 733 000

Топливо-раздаточные колонки

4

599 500

2 398 000

Резервуар

1

1 098 000

1 098 000

Автоматизированная система управления

1

710 000

710 000

Оборудование для рекупирации паров

1

1 500 000

1 500 000

Уровнемеры

1

310 000

310 000

Насосы погружные

5

41 400

207 000

Очистные сооружения

1

400 000

400 000

Компрессор-пылесос

1

110 000

110 000

Торгово-холодильное оборудование

 

 

1 300 000

Проектные работы

 

 

400 000

Экспертиза проекта

 

 

120 000

Получение разрешения на строительство

 

 

10 000

Строительно-монтажные работы

 

 

15 580 000

Демонтаж

1

1 500 000

1 500 000

Монтаж фундаментов

1

1 150 000

1 150 000

Монтаж резервуаров

1

450 000

450 000

Монтаж наружных сетей водоснабжения

1

280 000

280 000

Монтаж наружных сетей электроснабжения

1

250 000

250 000

Монтаж внутриплощадочных сетей

1

650 000

650 000

Монтаж операторной и навеса

1

2 165 000

2 165 000

Монтаж технологических трубопроводов

1

600 000

600 000

Монтаж очистных сооружений

1

80 000

80 000

Монтаж топливо-раздаточных колонок

4

100 000

400 000

Монтаж освещения территории

8

27 500

220 000

Монтаж системы автоматизированного управления

1

142 000

142 000

Организация связи

1

90 000

90 000

Инженерные средства охраны

1

1 073 000

1 073 000

Благоустройство

1

6 530 000

6 530 000

Пусконаладочные работы

 

 

240 000

Всего

 

 

30 409 360

 

Таким образом, общий объем капитальных вложений в приобретение и реконструкцию АЗС составит 55 409 тыс. руб. (включая НДС). За вычетом НДС, причитающегося к возмещению, сумма инвестиций будет равна 49 957 тыс. руб.

После того как сумма необходимых инвестиций посчитана, необходимо распределить их по срокам (табл. 4).

Таблица 4. График капитальных вложений, тыс. руб.

Капитальные затраты

2012 г.

2013 г.

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Приобретение АЗС

25 000

 

 

 

 

 

 

 

25 000

Внешние конструкции

 

5115

911

 

 

 

 

 

6026

Технологическое оборудование

 

3496

2210

1027

 

 

 

 

6733

Торгово-холодильное оборудование

 

 

 

 

1300

 

 

 

1300

Проектные работы

 

400

 

 

 

 

 

 

400

Экспертиза проекта

 

120

 

 

 

 

 

 

120

Получение разрешения на строительство

 

 

10

 

 

 

 

 

10

Строительно-монтажные работы

 

 

3100

2845

1942

7693

 

 

15 580

Пусконаладочные работы

 

 

 

 

 

240

 

 

240

Итого

25 000

9131

6231

3872

3242

7933

0

0

55 409

 

Согласно графику в первый год реализации проекта планируется потратить 44 234 тыс. руб., во второй — 11 175 тыс. руб.

Размер осуществленных вложений в основной капитал влияет на сумму годовой амортизации, а следовательно, и на размер чистой прибыли организации и налога на прибыль. Для расчета амортизации необходимо сумму инвестиций (за вычетом НДС) распределить по срокам полезного использования (табл. 5).

Таблица 5. Распределение капиталовложений по срокам полезного использования

Группа

Срок полезного использования, лет

Сумма без НДС, тыс. руб.

Годовая амортизация, тыс. руб.

Здания, сооружения

10

40 149

4015

Оборудование

5

6808

1362

 

Годовая амортизация в первые пять лет составит 5377 тыс. руб. (4015 + 1362), в последующие пять лет — 4015 тыс. руб.

После расчета инвестиций следует рассчитать годовой план реализации нефтепродуктов в тоннах (на основании имеющихся данных о ежесуточной реализации до и после реконструкции). Для этого необходимо учесть соотношение общего объема реализации по видам топлива. На аналогичных АЗС компании нефтепродукты реализуются примерно в следующей пропорции (табл. 6).

Таблица 6. Структура реализации нефтепродуктов

Вид топлива

Доля продаж, %

Бензин А-80

18

Бензин АИ-92

32

Бензин АИ-96

3

Бензин АИ-98

3

Дизельное топливо

44

Чтобы рассчитать годовой объем реализации, необходимо суточный объем умножить на количество дней в году. В первый год реализации проекта годовой объем составит 4380 т (12,0 × 365), во второй (после проведения реконструкции) — 5293 т (14,5 × 365). На последующий период запланирован ежегодный рост реализации на 3 % за счет увеличения парка автотранспортных средств в регионе. Однако следует учесть, что в первый и второй годы на АЗС будут проводиться строительно-монтажные работы, поэтому выйти на полную мощность в данный период не получится. В связи с этим на 2012 г. запланирован объем реализации в размере 50 % от планового — 2190 т (4380 × 0,5), на 2013 г. — в размере 75 % от планового — 3969 т (5293 × 0,75). Горизонт планирования составляет 15 лет. На рис. 2 представим прогноз реализации нефтепродуктов (до 2026 г.).

После получения данных об общей годовой реализации их необходимо разбить по видам нефтепродуктов, в соответствии с плановой структурой (табл. 7).

Таблица 7. План реализации нефтепродуктов, т

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

А-80

394

714

981

1011

1041

1072

1104

1138

1172

1207

1243

1280

1319

1358

1399

АИ-92

700

1270

1 744

1797

1851

1906

1963

2022

2083

2145

2210

2276

2344

2415

2487

АИ-96

66

119

164

168

173

179

184

190

195

201

207

213

220

226

233

АИ-98

66

119

164

168

173

179

184

190

195

201

207

213

220

226

233

Дизельное топливо

964

1747

2 399

2471

2545

2621

2700

2781

2864

2950

3038

3130

3223

3320

3420

Всего

2190 

3969

5452

5615

5783

5957

6135

6321

6509

6704

6905

7112

7326

7545

7772

 

Следующий шаг — составление прогноза цен на нефтепродукты. Для этого сначала необходимо произвести пересчет цен реализации из рублей за литр в рубли за тонну. Происходит это путем деления на коэффициент плотности нефтепродукта (»0,8 г/см3) и умножения на тысячу. Данные о плотности взяты средние по факту (табл. 8).

Таблица 8. Расчет цен реализации нефтепродуктов

Вид топлива

Цена, руб./л

Плотность, г/см3

Цена, руб./т

А-80

24,90

0,736

33 832

АИ-92

25,40

0,765

33 203

АИ-96

27,00

0,754

35 809

АИ-98

29,50

0,770

38 312

Дизельное топливо

25,50

0,847

30 096

 

Если запланировать ежегодное увеличение цен реализации на 5 %, можно составить прогноз цен на будущие 15 лет (табл. 9).

Таблица 9. Прогноз цен реализации нефтепродуктов (включая НДС), руб./т

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

А-80

33 832

35 523

37 299

39 164

41 122

43 179

45 337

47 604

49 985

52 484

55 108

57 863

60 757

63 794

66 984

АИ-92

33 203

34 863

36 606

38 436

40 358

42 376

44 495

46 719

49 055

51 508

54 084

56 788

59 627

62 608

65 739

АИ-96

35 809

37 599

39 479

41 453

43 526

45 702

47 988

50 387

52 906

55 552

58 329

61 246

64 308

67 523

70 899

АИ-98

38 312

40 227

42 239

44 351

46 568

48 897

51 341

53 908

56 604

59 434

62 406

65 526

68 802

72 242

75 855

Дизельное топливо

30 096

31 600

33 180

34 839

36 581

38 410

40 331

42 348

44 465

46 688

49 023

51 474

54 047

56 750

59 587

 

После расчета плановых объемов и цен реализации необходимо рассчитать план выручки от реализации нефтепродуктов, который рассчитывается как произведение цены на объем без НДС (табл. 10).

Таблица 10. План выручки от реализации нефтепродуктов (без НДС), тыс. руб.

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

А-80

11 302

21 509

31 016

33 544

36 278

39 235

42 432

45 890

49 630

53 675

58 050

62 781

67 898

73 431

79 416

АИ-92

19 719

37 528

54 115

58 525

63 295

68 454

74 033

80 066

86 592

93 649

101 281

109 536

118 463

128 118

138 559

АИ-96

1994

3794

5472

5917

6400

6921

7485

8095

8755

9469

10 240

11 075

11 978

12 954

14 010

АИ-98

2133

4060

5854

6331

6847

7405

8009

8661

9367

10 131

10 956

11 849

12 815

13 859

14 989

Дизельное топливо

24 576

46 772

67 445

72 942

78 887

85 316

92 269

99 789

107 922

116 718

126 230

136 518

147 644

159 677

172 691

Итого

59 724

113 663

163 902

177 259

191 707

207 331

224 228

242 501

262 266

283 642

306 757

331 759

358 798

388 039

419 665

С учетом того что средняя маржа (разница между ценой реализации и покупки) составляет 15 %, был составлен бюджет закупки нефтепродуктов (табл. 11).

Таблица 11. План закупки нефтепродуктов (без НДС), тыс. руб. 

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

А-80

9828

18 704

26 971

29 169

31 546

34 117

36 898

39 905

43 157

46 674

50 478

54 592

59 041

63 853

69 057

АИ-92

17 147

32 633

47 056

50 892

55 039

59 525

64 376

69 623

75 297

81 434

88 071

95 248

103 011

111 407

120 486

АИ-96

1734

3299

4758

5146

5565

6019

6509

7040

7613

8234

8905

9631

10 415

11 264

12 182

АИ-98

1855

3530

5090

5505

5954

6439

6964

7532

8145

8809

9527

10 304

11 143

12 052

13 034

Дизельное топливо

21 371

40 671

58 648

63 428

68 597

74 188

80 234

86 773

93 845

101 493

109 765

118 711

128 386

138 849

150 166

Итого

51 935

98 837

142 523

154 140

166 701

180 288

194 981

210 873

228 057

246 644

266 746

288 486

311 996

337 425

364 925

                                 

 

Планом реконструкции АЗС помимо ребрендинга и замены технологического оборудования предусмотрена установка торгово-холодильного оборудования. Следовательно, помимо основной деятельности (реализации нефтепродуктов) на АЗС планируется организовать ведение сопутствующего бизнеса (магазин, кафе, компрессор для подкачки шин, автомобильный пылесос). По накопленной статистике, выручка по сопутствующему бизнесу составляет в среднем 1 % от выручки по нефтепродуктам, а размер наценки по данному направлению равен 30 %. На основании этих данных был рассчитан бюджет выручки и закупочной стоимости по сопутствующим товарам и услугам (табл. 12).

Таблица 12. План выручки и покупной стоимости по сопутствующему бизнесу (без НДС), тыс. руб.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Выручка 

597

1137

1639

1773

1917

2073

2242

2425

2623

2836

3068

3318

3588

3880

4197

Покупная стоимость

459

874

1261

1364

1475

1595

1725

1865

2017

2182

2360

2552

2760

2985

3228

 

Последний показатель, который необходим для оценки экономической эффективности бизнес-плана, — размер издержек обращения. Одна из основных статей затрат в данном виде бизнеса — расходы на оплату труда. Для оценки расходов на оплату труда необходим проект штатного расписания (табл. 13).

Таблица 13. Проект штатного расписания АЗС

Должность

Количество штатных единиц

Оклад, руб.

Сумма, руб.

Управляющий АЗС

0,25

30 000

7500

Старший оператор

1

20 000

20 000

Оператор смены

8

15 000

120 000

Товаровед

0,5

20 000

10 000

Заправщики автомобиля

10

10 000

100 000

Уборщик

0,25

10 000

2500

Слесарь

0,25

18 000

4500

Итого

20,25

 

264 500

 

По штатному расписанию, ежемесячные расходы на персонал в первый год работы составляют 264 500 руб. (соответственно, годовые — 3174 тыс. руб.). Во второй и последующие годы планируется индексация заработной платы на 5 %. Социальные взносы — 34 % от начисленной заработной платы. Естественная убыль посчитана из расчета 5 руб. на каждую тонну нефтепродуктов. Расходы на доставку составляют 150 руб. за тонну. Расходы на инкассацию и расчетно-кассовое обслуживание рассчитаны исходя из ставки 0,15 % от выручки (включая НДС). Налог на имущество составляет 2,2 % от остаточной стоимости объектов основных средств. Остальные расходы взяты по средней стоимости для аналогичных по формату АЗС, с учетом ежегодной инфляции на уровне 7 %. Бюджет расходов представлен в табл. 14.

Полную версию данной статьи читайте в «Планово-экономический отдел» № 2, 2012.

Гарифулин А. Ф.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.