Даже качественно разработанная стратегия развития бизнеса компании не является гарантией ее успешной реализации, так как рассчитана на достаточно длительный период и не может учитывать все возможные изменения внешних и внутренних аспектов деятельности. В связи с этим руководству и менеджменту компании нужно периодически оценивать ход выполнения утвержденной стратегии и в случае возникновения негативных отклонений оказывать управленческое воздействие для их устранения. Для оценки и понимания причин отклонений фактических результатов деятельности от прописанных в стратегии нельзя обойтись без системы контрольных показателей, на основе которых можно определить, насколько успешно реализуется стратегия.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Стратегическое управление определяет направления и цели развития бизнеса компании, а также является бизнес-процессом, который обеспечивает последовательность действий менеджмента и взаимодействие всех уровней управления предприятия для достижения общих стратегических целей. Как бизнес-процесс стратегическое управление включает несколько последовательных этапов (см. рисунок).
_2025-17(%D1%80%D0%B8%D1%81).jpg)
Как видим, для обеспечения успешной реализации выбранной стратегии необходимо организовать стратегический контроль, направленный на координацию процесса реализации стратегии через оценку достигнутых компанией результатов и их сравнение с утвержденными стратегическими показателями.
Чтобы успешно решить эту задачу, нужно разработать систему контрольных показателей, которые будут детализировать стратегические показатели и определять, на кого возлагать ответственность за их достижение.
Необходимость такой системы обусловлена тем, что стратегические показатели носят общий характер, а их значение в большинстве случаев складывается под влиянием нескольких процессов, и для достижения общей цели компании требуется, чтобы конечные результаты всех взаимосвязанных с ней процессов также достигли определенных величин. Отсюда можно сделать вывод о том, что для результатов таких процессов требуются контрольные показатели.
Возьмем, к примеру, такую стратегическую цель бизнеса компании, как рентабельность по валовой прибыли.
В общем виде показатель рентабельности валовой прибыли рассчитывают по простой формуле:
Рентабельность валовой прибыли = (Сумма валовой прибыли / Сумма выручки) × 100 %.
Контролировать и влиять на значение такого общего показателя будет затруднительно, если не детализировать его на показатели нижнего уровня, которые можно выразить следующим образом:
Сумма выручки = Количество единиц продукции × Цена реализации единицы продукции,
Сумма валовой прибыли = Количество единиц продукции × (Себестоимость единицы продукции + Сумма сбытовой наценки на единицу продукции).
С учетом этого формула расчета стратегического показателя по рентабельности валовой прибыли трансформируется следующим образом:
Рентабельность валовой прибыли = Количество единиц продукции × (Себестоимость единицы продукции + Сумма сбытовой наценки на единицу продукции) / (Количество единиц продукции × Цена реализации единицы продукции) × 100 %.
Согласно этой формуле для контроля за достижением данной стратегической цели нам нужно утвердить четыре контрольных показателя второго уровня:
1) количество единиц реализованной продукции;
2) цена реализации единицы продукции;
3) сумма сбытовой наценки на единицу продукции;
4) себестоимость единицы реализованной продукции
За первые три показателя отвечает коммерческая служба, а четвертый показатель является зоной ответственности производственной службы.
Если перейти на один уровень управления ниже, то себестоимость единицы продукции можно детализировать дополнительно:
Себестоимость единицы продукции = Сумма прямых затрат на единицу продукции + (Сумма накладных затрат компании / Количество единиц выпущенной продукции).
Далее из этой формулы мы получаем новые контрольные показатели по прямым затратам:
5) сумма материальных затрат на единицу продукции;
6) сумма затрат на заработную плату производственного персонала на единицу продукции;
7) сумма энергозатрат на единицу продукции;
8) сумма затрат на ремонт и содержание производственного оборудования на единицу продукции.
Ответственность за эти показатели можно возложить на менеджеров внутри производственной службы — начальника производственного цеха (показатели 5 и 6) и главного инженера (показатели 7 и 8).
Можно углубить аналитику показателя материальных затрат на единицу продукции, если представить его как произведение количества затраченных на выпуск сырья /материалов и закупочной цены за их единицу. Тогда у нас появится еще два контрольных показателя, обеспечивающих достижение общей стратегической цели по рентабельности валовой прибыли:
9) количество расхода сырья и материалов на единицу продукции (ответственный — начальник производственного цеха);
10) закупочная цена единицы расходованных при выпуске продукции сырья и материалов (ответственный — начальник службы закупок).
Именно такая детализация контрольных показателей позволяет компании эффективно контролировать ход выполнения стратегии и своевременно влиять на возникшие негативные отклонения фактических результатов от запланированных.
Напомним, что реализация стратегии предприятия осуществляется в следующих ключевых функциональных областях:
- рынок;
- финансы;
- бизнес-процессы;
- персонал.
Для достижения общих стратегических целей руководство и менеджмент компании сначала разрабатывают функциональные стратегические цели, которые могут быть детализированы до стратегических целей отдельных подразделений.
Чтобы повысить вероятность достижения этих целей, для каждой из них устанавливают контрольный показатель и периодически контролируют ход реализации всех стратегий предприятия. Этот контроль базируется на таких методологических инструментах:
• алгоритмы расчета количественных показателей;
• критерии оценки качественных показателей;
• методика анализа отклонений между фактическими и запланированными контрольными показателями.
Из сказанного выше можно сделать вывод о необходимости наличия в компании качественно проработанной системы контрольных показателей, которые будут взаимосвязаны со стратегическими целевыми показателями, утвержденными в компании.
Контрольные показатели реализации стратегии предприятия создают на третьем этапе стратегического управления бизнесом, поскольку они нужны, чтобы определить отклонения между фактическими результатами и утвержденными стратегическими показателями.
На первом этапе стратегического управления компания вырабатывает общую и функциональные стратегии, на втором этапе утверждает целевые показатели, достижение которых будет свидетельствовать об успешной реализации этих стратегий. Поэтому перечень контрольных показателей предприятия должен быть сопоставим с перечнем целевых стратегических показателей.
Перечень контрольных показателей может включать и дополнительные контрольные показатели, которые детализируют целевые показатели до более низких уровней управления.
