Электронная версия журнала

Учет и анализ готовой продукции

«Планово-экономический отдел» №1 2017 / Технологии управления

ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Другими словами, готовая продукция — это изделия и продукты, прошедшие все стадии производственного процесса, принятые отделом технического контроля, готовые к отгрузке заказчику.

Для бухгалтерского учета продукция считается реализованной после отгрузки покупателю или заказчику.

Выпуск и реализация готовой продукции характеризуют деятельность предприятия в целом и обеспечение спроса потребителей. Факт реализации готовой продукции — это конечный результат всего цикла деятельности предприятия, который способствует получению прибыли.

В качестве источников информации для учета и анализа готовой продукции используются данные бухгалтерской отчетности (Отчета о финансовых результатах, Книги покупок и др.).

Основные задачи учета и анализа готовой продукции:

  • контроль за корректным и оперативным документальным оформлением готовой продукции;
  • контроль за уровнем запаса готовой продукции на складах;
  • оперативное выявление излишков готовой продукции на складах;
  • контроль за исполнением условий договоров поставки и своевременной оплатой товаров (работ, услуг) заказчиками;
  • оценка финансовых результатов от реализации готовой продукции;
  • контроль за исполнением плана производства согласно заявкам и договорам заказчиков.

Учет и анализ готовой продукции регламентируются на законодательном уровне:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016; далее — Положение № 34н);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Учет движения готовой продукции предназначен для оперативного контроля за количеством готовой продукции по наименованиям, типу и месту хранения. Как правило, для хранения готовой продукции создаются специальные склады. Приемом, хранением, учетом и сдачей готовой продукции занимаются ответственные за это лица (заведующие складом, кладовщики и др.).

Учет движения готовой продукции ведется в натуральных и стоимостных показателях и состоит из двух этапов:

1) сдача из цеха-производителя на склад хранения готовой продукции;

2) отпуск готовой продукции из склада хранения заказчику (покупателю).

Важная деталь: готовая продукция сдается на склад под отчет материально ответственному лицу.

Сдача готовой продукции из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными (табл. 1), актами, спецификациями и другими аналогичными документами. В них указывают:

  • наименование или номер цеха, сдающего готовую продукцию;
  • наименование или номер склада готовой продукции;
  • наименование, номенклатурный номер и количество готовой продукции.

Указанные документы обычно оформляют в двух экземплярах: один предназначен для цеха — сдатчика готовой продукции, другой — для склада, принимающего продукцию.

 

Таблица 1. Приемо-сдаточная накладная на готовую продукцию

№ п/п

Наименование продукции

Номенклатурный номер

Количество, ед.

Вес, кг

1

Стул

001

1

7,3

2

Стул

002

1

7,4

3

Стол

003

1

24,7

4

Стол

004

1

25,3

5

Стул

005

1

7,9

 

Отпуск готовой продукции со склада заказчику или покупателю осуществляется по накладной (например, по форме № М-15 «Накладная на отгрузку материалов на сторону») или приказу на отгрузку.

Готовую продукцию отгружают заказчику в соответствии с условиями и сроками договоров поставки. Если по условиям договора отправка осуществляется за счет производителя, то дополнительно оформляются транспортные накладные, в случае транспортировки автомобильным транспортом — товарно-транспортные накладные.

На основании накладных на отгрузку готовой продукции или других первичных учетных документов, закрепленных в учетной политике, предприятие выписывает счета-фактуры, которые передаются заказчику. Кроме того, с заказчиком оформляют акты приемки-сдачи работ. В них указывают количество и цену продукции, фиксируют отсутствие претензий заказчика к качеству товара.

Для лучшего контроля за приходом и расходом готовой продукции следует оформлять карточки складского учета (табл. 2). В этих документах будет отображаться информация о поступлении готовых изделий со склада и отпуске их на сторону, а также об остатках готовой продукции на складе.

 

Таблица 2. Карточка учета готовой продукции (стул — номенклатурный номер 001)

№ п/п

Дата записи

Номер документа-основания

От кого получено/кому отпущено

Учетная единица выпуска продукции

Приход

Расход

Остаток

Подпись

1

01.12.2016

001

Склад № 1

ед.

10

10

 

2

02.12.2016

002

ООО «Бета»

ед.

5

5

 

3

07.12.2016

003

Склад № 1

ед.

10

15

 

4

07.12.2016

004

ООО «Гамма»

ед.

2

13

 

5

07.12.2016

005

ООО «Омега»

ед.

11

2

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского и складского учета, предприятия обязаны проводить инвентаризацию готовой продукции. В ходе инвентаризации устанавливают наличие товара, его количество, состояние и качество.

Важная деталь: порядок проведения и периодичность определяет руководитель предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В соответствии с п. 27 Положения № 34н проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017