Электронная версия журнала

Как работать с бюджетами в условиях нестабильности?

«Планово-экономический отдел» №1 2016 / Руководство к действию

Работать с бюджетами всегда сложно, особенно если это касается кризиса. Сложно спрогнозировать, какое решение примет учредитель, какой курс валют будет в конце года, какие новые риски могут возникнуть. В связи с эти рассмотрим практические советы по управлению бюджетированием в условиях нестабильности.

СОВЕТ 1. ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ К КРАТКОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Сегодня не только компании, но и вся страна переходит на однолетнее планирование бюджета. Однолетний бюджет — обычная практика в условиях нестабильности.

Преимущества однолетнего (годового) бюджета:

  • расчеты на короткий период всегда более точные;
  • расчеты можно корректировать с учетом изменения уровня инфляции, курсов валют.

Краткосрочное планирование позволяет:

  • предвидеть перспективу развития компании в четко ограниченном периоде;
  • более рационально использовать ресурсы и планировать расходы;
  • улучшить текущий контроль над расходованием денежных средств;
  • избежать кассовых разрывов и других негативных последствий.

Годовой план нуждается в корректировке, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным по причине изменений внешней и внутренней среды компании и не может быть обеспечено посредством соответствующих тактических планов.

СОВЕТ 2. ОПЕРАТИВНО КОРРЕКТИРУЙТЕ БЮДЖЕТ ПРИ НАЛИЧИИ КАССОВЫХ РАЗРЫВОВ

Кассовый разрыв — временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования очередных расходов. Не всегда кассовый разрыв возникает в связи с неграмотной политикой предприятия. Необходимые средства на счетах компании могут отсутствовать в силу объективных причин:

  • методы работы;
  • задержки перечислений;
  • внешнеэкономическая ситуация;
  • экспортные факторы.

Можно привести множество примеров, когда из-за кассовых разрывов и нарастающих убытков собственники предприятий торговли, общественного питания, аптек были вынуждены закрывать бизнес. А все потому, что они вовремя не смогли скорректировать бюджет, избежать еще больших убытков.

Чтобы установить контроль, необходимо четко отслеживать приход и расход (аренда, заработная плата и др.). Если ежемесячная выручка уменьшается, нужно сразу реагировать и сокращать расходы. В противном случае убытки будут расти как снежный ком. Предприниматель или компания не смогут выйти из кризиса, а кассовый разрыв будет постоянной проблемой.

 

ПРИМЕР 1

Индивидуальный предприниматель Иванов А. А. имеет две аптеки, ведет совокупный план движения денежных средств. В сентябре 2015 г. предприниматель получил убыток. Чтобы сократить вероятность кассового разрыва и убытка в октябре, ИП снизил закупки фармацевтических средств. В результате в октябре он получил небольшую прибыль (табл. 1).

 

Таблица 1. Планирование доходов и расходов, руб.

Показатель

2015 г.

август

сентябрь

октябрь

Начальный остаток

100 000

600 000

–400 000

Доходы

1 500 000

1 500 000

2 000 000

Расходы

1 000 000

2 500 000

1 500 000 (сокращение расходов путем снижения плана закупки фармацевтических средств)

Сальдо

600 000

–400 000

100 000

 

ПРИМЕР 2

В сентябре 2015 г. индивидуальный предприниматель Иванов А. А. получил убыток (пример 1).

В октябре ИП оставил расходы на ранее достигнутом уровне. В результате в октябре он получил прибыль и кассовый разрыв (табл. 2).

 

Таблица 2. Планирование доходов и расходов, руб.

Показатель

2015 г.

август

сентябрь

октябрь

Начальный остаток

100 000

600 000

–400 000

Доходы

1 500 000

1 500 000

2 000 000

Расходы

1 000 000

2 500 000

2 500 000

Сальдо

600 000

–400 000

–900 000

СОВЕТ 3. СОКРАТИТЕ В БЮДЖЕТЕ РАСХОДЫ, НА КОТОРЫХ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ

Во время кризиса многие компании не сокращают расходы, а увеличивают. Почему это происходит? Руководители и финансовые директора полагают, что в условиях сокращения доходов нужно вести агрессивную политику на рынке, тратят значительные средства на рекламу, чтобы получить новые заказы.

Когда работодатели не могут повышать заработную плату, они увеличивают расходы на социальные программы, связанные с обучением и кредитованием. Это позволяет удержать работника до тех пор, пока он не погасит кредит. Подобные программы также сопровождаются значительными расходами.

В этой связи необходимо выделить в бюджете те расходы, на которых можно сэкономить (табл. 3).

 

Таблица 3. Планирование отдельных видов расходов

Расходы

Сумма, руб.

Расходы на образование

1 500 000

Расходы на кредитование работников

532 730

Командировочные расходы

1 993 800

Представительские расходы

340 000

Расходы подотчетных лиц

0

Рекламные расходы

976 722

Прочие расходы, форс-мажор

41 069

Всего

5 384 321

 

Многие компании составляют два бюджета: с учетом расходов, которые существуют на сегодняшний день, и с учетом расходов, которые можно в дальнейшем сократить.

Е. В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.