Электронная версия журнала

Бюджет кредитного портфеля

«Планово-экономический отдел» №1 2016 / Технологии управления

У каждого предприятия есть потребность в заемных деньгах на пополнение оборотных средств либо на приобретение новых основных средств. При этом возникают вопросы, как организовать заемные средства и что учитывать при ведении кредитного портфеля.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ?

Чтобы определить размер кредитного портфеля компании, не нужно применять сложные формулы и искать точную цифру. Каждый бизнес уникален, а бизнес-среда переменчива. Нужно выполнить следующие действия:

  • собрать запросы на получение финансирования от всех подразделений компании;
  • отобрать те запросы, которые имеют внутреннюю логику и согласуются с основной деятельностью компании;
  • рассчитать максимальный кредитный портфель.

Максимальный кредитный портфель равен разнице между суммой заявленных бюджетов и свободным денежным потоком компании (то есть посленалоговым денежным потоком компании от ее операционной деятельности за вычетом чистых инвестиций в основной и оборотный капитал, доступный инвесторам, кредиторам и собственникам).

Не важно, производственная вы компания или торговая, составление бюджета кредитного портфеля начинается со сбора необходимых данных.

СБОР ДАННЫХ ПО ЗАЕМНЫМ СРЕДСТВАМ

Порядок выдачи и погашения кредитов определяется соответствующим законодательством и регулируется кредитным договором между организацией и банком, объединяющим сразу два договора: предварительный договор о предоставлении кредита в определенный срок и собственно кредитный договор.

Для возникновения прав и обязанностей по предварительному договору достаточно согласования сторонами всех существенных условий, а для вступления в силу кредитного договора требуется перечисление денег заемщику.

В случае с займами аналогично кредитному договору составляют договор о предоставлении займа.

Из договоров берут следующие сведения:

  • сумма кредита;
  • срок предоставления кредита;
  • ставка годового процента по кредиту;
  • сумма займа;
  • срок предоставления займа;
  • ставка годового процента по займу.

В договорах указывают:

  • план-график поступления денежных средств в распоряжение компании;
  • план-график возврата кредитов и займов.

Исходя из таких графиков, определяют движение денежных средств с разбивкой по периодам.

Проценты по кредиту/займу представляют собой плату за пользование предоставленными денежными средствами. Общепринятой формой определения процентов являются годовые проценты, то есть ставка процента, подлежащая уплате в течение года.

Срок действия кредитного договора может быть как меньше, так и больше года. Годовая процентная ставка переводится в дневную путем деления на количество дней в году.

Кредиты могут выдаваться как в рублях, так и в иностранной валюте.

По срокам выдачи кредиты и займы делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года).

Краткосрочные кредиты служат одним из источников формирования оборотных средств организаций. Оптимальным сроком таких источников финансирования является время оборота средств в кредитуемых хозяйственных процессах. Для этих целей обычно разрабатывают дифференцированные сроки нормативов использования заемных средств во времени, так как в большинстве случаев величина уплачиваемого процента непосредственно зависит от срока, на который выдается кредит.

Долгосрочный кредит в основном выдается на затраты по капитальному строительству, реконструкции и другим капиталовложениям.

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ

После сбора всех необходимых данных начинается формирование бюджета кредитного портфеля.

Нужно разбить формат бюджета на разделы:

  • «Кредиты»;
  • «Займы»;
  • «Целевое финансирование»;
  • «Факторинг»;
  • «Лизинг» и т. д.

Далее используем общую схему расчетов по задолженности и заполняем разделы бюджета. 

Р. Г. Асланян, финансовый аналитик

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.