Электронная версия журнала

Экономическая эффективность расчета стоимости услуг автобетоносмесителя

«Планово-экономический отдел» №1 2015 / Частная практика

Объемы строительства в нашей стране с каждым годом увеличиваются. В таких условиях сдача в аренду автобетоносмесителей (АБC) является прибыльным бизнесом при правильной организации работы и контроле всех расходов. В этой связи рассмотрим, какие нюансы необходимо учитывать при заключении договора на аренду автобетоносмесителей и какие особенности ценообразования важно знать при составлении договоров на предоставление услуг аренды АБC на сторону. В дополнение к этому разберемся, как контролировать списание запасных частей и начисление заработной платы водителям, как рассчитать рентабельность каждого рейса и рентабельность работы отдельного АБС, себестоимость перевозок бетона и др.

 

Нарастающие темпы строительства требуют соответствующего роста производства строительных материалов: цемента, различных стеновых и отделочных материалов. Самым востребованным на рынке строительных материалов является бетон. Рост объемов производства бетона влечет за собой необходимость производства специальных транспортных средств и рост объемов перевозок, так как бетон обычным самосвалом перевозить нельзя. Этот строительный материал подвержен постепенному схватыванию, если некоторое время находится в неподвижном состоянии. Схватывание обусловлено началом химического процесса, при котором образуются устойчивые связи между компонентами. Поэтому бетон перевозится на специальных машинах, которые называются автобетоносмесителями (далее — АБС или миксеры). Автобетоносмесители обеспечивают сохранение необходимого качества бетона при доставке на не очень большие расстояния.

Миксеры имеют следующие особенности конструкции: на их шасси смонтирована бочка, в которую заливается бетон. Бочка поворачивается вокруг своей оси с помощью привода с автономным двигателем. Внутренний объем емкости (бочки) оснащен лопастями, которые могут вращаться в противоположных направлениях. При загрузке лопасти вращаются в одну сторону, при выгрузке — в обратную сторону, а при движении они перемешивают бетон. В бочку может быть вмонтирован выгрузочный лоток, который позволяет выгружать бетон частями по мере необходимости.

Скорость движения АБС должна быть достаточно высокой, но не более 60 км/ч. Доставка бетона миксером при минимальной потере качества без добавления в бетон замедлителей схватывания должна осуществляться за 25 мин (не более). Время доставки бетона с замедлителями схватывания может составлять 1,5 ч.

Максимальная длительность доставки без существенных потерь качества зависит и от марки бетона. Чем она выше, тем меньше времени автомобиль может находиться в пути с загруженным в бочке бетоном, так как марка бетона отражает и содержание в нем вяжущего (цемента). На доставку гидротехнического бетона с высоким содержанием цемента возможное время доставки может быть еще больше ограничено.

В морозную погоду бетон должен быть произведен с противоморозной добавкой, в противном случае он перемерзнет и придет в негодность по дороге на объект. Что касается противоморозных добавок, то основное их предназначение — сохранение качественных характеристик бетона на время доставки, а на объекте для дальнейшего использования бетона нужно создавать специальные условия, предохраняющие бетон от перемерзания.

Организациям, занимающимся перевозкой бетона в зимнее время, необходимо обязательно знать свойства бетона с различными, в том числе и противоморозными, добавками. Ведь нередко на объектах строительства при нарушении правил зимнего бетонирования допускается перемерзание бетона. И строители, допустившие такую халатность, очень часто обвиняют в этом производителей или перевозчиков бетона. При сильных морозах автотранспортные организации должны позаботиться о недопущении замерзания бетона при доставке. Для этого есть способы утепления бочек автобетоносмесителей. Также необходим контроль температуры бетона при загрузке его в автобетоносмеситель. Практика показывает, что при температуре –30 °С и ниже автоперевозчики в основном отказываются от перевозок, так как реальные убытки могут перекрыть возможную прибыль от перевозки в связи с риском замерзания как бетона, так и ГСМ.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Правила загрузки и транспортировки бетона содержатся в Инструкции по транспортировке и укладке бетонной смеси в монолитные конструкции с помощью автобетоносмесителей и автобетононасосов № 23-02 (введена в действие с 09.08.2002), а также в Рекомендациях по бетонированию конструкций с помощью автобетононасоса при транспортировке бетонной смеси автобетоносмесителями от 23.12.2004 № 102-04 (разработаны ОАО «ПКТИпромстрой»).

 

Объемы бочек (смесительных барабанов) миксеров — от 4 до 15 м3. Следует отметить, что вмещать они могут до 85–90 % от полного объема, так как бетон в них должен перемешиваться, а для этого нужно свободное пространство.

При высоких темпах строительства в сезон строительным организациям, как правило, не хватает своего парка миксеров, и они берут автобетоносмесители в аренду у транспортных организаций. Производители строительных материалов при продаже бетона на сторону предоставляют услуги по его доставке собственными миксерами. В зимний период, при сокращении объемов строительства на собственных объектах, строительные организации сами предоставляют услуги по сдаче своих миксеров в аренду. Полученный доход позволяет выплачивать заработную плату простаивающим до этого момента водителям и обслуживающему персоналу. Кроме того, при правильно составленном договоре и контроле над себестоимостью перевозок аренда обеспечивает предприятию получение дополнительной прибыли.

При предоставлении АБС в аренду обязательно нужно учитывать указанные выше особенности доставки бетона и отражать их в договоре аренды.

Рассмотрим особенности ценообразования, знать которые не менее важно при составлении договоров на предоставление услуг аренды автобетоносмесителей на сторону. Стоимость арендной платы в крупных городах у разных организаций примерно одинаковая. Так диктует рынок. Цена доставки устанавливается на единицу измерения бетона, то есть на 1 м3. Привязка к единице измерения бетона нужна для удобства и простоты суммирования стоимости 1 м3 бетона и его доставки без дополнительных пересчетов. Например, в г. Екатеринбурге она составляет около 400 руб. с НДС за 1 м3 доставки бетона по городу. При этом стоимость аренды миксера рассчитывается в основном за один рейс. Доставка бетона в количестве меньшем, чем позволяет загрузить объем бочки шестикубового АБС, оплачивается как за доставку полной емкости бетона. То есть минимальная стоимость рейса рассчитывается исходя из доставки 6 м3 бетона. В Екатеринбурге она составляет около 2400 руб. за рейс (400 руб./м3 × 6 м3). Определение арендной платы за доставку больших объемов производится исходя из стоимости доставки 400 руб. за дополнительный 1 м3 бетона с НДС. То есть за доставку 7 м3 бетона она составляет 2800 руб. с НДС, а за доставку 8 м3 — 3200 руб. с НДС.

Следует отметить, что некоторые организации предлагают стоимость аренды всех миксеров рассчитывать по максимальной загрузке их бетоном, независимо от фактического количества перевезенного строительного материала, если это устраивает покупателя услуг.

Несмотря на то, что на рынке предлагается определять арендную плату по объему бетона в кубах, расстояние, время и сезон использования АБС арендатором при этом могут быть разными. Соответственно, может быть разным расход горюче-смазочных материалов и размер других затрат спецтранспорта на перевозку 1 м3 бетона. Поэтому во избежание убыточности перевозок предприятиям, которые предоставляют миксеры в аренду, необходимо вести учет расхода ГСМ. Если на миксерах установлены топливные датчики, сделать это достаточно легко, а если их нет, то учет можно вести по нормам списания, по учетным журналам выдачи ГСМ водителям или распечаткам с АЗС, сопоставляя их с нормами расхода.

Необходимо также контролировать списание запасных частей и начисление заработной платы водителям. Исходя из данных учета, можно рассчитать рентабельность конкретного рейса и рентабельность работы отдельного АБС, а на основании полученных результатов — рассмотреть возможность предоставления скидки на услугу по доставке бетона. Это очень важно в случае, если осуществляется продажа бетона с его доставкой миксером предприятия — производителя бетона. Таким образом, можно заинтересовать покупателя в покупке бетона по цене чуть выше рыночной, если расстояние от завода-изготовителя до заказчика небольшое. Обязательно нужно отслеживать и время нахождения миксера на территории предприятия — покупателя услуги. Это можно осуществить с помощью установки на АБС навигаторов. Существует нормативное время разгрузки АБС, и его превышение, как правило, наказывается штрафом, что и фиксируется в договоре аренды спецтранспорта.

Нормативное время разгрузки автобетоносмесителя:

  • объемом 4 м3 — 30 мин;
  • объемом 6–7 м3 — 40 мин;
  • объемом 8–9 м3 — 45 мин;
  • объемом 10 м3 — 50 мин;
  • объемом 12 м3 — 60 мин.

Рассмотрим случай продажи бетона сторонней организации с учетом доставки бетона на объект покупателя, который находится на недалеком расстоянии от производства.

Чтобы рассчитать себестоимость перевозок бетона и возможность скидки, нам понадобится «Карточка посещений объектов» (табл. 1), которая формируется по данным о движении АБС с помощью специальных программ и спутниковой навигации. В нашем случае учет горюче-смазочных материалов производим по нормам списания, так как пополнение дизтоплива производилось на случайных заправках, а топливные датчики на миксер не установлены.

 

Таблица 1. Карточка посещений объектов с 24.08.2014 12:00:01 РМ по 25.08.2014 7:9:59 АМ

№ п/п

Борт

Синхрокод

Объект

Тип объекта

Время внутри

Момент въезда

Момент выезда

Пробег

 

 

 

 

 

24.08.2014

24.08.2014

 

 

 

К 018 ОЮ

0

База 2

Склад

1:03:08

21:05:00

22:08:00

0,5

1

КАМАЗ 53229 АБС

0

Переулок Сухой

Разгрузка

1:24:48

22:14:00

23:39:00

1,6

 

 

 

 

 

25.08.2014

25.08.2014

 

 

 

К 018 ОЮ

 

База 2

Склад

0:03:23

0:08:00

0:11:00

0,5

2

КАМАЗ 53229 АБС

 

Переулок Сухой

Разгрузка

0:44:36

0:17:00

1:02:00

1,6

 

К 018 ОЮ

 

База 2

Склад

0:27:08

1:09:00

1:36:00

0,2

3

КАМАЗ 53229 АБС

 

Переулок Сухой

Разгрузка

0:46:20

1:43:00

2:29:00

1,6

 

К 018 ОЮ

 

База 2

Склад

0:27:27

2:34:00

3:02:00

0,2

4

КАМАЗ 53229 АБС

 

Переулок Сухой

Разгрузка

0:49:17

3:08:00

3:57:00

1,8

 

К 018 ОЮ

 

База 2

Склад

0:31:50

4:03:00

4:34:00

0,4

5

КАМАЗ 53229 АБС

 

Переулок Сухой

Разгрузка

0:47:32

4:41:00

5:29:00

1,7

 

Итого

 

 

 

7:05:29

 

 

9,6

 

 

Далее рассчитаем время нахождения АБС в пути от склада загрузки и на разгрузке внутри объекта предприятия-заказчика. Используя эти данные и нормы расхода, рассчитаем расход и стоимость затраченного на рейс дизтоплива (табл. 2).

 

Таблица 2. Расчет времени рейса автобетоносмесителя К 018 ОЮ и расхода дизтоплива по утвержденным нормам списания

Борт

Время внутри

Момент въезда

Момент выезда

Общее количество времени на загрузку, доставку и разгрузку, ч

Пробег

Простой, ч

Расход дизтоплива по нормам

Цена, руб./л

Всего расход на рейс, л

Стоимость дизтоплива на рейс, руб.

на движение, л/100 км

на автономный двигатель, л/ч

 

 

24.08.2014

24.08.2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 018 ОЮ

1:03:08

21:05:00

22:08:00

 

 

 

 

 

 

 

 

1

КАМАЗ 53229 АБС

1:24:48

22:14:00

23:39:00

2,5

1,6

0,65

36,41

6

23,62

15,98

377,5

 

 

25.08.2014

25.08.2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 018 ОЮ

0:03:23

0:08:00

0:11:00

 

 

 

 

 

 

 

 

2

КАМАЗ 53229 АБС

0:44:36

0:17:00

1:02:00

0,9

1,6

–0

36,41

6

23,62

5,98

141,3

 

К 018 ОЮ

0:27:08

1:09:00

1:36:00

 

 

 

 

 

 

 

 

3

КАМАЗ 53229 АБС

0:46:20

1:43:00

2:29:00

1,3

1,8

–0

36,41

6

23,62

8,66

204,4

 

К 018 ОЮ

0:27:27

2:34:00

3:02:00

 

 

 

 

 

 

 

 

4

КАМАЗ 53229 АБС

0:49:17

3:08:00

3:57:00

1,4

1,6

–0

36,41

6

23,62

8,88

209,8

 

К 018 ОЮ

0:31:50

4:03:00

4:34:00

 

 

 

 

 

 

 

 

5

КАМАЗ 53229 АБС

0:47:32

4:41:00

5:29:00

1,4

1,7

–0

36,41

6

23,62

9,22

217,7

 

Расход дизтоплива на рейс рассчитан по следующей формуле:

 

Расход дизтоплива на рейс = Пробег × Норма расхода дизтоплива на 100 км / 100 + Норма расхода дизтоплива на автономный двигатель в литрах на 1 ч × Количество часов в рейсе.

 

Норма времени загрузки (указана в договоре) — 45 мин.

Штраф за простой — 1200 руб./ч. Сумма штрафа за простой: 1200 руб. × 0,65 ч = 780 руб.

Далее рассчитаем стоимость каждого рейса и себестоимость перевозки 1 м3 бетона (табл. 3).

 

Таблица 3. Расчет себестоимости перевозки 1 м3 бетона

№ п/п

Борт

Стоимость дизтоплива на рейс

Зарплата миксериста за месяц (168 ч)

Зарплата миксериста за время рейса

Отчисления от зарплаты

Запчасти + ремонт

Амортизация

Накладные организации

Накладные автоколонны

Итого

Количество перевезенного бетона

Себестоимость перевозки 1 м3 бетона

Цена без НДС

Рентабельность

 

 

рейс

месяц

рейс

рейс

рейс

рейс

рейс

рейс

рейс

рейс

1 м3

1 м3

 

 

 

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

%

 

К 018 ОЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

КАМАЗ 53229 АБС

377,5

46 200

705,8

146,10

275

515

247,0

226

2493

8

311,7

339

8,04

 

К 018 ОЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

КАМАЗ 53229 АБС

141,3

46 200

247,5

51,23

96

180

86,62

80,

884,3

8

110,5

339

67,39

 

К 018 ОЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

КАМАЗ 53229 АБС

204,4

46 200

366,7

75,90

142

267

128,3

118

1304

8

163,0

339

51,89

 

К 018 ОЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

КАМАЗ 53229 АБС

209,8

46 200

380,4

78,75

148

278

133,1

122

1351

8

168,8

339

50,18

 

К 018 ОЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

КАМАЗ 53229 АБС

217,7

46 200

394,2

81,59

153

288

137,9

127

1400

8

175,0

339

48,36

 

 

Заработная плата за время рейса начисляется следующим образом:

 

Заработная плата за время рейса = Заработная плата в месяц / Рабочее время в месяц × Время рейса.

 

Стоимость запасных частей учитывается исходя из списания за последний месяц с учетом оплаты труда рабочих ремонтных мастерских, которая относится пропорционально затратам на запасные части. Амортизация зафиксирована по данным бухгалтерского учета. Общие накладные организации распределяем по доле заработной платы автоколонны в общем фонде оплаты труда организации. Накладные автоколонны распределены по доле прямых затрат на единицу транспортных средств (на рейс) в общей доле прямых затрат. Это связано с тем, что накладные расходы автоколонны зависят от прямых затрат на отдельную единицу транспорта. Понятно, что состояние каждой единицы техники, ее технические характеристики, включая расход ГСМ и запасные части, а также требования по ее обслуживанию почти напрямую влияют на общий уровень общехозяйственных расходов автотранспортного подразделения.

Все данные на 1 м3 доставки бетона или на один рейс определены по затратам предыдущего месяца, отнесены на фонд рабочего времени и умножены на время рейса.

По результатам расчета принято решение о предоставлении скидки на доставку бетона предприятию-покупателю. Стоимость доставки можно определить в размере 350 руб. с НДС и выставить штраф за простой миксера в размере 780 руб. с НДС.

В таблице 4 приведен расчет экономической эффективности от предоставления в аренду автобетоносмесителей за месяц с учетом данных журнала по отпуску дизтоплива водителям миксеров и порейсовой оплаты труда водителей.

 

Таблица 4. Расчет экономической эффективности от предоставления услуг по аренде автобетоносмесителей, руб.

 

Дата

Доход от аренды автомобиля

Заправлено, л

Сумма за дизтопливо без НДС

Количество рейсов

Зарплата за рейс

Зарплата всего

Налог на зарплату

Запчасти + ремонт

Амортизация

Накладные организации

Накладные автоколонны

Всего затрат без НДС

Всего прибыль без НДС

Рентабельность, %

 

 

 

 

01.08.2014

9840,00

100

2362

4

550

2200

455,40

35,7

752,31

770,00

580

7156

2684

27

 

02.08.2014

6150,00

100

2362

3

450

1350

279,45

36,5

46,28

472,50

407

4954

1195

19

 

03.08.2014

7216,00

200

4724

3

550

1650

341,55

26,8

564,23

577,50

730

8614

–1398

–19

 

03.08.2014

12 751,00

 

0

4

550

2200

455,40

35,7

752,31

770,00

344

4557,80

8193

64

 

04.08.2014

3198,00

150

3543

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

440

5036,75

–1838

–57

 

05.08.2014

2214,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1074

48

 

06.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

06.08.2014

2501,00

200

4724

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

558

6335,85

–3834

–153

 

07.08.2014

2952,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1812,

61

 

07.08.2014

2952,00

150

3543

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

440

5036,75

–2084

–70

 

08.08.2014

2624,00

130

3070,6

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

393

4517,11

–1893

–72

 

08.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

08.08.2014

1968,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

828

42

 

09.08.2014

4264,00

150

3543

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

440

5036,75

–772

–18

 

10.08.2014

4264,00

200

4724

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

558

6335,85

–2071

–48

 

11.08.2014

1968,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

828

42

 

10.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

148

56

 

12.08.2014

3608,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

2468

68

 

13.08.2014

3608,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

2468

68

 

14.08.2014

2624,00

100

2362

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

329

3737,65

–1113

–42

 

15.08.2014

3963,33

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

2823

71

 

15.08.2014

2624,00

150

3543

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

440

5036,75

–2412

–91

 

16.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

16.08.2014

5220,66

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

4081

78

 

17.08.2014

3690,00

250

5905

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

676

7634,95

–3944

-106

 

18.08.2014

4264,00

100

2362

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

322

3737,65

526

12

 

19.08.2014

2378,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86,

1139,45

1238

52

 

20.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

21.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

22.08.2014

3464,50

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

2325

67

 

22.08.2014

2214,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1074

48

 

22.08.2014

3102,33

190

4487,8

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

534

6076,03

–2973

–95

 

23.08.2014

4264,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86,

1139,45

3124

73

 

23.08.2014

4264,00

200

4724

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

558

6335,85

–2071

–48

 

24.08.2014

2624,00

150

3543

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

440

5036,75

–2412

–91

 

24.08.2014

2952,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1812

61

 

24.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

25.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

25.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

26.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

869

1139,45

1484

56

 

26.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484,

56

 

26.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

26.08.2014

2214,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1074,

48

 

27.08.2014

4264,00

150

3543

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

440

5036,75

–772

–18

 

28.08.2014

2132,00

100

2362

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

322

3737,65

–1605

–75

 

28.08.2014

5029,33

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

3889,

77

 

28.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

29.08.2014

4264,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

3124

73

 

29.08.2014

3389,33

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

869

1139,45

2249

66

 

29.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

869

1139,45

1484

56

 

29.08.2014

4264,00

100

2362

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

322

3737,65

526

12

 

30.08.2014

2624,00

200

4724

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

558

6335,85

–3711

–141

 

31.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484,

56

 

31.08.2014

4264,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

3124

73

 

31.08.2014

2624,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1484

56

 

31.08.2014

2952,00

 

0

1

550

550

113,85

8,94

188,08

192,50

86

1139,45

1812

61

 

 

197 107,48

3070

72 513

 

 

36 000

7452

599*

11 895

12 600

12 846

153 906

49 201

28

8

* Услуги по аренде миксеров оказывались новыми АБС, поэтому в стоимость запасных частей вошла только стоимость расходных материалов по факту расхода.

 

Расчет в табл. 4 сделан аналогично расчету в табл. 3, но разница в том, что автобетоносмесители заправляются не перед каждым рейсом, а на несколько рейсов. Поэтому по факту необходимо вести общий расход дизтоплива по данным заправочной станции за весь месяц. Расчет, представленный в табл. 4, имеет отличия и в начислении заработной платы водителям миксеров. Она начисляется не по часовой тарифной ставке и не по окладу, а за проделанный рейс. Такой вариант расчета заработной платы может применяться в том случае, если в транспортной организации имеют место случаи наработки часов водителями путем простоев вне зоны объектов строительства и загрузки, то есть попросту присутствуют нарушения производственной дисциплины.

Общие расходы по амортизации и запасным частям распределены на общее количество сделанных за месяц рейсов. Накладные автоколонны в табл. 4 рассчитаны по прямым затратам (табл. 5, 6).

 

Таблица 5. Расчет накладных расходов автоколонны

Статья затрат

Численность, чел.

Сумма, руб.

Оплата труда

 

219 000

В том числе:

руководитель участка

1

45 000

бухгалтер

1

25 000

диспетчер

2

40 000

механик

1

28 000

инженер по безопасности движения

1

27 000

оператор АЗС

2

36 000

кладовщик

1

18 000

Отчисления во внебюджетные фонды

 

45 333

Содержание зданий и сооружений

 

188 618

В том числе:

амортизация

 

49 845

тепло

 

65 865

электроэнергия

 

34 568

водоснабжение и водопотребление

 

15 450

обслуживание и ремонт зданий и сооружений

 

22 890

Содержание оборудования

 

28 475

МБП и канцтовары

 

1560

Связь

 

4568

Охрана

 

34 000

Итого накладные расходы по автоколонне

 

521 554

 

Таблица 6. Расчет отношения накладных расходов автоколонны к прямым затратам

Автоколонна

Прямые затраты

Накладные расходы

Процент накладных к прямым

Парк миксеров, всего

1 062 175,00

 

 

В том числе по миксерам, сданным в аренду

128 460,09

12 846,00

10,0

Парк самосвалов

1 023 684,00

 

 

Парк длинномеров

985 425,00

 

 

Парк легковых

1 156 840,00

 

 

Парк автобусов

985 465,00

 

 

Всего по автоколонне

5 213 589,00

521 554,00

10,0

 

Рассчитать экономическую эффективность каждого рейса в этом варианте расчета не представляется возможным, но в отличие от первого случая (см. табл. 2) данный расчет более точный, так как учтен фактический расход дизтоплива, затраченного на коммерческие рейсы.

Заключение

Для точных и простых расчетов себестоимости и рентабельности каждого рейса и в целом автопарка миксеров нужно установить топливные датчики на каждую единицу спецтехники. С их помощью можно полностью исключить не только воровство дизельного топлива, но и увидеть неисправности топливной аппаратуры, при которых расход дизтоплива начинает увеличиваться. Нужно добавить, что при правильной организации работы и контроле всех расходов сдача в аренду автобетоносмесителей является достаточно прибыльным бизнесом, но только при условии своевременной замены изношенной техники. В противном случае фактические затраты на ремонты могут превысить всю планируемую прибыль. А своевременная диагностика автопарка спецтехники и планово-предупредительные ремонты автобетоносмесителей — это надежная гарантия от непредсказуемых поломок, а значит, от непредвиденных убытков. 

Л. И. Киюцен, начальник планово-экономического отдела ООО «Корпорация "Маяк"»

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017