Электронная версия журнала

Денег много не бывает: как оценить ликвидность?

«Планово-экономический отдел» №1 2013 / Управление финансами

В данной статье подробно рассматривается понятие ликвидности, причем особое внимание уделяется ликвидности предприятия и ее оценке, описывается степень ликвидности разных активов компании, а также рассказывается об алгоритмах расчетов различных коэффициентов. Кроме того, в статье приводятся примеры крупных российских компаний, указываются приемлемые значения показателей ликвидности и причины возможных отклонений от этих значений.

В различной литературе — учебниках, пособиях, справочниках — можно найти множество материалов, посвященных ликвидности. Данное понятие считается одним из самых важных в экономике, причем применимо оно к самым различным объектам (можно анализировать, например, как ликвидность предприятия, так и ликвидность автомобиля).

Универсальная интернет-энциклопедия «Википедия» определяет ликвидность как экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной (ликвидный — обращаемый в деньги).

Определение ликвидности — довольно простое по своей сути, его можно охарактеризовать тремя словами: способность превратиться в деньги, однако необходимо иметь в виду также фактор цены. Приведем наглядный пример.

Пример 1

Три года назад в нашей стране и за рубежом в самом разгаре был кризис, который затронул почти все отрасли. Одна из самых плачевных ситуаций наблюдалась в строительной сфере. В тот период, если бы вы захотели купить подержанный самосвал, то смогли бы сделать это без особого труда и по очень привлекательной цене. Такая ситуация сложилась по причине кризиса в отрасли: объемы строительства упали, и никому не нужная техника стояла без дела.

Владельцы данной техники тщетно пытались продать свои одно- и двухгодовалые грузовики с 30–50%-ным дисконтом от первоначальной цены, хотя еще за год до этого они сбрасывали бы не более 20 %. На тот момент самосвалы были неликвидны, то есть их нельзя было быстро продать, а если это и удавалось, то только с огромной скидкой, в убыток себе. Таким образом, превратить их в достаточное количество денег было практически невозможно.

Ликвидность активов предприятия

В российской бухгалтерской отчетности активы в балансе условно отсортированы сверху вниз в порядке повышения ликвидности. Денежные средства находятся в самой нижней его части, хотя прочие оборотные активы занимают последнюю строчку. В целом в структуре оборотных активов можно выделить основные из них:

  • запасы;
  • дебиторская задолженность;
  • финансовые вложения;
  • денежные средства.

Активы называют оборотными из-за того, что они принимают участие в операционном цикле — обороте и претерпевают несколько преобразований, в результате которых превращаются в деньги.

Например, для того чтобы произвести и продать табуретку, необходимо:

1) закупить сырье (доски), из которого производят готовый продукт — табуретку (следовательно, внутри одной категории активов (запасов) происходит преобразование);

2) продать табуретку некоему покупателю, с которым нужно договориться, чтобы он в обязательном порядке расплатился через неделю (образуется дебиторская задолженность, от которой до получения денег остается лишь один шаг);

3) получить денежные средства, поступившие на счет (так как по истечении недели дебитор обязан рассчитаться).

 

К сведению. Если у вас есть лишние деньги, то их можно дать кому-нибудь на короткое время в долг или положить на депозит. Так образуются краткосрочные финансовые вложения.

Необходимо помнить, что с поставщиком сырья для табуретки тоже нужно расплатиться.

Таким образом, из примера видно, что сырью еще достаточно далеко до преобразования в деньги, а вот дебиторку до данного преобразования разделяет лишь шаг. Уровень ликвидности активов характеризуется скоростью превращения в денежные средства.

Оценка ликвидности предприятия

При оценке ликвидности предприятия применяются коэффициенты ликвидности. Суть расчета данных коэффициентов заключается в том, что берутся оборотные активы (или их часть) и делятся на краткосрочные обязательства. Другими словами, необходимо определить, хватит ли денег от продажи наших наиболее ликвидных активов на то, чтобы расплатиться по всем долгам, которые предприятие должно погасить в течение ближайшего года.

Самым распространенным показателем является коэффициент текущей ликвидности (Current ratio). В общем виде он рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Считается, что значение данного показателя должно быть не ниже единицы (это значит, что предприятию хватит средств на то, чтобы расплатиться с кредиторами по краткосрочным обязательствам).

Существуют еще коэффициенты быстрой (Quick ratio) и абсолютной ликвидности (Cash ratio). Их цель — определить, на какой период времени хватит денег от реализации самых ликвидных активов. При расчете коэффициента быстрой ликвидности из оборотных активов убираются запасы, так как им нужно больше всего времени на преобразование в денежные средства. А при расчете показателя абсолютной ликвидности в качестве числителя берутся только финансовые вложения и денежные средства.

Главное, что нужно иметь в виду при расчете коэффициентов ликвидности, — это период, в течение которого тот или иной актив можно реально превратить в денежные средства. Нередко бывает так, что среди оборотных активов встречаются абсолютные неликвиды. Например, это может быть материал или товар, который устарел, уже не используется и не может быть реализован, а значит, превратить его в деньги вряд ли удастся. Или среди должников вдруг обнаружится организация либо физическое лицо, которое не в состоянии рассчитаться с предприятием. Поэтому всегда нужно четко представлять, какие именно активы следует учитывать и каково их качество (если качество низкое, то не стоит включать данные активы в расчет).

Рассмотрим несколько примеров на основе финансовых отчетов российских компаний за 2011 г.

Пример 2

Финансовые отчеты были составлены как по российским, так и по международным стандартам. Основные показатели балансов ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ» (далее — ЛенСпецСМУ), группы компаний «О'Кей» (далее — О'Кей), ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"» (далее — Балтика) и группы компаний «МегаФон» (далее — МегаФон) приведены в таблице.

 

Финансовый отчет российских компаний за 2011 г., млн руб.

№ п/п

Показатель

ЛенСпецСМУ (РСБУ)

О'Кей (МСФО)

Балтика (РСБУ)

МегаФон (US GAAP)

1

Запасы

9291

7918

5218

4551

2

Дебиторская задолженность

5172

1924

15 451

9547

3

Финансовые вложения

4

0

11 098

84 509

4

Денежные средства

4798

2942

133

2887

5

Итого оборотные активы

19 526

13 182

32 104

120 293

6

Итого активы

42 637

43 732

67 097

383 468

7

Итого краткосрочные обязательства

15 665

21 052

18 276

49 973

8

Коэффициент текущей ликвидности (стр. 5 / стр. 7)

1,25

0,63

1,76

2,41

9

Коэффициент быстрой ликвидности (стр. 5 – стр. 1)

0,65

0,25

1,47

2,32

10

Коэффициент абсолютной ликвидности (стр. 3 + стр. 4) / стр. 7

0,31

0,14

0,61

1,75

 

На основании приведенных данных рассчитаны коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Разберем, каковы их значения для каждой компании.

У ЛенспецСМУ коэффициент текущей ликвидности имеет приемлемое значение, равное 1,25. То есть в компании будет достаточно средств от реализации оборотных активов на погашение краткосрочных обязательств. При этом значение 0,65 коэффициента быстрой ликвидности и значение 0,31 коэффициента абсолютной ликвидности можно считать оптимальными и даже высокими. Следовательно, это говорит о том, что у компании с ликвидностью все в порядке. Она в достаточной степени обеспечена деньгами и быстрореализуемыми активами, чтобы вовремя платить по своим долгам.

В качестве оптимальных значений для коэффициентов быстрой и абсолютной ликвидности можно принимать 0,6 и 0,2 соответственно (хотя эти цифры весьма условны, ведь всегда надо учитывать особенности каждого конкретного предприятия).

У О’Кей показатели ликвидности ниже оптимальных значений, лишь коэффициент абсолютной ликвидности немного отклоняется от нормы. На первый взгляд, можно судить о проблемах с ликвидностью сети гипер- и супермаркетов, но ведь О’Кей является одним из ведущих российских ритейлеров. В 2010 г. группа успешно привлекла деньги на бирже и не похоже, что у нее есть какие-то финансовые проблемы. Скорее всего, данный пример лишь подтверждает условность оптимальных значений коэффициентов ликвидности.

На самом деле у О’Кей нет проблем с деньгами, а низкое значение показателей объясняется особенностями бизнеса, которые кратко описаны ниже.

Рассмотрим показатели Балтики и МегаФона. У этих компаний они достаточно высокие, причем у обеих большие суммы финансовых вложений, в то время как объемы денежных средств очень малы. Это свидетельствует о том, что необходимо детально разбираться в специфике деятельности предприятия, структуре его активов и обязательств. Высокие значения коэффициентов не обязательно свидетельствуют о хорошей ликвидности, если денежные средства почти на нуле. Хотя вполне возможно, что крупные финансовые вложения представляют собой депозиты, которые быстро превратятся в деньги. Поэтому необходимо понимать, что скрывают за собой показатели отчетности и для чего нужно проводить более глубокий анализ.

Дело не только в коэффициентах

Во время кризиса ситуации, когда бездумно рассчитанный коэффициент текущей ликвидности получался очень высоким, были нередки. Означало ли это, что ликвидность организации была на хорошем уровне? Конечно, нет. В то время многие предприятия стали испытывать нехватку наличных средств и не могли расплатиться друг с другом. У многих из них в огромных объемах накапливалась дебиторская задолженность, что приводило к росту коэффициента, но денег при этом больше не становилось.

В то же время существует немало примеров, когда значение показателя текущей ликвидности (намного меньшее 1 и даже 0,5) является совершенно приемлемым. Почему показатели ликвидности компаний ниже, но денег им хватает?

Представим обычный продуктовый магазин. У него не образуется дебиторская задолженность, так как покупатели рассчитываются сразу. Оборотными активами являются, в основном, запасы и деньги в кассе и на счете. При этом запасы покрывают задолженность перед поставщиками за доставленные товары. Но есть еще и обязательства по уплате аренды, транспорта, электроэнергии, зарплаты продавцов и т. д., которые не могут быть единовременно покрыты оборотными активами. Но так как единовременной оплаты не требуется, то с поставщиками можно расплачиваться раз в неделю, с сотрудниками и энергетиками — раз или два в месяц, а с арендодателем — раз в год. Тогда в ситуации, где коэффициент текущей ликвидности равен, например, 0,3, ничего страшного не произойдет, так как магазину хватит средств, которые будут накапливаться на погашение наиболее актуальных обязательств (в связи с тем, что нет необходимости расплачиваться со всеми кредиторами одновременно).

Высокие значения коэффициентов ликвидности при наличии большого объема денежных средств — это неплохо, так как у такой компании достаточно средств, чтобы в любой момент погасить обязательства. Однако переизбыток денег говорит о неэффективности их использования, ведь на них можно закупить товар, технику, вложить их еще куда-нибудь и извлечь гораздо большую пользу, нежели скромные проценты от хранения на депозитах.

Заключение

Понятие «ликвидность предприятия» характеризует способность найти деньги: чем выше ликвидность, тем лучше организация обеспечена денежными средствами для погашения своих обязательств.

Для оценки ликвидности применяются различные показатели. Однако ее коэффициенты не всегда адекватно отражают платежеспособность компании. Необходимо более детально анализировать деятельность и финансовую отчетность предприятия.

Ликвидность организации в значительной степени зависит от структуры ее активов. Следует постоянно контролировать их качество для поддержания ликвидности на необходимом уровне. В данном случае качество активов определяется скоростью их превращения в деньги.

 

А. А. Захаров, старший аналитик ОАО «Сведбанк» (филиал в г. Санкт-Петербурге)

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.