Целевой канал продаж для многих компаний — маркетплейсы. Чтобы руководству основываться на финансовых показателях перед принятием решений в условиях работы на маркетплейсах, используют юнит-экономику. В статье рассмотрим отдельные аспекты юнит-экономики. Вы узнаете, как организовать контроль объемов выручки и ее факторный анализ для целей юнит-экономики с помощью надстройки в Excel Power Query.
ЧТО ТАКОЕ ЮНИТ-ЭКОНОМИКА?
Юнит — это продаваемая компанией единица продукции (работы, услуги), которая генерирует доход. Юнит-экономика оценивает прибыльность одного юнита: сколько бизнес зарабатывает или теряет на нем. Юнит-экономика —это расчет разницы между выручкой и расходами на продукт, клиента или пользователя.
Задачи, которые решает юнит-экономика:
• оценить прибыльность бизнеса или продукта перед стартом;
• установить оптимальную цену, чтобы оставалось место для акций;
• определить точки безубыточности;
• оценить возможности масштабирования;
• сформировать ассортимент и определить, какую продукцию выгоднее продавать;
• убрать убыточные позиции в ассортименте;
• скорректировать рекламную кампанию;
• спрогнозировать прибыль и оценить доходность каналов продаж;
• выбрать подходящий тариф или условия работы с маркетплейсом.
Юнит-экономика помогает определить, сколько зарабатывает продавец с каждой продажи после вычета всех расходов.
Чтобы рассчитать юнит-экономику, учитывают следующие факторы:
- себестоимость продукции;
- логистику, включая расходы на обратную логистику — возвраты;
- комиссию маркетплейса;
- упаковку;
- рекламу (карточки товара в топе, участие в акциях, скидки и т. д.).
Юнит-экономику рассчитывают перед запуском товара, после начала продаж и регулярно при изменении ассортимента или тарифов маркетплейса.
Расчеты в юнит-экономике — масштабная задача. Ввиду ограниченности формата статьи рассмотрим первое, с чего нужно начать эти расчеты, — факторный анализ фактически полученной выручки.
ПОДГОТОВКА ДАННЫХ К ФАКТОРНОМУ АНАЛИЗУ ВЫРУЧКИ
Условная компания «Омега» занимается продажами швейной продукции на нескольких маркетплейсах. Данные о продажах формируют как в таблице 1.
_2025-83(%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB).jpg)
В таблице 1 приведены продажи по одному из маркетплейсов. Платья Фуксия в количестве 10 шт. проданы 01.07.2025 на сумму 8970 руб. и т. д.
Данные по продажам с разных маркетплейсов формируют в разные таблицы. В нашем примере их будет три. Три файла Excel помещают в отдельную папку на рабочем месте руководителя, откуда настраивают запрос в Excel Power Query. Визуал и последовательность действий в разных версиях Excel будет незначительно отличаться, сути это не меняет. В статье рассмотрим создание запроса в Excel 2016.
Структура всех таблиц должна быть идентичной. Важный момент: в таблицах-источниках не должно быть пустых строк.
Создаем отдельную книгу Excel для консолидации данных — файл с названием «Анализ». Откроем этот файл и перейдем на вкладку Power Query ⟶ Получение внешних данных ⟶ Из файла ⟶ Из папки (рис. 1).
_2025-84(%D1%80%D0%B8%D1%811).jpg)
Далее указываем путь к папке и выполняем команду Изменить. Так как исходных файлов с продажами по маркетплейсам три, редактор Power Query покажет следующие запросы (рис. 2).
В окне редактора запросов разворачиваем двойной стрелкой столбец Content Binary и выбираем имя листа (Лист 1), который нужно взять из каждого файла (рис. 3).
_2025-84(%D1%80%D0%B8%D1%8123).jpg)
Запрос готов к факторному анализу. Выполняем команду: «Закрыть и загрузить в». Выбираем способ представления данных в книге — Таблица (рис. 4, 5).
_2025-85(%D1%80%D0%B8%D1%8145).jpg)
В результате получили таблицу (рис. 6), которая содержит данные всех таблиц-источников, помещенных в настроенную папку. Таблица по умолчанию уже отформатирована как «умная», ей присвоено имя по имени запроса Power Query — Маркетплейсы.
_2025-85(%D1%80%D0%B8%D1%816).jpg)
Вся необходимая информация уже содержится в таблице на рис. 6. Однако более эффективно воспользоваться визуализацией: вкладка Диаграммы ⟶ Сводная диаграмма ⟶ На новый лист (рис. 7). Настроили одновременно сводную диаграмму и таблицу.
_2025-85(%D1%80%D0%B8%D1%817).jpg)
С помощью «Полей сводной таблицы» и вкладки «Конструктор» настраиваем диаграмму. При необходимости добавляем временную шкалу (вкладка Вставка ⟶ Фильтры). На рисунке 7 видно, что по всем каналам продаж лидирует модель платья Лилия (синяя область), что подтверждается данными сводной таблицы — 586 594 руб., 388 063 руб. и 581 239 руб. выручки соответственно.
При необходимости настраивают дополнительные сводные таблицы и диаграммы для анализа юнит-экономики, получают юнит-показатели в абсолютном значении.
