Отдаем журнал бесплатно!

Пройдемте в закрома: инвентаризация имущества в конце года

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ: СРОКИ, ЦЕЛИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Инвентаризация — это способ проверки фактического наличия имущества путем сопоставления полученной информации с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки, порядок проведения инвентаризации и перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяет экономический субъект, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при ликвидации (реорганизации) организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации:

• Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

• Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»;

• Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

В соответствии с указанными документами инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения. К имуществу организации относятся:

  • основные средства (ОС);
  • нематериальные активы (НМА);
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы;
  • денежные средства и прочие финансовые активы.

Инвентаризации также подлежат:

• производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки);

• имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Основные цели инвентаризации:

• выявить фактическое наличие имущества;

• сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета;

• проверить полноту отражения в учете обязательств.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливает руководитель организации (кроме случаев, когда предполагается обязательное выполнение инвентаризации).

Для проведения инвентаризации создают постоянно действующую инвентаризационную комиссию (далее — комиссия). Если объем работ большой, создают и рабочие инвентаризационные комиссии.

В состав комиссии включают работников бухгалтерии и административно-управленческого аппарата, инженеров, экономистов, техников, представителей службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

 

До начала проверки фактического наличия имущества комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на "______" (дата)». Это должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств вносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляют не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Важный момент: фактическое наличие имущества проверяют при обязательном участии материально ответственных лиц.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

ОФОРМЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ (ПОЛОЖЕНИЯ, СТАНДАРТА) О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Инструкция (положение, стандарт) нужна организации как внутренний нормативный акт, устанавливающий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов.

Формировать отдельный нормативный документ не обязательно, однако согласно Приказу Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» при формировании учетной политики обязательно должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Приблизительное содержание инструкции о проведении инвентаризации:

  1. Общие положения (определения, нормативные документы, цели и задачи, область и период действия и т. д.).
  2. Общие правила проведения инвентаризации (необходимость формирования приказа, количество инвентаризаций в году, установление дат их проведения, особенности формирования инвентаризационной комиссии и т. д.).
  3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательства.
  4. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации.
  5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
  6. Приложения (приказ о проведении инвентаризации, приказ о назначении комиссии, инвентаризационные описи, ярлыки, акты инвентаризации, ведомости результатов, сличительные ведомости и т. д.).

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Пройдемте в закрома: инвентаризация имущества в конце года

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ: СРОКИ, ЦЕЛИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Инвентаризация — это способ проверки фактического наличия имущества путем сопоставления полученной информации с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки, порядок проведения инвентаризации и перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяет экономический субъект, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при ликвидации (реорганизации) организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации:

• Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

• Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»;

• Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

В соответствии с указанными документами инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения. К имуществу организации относятся:

  • основные средства (ОС);
  • нематериальные активы (НМА);
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы;
  • денежные средства и прочие финансовые активы.

Инвентаризации также подлежат:

• производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки);

• имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Основные цели инвентаризации:

• выявить фактическое наличие имущества;

• сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета;

• проверить полноту отражения в учете обязательств.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливает руководитель организации (кроме случаев, когда предполагается обязательное выполнение инвентаризации).

Для проведения инвентаризации создают постоянно действующую инвентаризационную комиссию (далее — комиссия). Если объем работ большой, создают и рабочие инвентаризационные комиссии.

В состав комиссии включают работников бухгалтерии и административно-управленческого аппарата, инженеров, экономистов, техников, представителей службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

 

До начала проверки фактического наличия имущества комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на "______" (дата)». Это должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств вносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляют не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Важный момент: фактическое наличие имущества проверяют при обязательном участии материально ответственных лиц.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

ОФОРМЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ (ПОЛОЖЕНИЯ, СТАНДАРТА) О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Инструкция (положение, стандарт) нужна организации как внутренний нормативный акт, устанавливающий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов.

Формировать отдельный нормативный документ не обязательно, однако согласно Приказу Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» при формировании учетной политики обязательно должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Приблизительное содержание инструкции о проведении инвентаризации:

  1. Общие положения (определения, нормативные документы, цели и задачи, область и период действия и т. д.).
  2. Общие правила проведения инвентаризации (необходимость формирования приказа, количество инвентаризаций в году, установление дат их проведения, особенности формирования инвентаризационной комиссии и т. д.).
  3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательства.
  4. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации.
  5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
  6. Приложения (приказ о проведении инвентаризации, приказ о назначении комиссии, инвентаризационные описи, ярлыки, акты инвентаризации, ведомости результатов, сличительные ведомости и т. д.).

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2021.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам