Отдаем журнал бесплатно!

Сценарное планирование: методика и практика применения

Современная экономика изменчива, на нее влияют технологические сдвиги, геополитические потрясения и поведение потребителей. Зачастую сложно предсказать последствия тех или иных решений для бизнеса, поэтому сценарии становятся важным инструментом анализа и принятия стратегических решений. В статье разберем, зачем нужно сценарное планирование и кому оно поможет, как пошагово построить рабочие сценарии на примере логистической компании, как оценить влияние каждого из них на бизнес в будущем.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И КРИТЕРИИ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Сценарное планирование — это метод предсказания будущего, анализ возможных ситуаций и оценки различных сценариев развития событий. Каждый сценарий представляет собой последовательность гипотез и предположений относительно будущего состояния экономики, рынка и деятельности субъекта в целом.

Сценарное планирование помогает подготовиться к нескольким возможным будущим ситуациям, а не к одной «самой вероятной». Оно позволяет компаниям расширить представление о возможных вариантах развития событий и подготовиться к ним, тем самым снизить риски и повысить эффективность управления, помогает выбрать наиболее оптимальные пути продвижения бизнеса.

Ключевые вопросы, которые поможет решить сценарное планирование:

 

  • Какие риски и возможности стоит учитывать компании?
  • Какие решения нужно принять заранее?
  • Как часто пересматривать сценарии и какие метрики отслеживать?
  • Сколько это стоит и сколько времени занимает?

Сценарное планирование применяют в различных сферах:

 

Сценарии, разработанные компанией, должны соответствовать ряду критериев:

достоверность. В сценарии включают только те события, которые могут произойти в действительности, а также наиболее вероятные результаты;

логичность. При составлении сценариев нельзя допускать каких-либо противоречий;

функциональность. Каждый из сценариев должен содержать возможные события, на основе которых можно принимать управленческие решения;

целостность. Сценарии должны не опираться только на видение будущего, а основываться на всестороннем анализе ключевых рисковых событий;

дифференциация. Сценарии должны отличаться и включать комбинацию разных рисковых событий, иначе нельзя будет объективно оценить возможные варианты будущего.

ЭТАПЫ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Сценарное планирование включает восемь этапов.

 

Этап 1. Определяют ключевые факторы, влияющие на будущее состояние компании. Ключевые факторы — это элементы неопределенности (непредсказуемые факторы), которые могут существенно повлиять на будущее компании. Они позволяют всесторонне оценить возможные рисковые события и их последствия. Для каждого фактора оценивается:

• влияние на цель — низкое, среднее, высокое;

• уровень неопределенности — низкий, средний, высокий.

Критерии, по которым выбирают факторы:

 

Этап 2. Определяют временные рамки планирования. Временные рамки планирования устанавливают с учетом целей компании. Факторы, которые могут повлиять на временные рамки, включают:

  • жизненный цикл продукта компании;
  • технологические достижения;
  • политические условия в стране и деятельность конкурентов.

 

Этап 3. Создают различные варианты развития событий. Варианты развития событий определяют на основе выбранных внешних и внутренних ключевых факторов:

Этап 4. Описывают сценарии. При планировании сценариев создают несколько альтернативных сценариев, что дает возможность описать картину будущего с разных точек зрения, оценить возможные последствия того или иного варианта, выявить угрозы и разработать стратегию поведения для каждой ситуации.

Определяя возможные рисковые события и комбинируя их в сценарии, можно наметить пути развития, препятствующие их негативному влиянию, стимулирующие позитивный эффект. Рассмотрим несколько возможных вариантов сценариев.

 

Вариант 1. Расширение бизнеса. Уделяем внимание автоматизации и цифровизации технологических процессов для конкурентоспособности и качества продукции.

Применяем цифровую интеграцию. Это процесс, объединяющий различные цифровые технологии, платформы и системы в единую, слаженно работающую среду. Такой процесс позволяет создать условия передачи автоматических данных между разными инструментами, снижая ручной труд и ошибки, что способствует улучшению всех бизнес-процессов.

Внедряем быструю цифровизацию. Цифровизация — процесс внедрения цифровых технологий, который позволяет преобразовать аналоговые данные, например, на бумажных носителях, в цифровой формат. Быстрая цифровизация — это стремительное внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы. Она включает комплексное преобразование всех бизнес-моделей и процессов, их автоматизацию и оптимизацию с помощью современных решений, таких как искусственный интеллект.

 

Вариант 2. Использование традиционной стабильности, которая характеризуется стабильными цепочками поставок, финансовой устойчивостью, отсутствием зависимости от кредиторов, умеренным ростом спроса, ведением бизнеса без задолженностей, отсутствием кассовых разрывов.

 

Вариант 3. Кризисный откат. Признаки: падение объема продаж, разорванные цепочки поставок, падение окупаемости контрактов, потеря клиентов.

 

Этап 5. Оценивают сценарии. Каждый сценарий рассматривают с точки зрения вероятности реализации и последствий.

 

Этап 6. Распределяют роли в сценарии. В сценарии определяют следующие роли:

тенденции (тренды) — устойчивые направления в развитии бизнеса;

неопределенности (неконтролируемые факторы) — факторы с высоким влиянием и высокой степенью неизвестности, что затрудняет принятие решений из-за недостатка информации, случайности или неожиданных масштабных событий (например, политическая нестабильность, санкции);

контролируемые факторы — факторы, на которые компания может прямо влиять (отношения с клиентами, применяемые бонусы, скидки).

 

Этап 7. Определяют оптимальную стратегию. На этом этапе прорабатывают поведение компании в условиях разных сценариев.

 

Этап 8. Определяют индикаторы будущих изменений в бизнесе. На заключительном этапе выделяют ранние индикаторы или сигналы, которые позволяют предвидеть и реагировать на будущие изменения в бизнесе компании. Этот показатель меняется раньше, чем виден эффект от выбранного сценария.

 

Е. В. Анисимова, аудитор-эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Сценарное планирование: методика и практика применения

Современная экономика изменчива, на нее влияют технологические сдвиги, геополитические потрясения и поведение потребителей. Зачастую сложно предсказать последствия тех или иных решений для бизнеса, поэтому сценарии становятся важным инструментом анализа и принятия стратегических решений. В статье разберем, зачем нужно сценарное планирование и кому оно поможет, как пошагово построить рабочие сценарии на примере логистической компании, как оценить влияние каждого из них на бизнес в будущем.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И КРИТЕРИИ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Сценарное планирование — это метод предсказания будущего, анализ возможных ситуаций и оценки различных сценариев развития событий. Каждый сценарий представляет собой последовательность гипотез и предположений относительно будущего состояния экономики, рынка и деятельности субъекта в целом.

Сценарное планирование помогает подготовиться к нескольким возможным будущим ситуациям, а не к одной «самой вероятной». Оно позволяет компаниям расширить представление о возможных вариантах развития событий и подготовиться к ним, тем самым снизить риски и повысить эффективность управления, помогает выбрать наиболее оптимальные пути продвижения бизнеса.

Ключевые вопросы, которые поможет решить сценарное планирование:

 

  • Какие риски и возможности стоит учитывать компании?
  • Какие решения нужно принять заранее?
  • Как часто пересматривать сценарии и какие метрики отслеживать?
  • Сколько это стоит и сколько времени занимает?

Сценарное планирование применяют в различных сферах:

 

Сценарии, разработанные компанией, должны соответствовать ряду критериев:

достоверность. В сценарии включают только те события, которые могут произойти в действительности, а также наиболее вероятные результаты;

логичность. При составлении сценариев нельзя допускать каких-либо противоречий;

функциональность. Каждый из сценариев должен содержать возможные события, на основе которых можно принимать управленческие решения;

целостность. Сценарии должны не опираться только на видение будущего, а основываться на всестороннем анализе ключевых рисковых событий;

дифференциация. Сценарии должны отличаться и включать комбинацию разных рисковых событий, иначе нельзя будет объективно оценить возможные варианты будущего.

ЭТАПЫ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Сценарное планирование включает восемь этапов.

 

Этап 1. Определяют ключевые факторы, влияющие на будущее состояние компании. Ключевые факторы — это элементы неопределенности (непредсказуемые факторы), которые могут существенно повлиять на будущее компании. Они позволяют всесторонне оценить возможные рисковые события и их последствия. Для каждого фактора оценивается:

• влияние на цель — низкое, среднее, высокое;

• уровень неопределенности — низкий, средний, высокий.

Критерии, по которым выбирают факторы:

 

Этап 2. Определяют временные рамки планирования. Временные рамки планирования устанавливают с учетом целей компании. Факторы, которые могут повлиять на временные рамки, включают:

  • жизненный цикл продукта компании;
  • технологические достижения;
  • политические условия в стране и деятельность конкурентов.

 

Этап 3. Создают различные варианты развития событий. Варианты развития событий определяют на основе выбранных внешних и внутренних ключевых факторов:

Этап 4. Описывают сценарии. При планировании сценариев создают несколько альтернативных сценариев, что дает возможность описать картину будущего с разных точек зрения, оценить возможные последствия того или иного варианта, выявить угрозы и разработать стратегию поведения для каждой ситуации.

Определяя возможные рисковые события и комбинируя их в сценарии, можно наметить пути развития, препятствующие их негативному влиянию, стимулирующие позитивный эффект. Рассмотрим несколько возможных вариантов сценариев.

 

Вариант 1. Расширение бизнеса. Уделяем внимание автоматизации и цифровизации технологических процессов для конкурентоспособности и качества продукции.

Применяем цифровую интеграцию. Это процесс, объединяющий различные цифровые технологии, платформы и системы в единую, слаженно работающую среду. Такой процесс позволяет создать условия передачи автоматических данных между разными инструментами, снижая ручной труд и ошибки, что способствует улучшению всех бизнес-процессов.

Внедряем быструю цифровизацию. Цифровизация — процесс внедрения цифровых технологий, который позволяет преобразовать аналоговые данные, например, на бумажных носителях, в цифровой формат. Быстрая цифровизация — это стремительное внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы. Она включает комплексное преобразование всех бизнес-моделей и процессов, их автоматизацию и оптимизацию с помощью современных решений, таких как искусственный интеллект.

 

Вариант 2. Использование традиционной стабильности, которая характеризуется стабильными цепочками поставок, финансовой устойчивостью, отсутствием зависимости от кредиторов, умеренным ростом спроса, ведением бизнеса без задолженностей, отсутствием кассовых разрывов.

 

Вариант 3. Кризисный откат. Признаки: падение объема продаж, разорванные цепочки поставок, падение окупаемости контрактов, потеря клиентов.

 

Этап 5. Оценивают сценарии. Каждый сценарий рассматривают с точки зрения вероятности реализации и последствий.

 

Этап 6. Распределяют роли в сценарии. В сценарии определяют следующие роли:

тенденции (тренды) — устойчивые направления в развитии бизнеса;

неопределенности (неконтролируемые факторы) — факторы с высоким влиянием и высокой степенью неизвестности, что затрудняет принятие решений из-за недостатка информации, случайности или неожиданных масштабных событий (например, политическая нестабильность, санкции);

контролируемые факторы — факторы, на которые компания может прямо влиять (отношения с клиентами, применяемые бонусы, скидки).

 

Этап 7. Определяют оптимальную стратегию. На этом этапе прорабатывают поведение компании в условиях разных сценариев.

 

Этап 8. Определяют индикаторы будущих изменений в бизнесе. На заключительном этапе выделяют ранние индикаторы или сигналы, которые позволяют предвидеть и реагировать на будущие изменения в бизнесе компании. Этот показатель меняется раньше, чем виден эффект от выбранного сценария.

 

Е. В. Анисимова, аудитор-эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам