Отдаем журнал бесплатно!

Транспортная логистика предприятия: оптимизируем расходы

Вы узнаете

Как правильно классифицировать транспортные расходы в целях их оптимизации

Как определить приоритетность направлений оптимизации транспортных расходов

Какие методы оптимизации транспортных расходов применяют на практике

С помощью каких способов достигают наибольшей оптимизации транспортных расходов компании

 

На транспортные расходы приходится существенная часть операционных затрат компании, поэтому экономическая служба должна систематически анализировать их эффективность, искать возможности для оптимизации. Оптимизация транспортных затрат поможет предприятию снизить себестоимость выпуска и реализации продукции, получить конкурентные преимущества на рынке сбыта. Однако в ходе этих работ следует придерживаться баланса между соображениями экономии затрат и обеспечения бесперебойности процессов транспортной логистики. О приоритетных направлениях и наиболее эффективных способах оптимизации транспортных расходов компании читайте в статье.

СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Чтобы мероприятия по оптимизации транспортных расходов достигли своих целей, транспортную логистику предприятия нужно рассматривать как самостоятельный бизнес-процесс, состоящий из четырех групп процессов (рис. 1).

К группе основных процессов относятся процессы, которые непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг:

 

 

• транспортировка груза от места загрузки до места выгрузки;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• экспедиционное обслуживание перевозки груза.

Группа вспомогательных процессов:

• техническое обслуживание и ремонт транспорта;

• обеспечение работы складской и ремонтной инфраструктуры;

• внутрихозяйственная транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Группа обслуживающих процессов:

• материально-техническое снабжение (закупка горюче-смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, спецодежды, инструмента, расходы на хозяйственные нужды и т. д.);

• медицинское обеспечение;

• осмотр транспорта перед выездом;

• обеспечение транспорта местами стоянки и хранения.

Группа управленческих процессов:

• планирование производственной деятельности;

• обеспечение предприятия заказами на услуги;

• управление деятельностью предприятия;

• контроль и учет результатов деятельности предприятия.

Возможности оптимизации транспортных расходов необходимо рассматривать по каждой группе процессов в отдельности.

По основным процессам возможные методы оптимизации расходов целесообразно рассматривать и в классификации по целевым направлениям использования транспортных средств компании (рис. 2).

Так, для направлений доставки ТМЦ от поставщиков и готовой продукции/товаров покупателям наибольший эффект оптимизации транспортных затрат дает контроль эффективности загрузки и оптимальности маршрутов транспортировки.

Затраты на доставку персонала и на транспорт для офиса оптимизируют путем сравнения стоимости содержания собственного и использования наемного транспорта. Расходы на транспорт для хозяйственных нужд предприятия оптимизируют через подбор такого графика использования транспорта, который позволит удовлетворить транспортные потребности с минимальными затратами.

При разработке мероприятий по оптимизации транспортных расходов следует учитывать структуру этих расходов в аналитике статей затрат. Так, в общей структуре затрат на транспорт можно выделить следующие группы:

  • заработная плата сотрудников с отчислениями во внебюджетные фонды;
  • горюче-смазочные материалы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • услуги подрядных организаций;
  • прочие расходы на транспорт.

Среднестатистическая доля указанных групп затрат в общей величине транспортных расходов приведена на диаграмме (рис. 3).

 

На основании показателей диаграммы можно сделать вывод, что для наибольшего эффекта в первую очередь следует оптимизировать такие затраты, как зарплата и расход ГСМ, а затем перейти к оптимизации расходов на техобслуживание/ремонт транспорта и услуги подрядных организаций.

Важный момент: прочие расходы следует оптимизировать выборочно по отдельным статьям и только в случае, если экономия затрат будет существенно превышать затраты по их оптимизации.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Существует достаточно много способов сокращения транспортных расходов, мы рассмотрим наиболее эффективные.

Использование сдельно-тарифной формы оплаты труда

Применение сдельно-тарифной формы оплаты труда помогает оптимизировать транспортные расходы в части заработной платы в случае, когда объем грузоперевозок на предприятии нестабильный и меняется в течение года.

Суть способа: у сотрудников, непосредственно занятых грузоперевозками, заработная плата делится на постоянную и переменную части. Переменная часть переводится в расценки за единицу услуг, в качестве которой чаще всего выступает тонно-километр (т/км).

Если у предприятия падает объем оказываемых транспортных услуг, то снижается сумма начисленной переменной части заработной платы. Если объем услуг повышается, у предприятия сумма переменной части заработной платы увеличивается, но при этом снижается себестоимость единицы услуги в части расходов на зарплату.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Транспортная логистика предприятия: оптимизируем расходы

Вы узнаете

Как правильно классифицировать транспортные расходы в целях их оптимизации

Как определить приоритетность направлений оптимизации транспортных расходов

Какие методы оптимизации транспортных расходов применяют на практике

С помощью каких способов достигают наибольшей оптимизации транспортных расходов компании

 

На транспортные расходы приходится существенная часть операционных затрат компании, поэтому экономическая служба должна систематически анализировать их эффективность, искать возможности для оптимизации. Оптимизация транспортных затрат поможет предприятию снизить себестоимость выпуска и реализации продукции, получить конкурентные преимущества на рынке сбыта. Однако в ходе этих работ следует придерживаться баланса между соображениями экономии затрат и обеспечения бесперебойности процессов транспортной логистики. О приоритетных направлениях и наиболее эффективных способах оптимизации транспортных расходов компании читайте в статье.

СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Чтобы мероприятия по оптимизации транспортных расходов достигли своих целей, транспортную логистику предприятия нужно рассматривать как самостоятельный бизнес-процесс, состоящий из четырех групп процессов (рис. 1).

К группе основных процессов относятся процессы, которые непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг:

 

 

• транспортировка груза от места загрузки до места выгрузки;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• экспедиционное обслуживание перевозки груза.

Группа вспомогательных процессов:

• техническое обслуживание и ремонт транспорта;

• обеспечение работы складской и ремонтной инфраструктуры;

• внутрихозяйственная транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Группа обслуживающих процессов:

• материально-техническое снабжение (закупка горюче-смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, спецодежды, инструмента, расходы на хозяйственные нужды и т. д.);

• медицинское обеспечение;

• осмотр транспорта перед выездом;

• обеспечение транспорта местами стоянки и хранения.

Группа управленческих процессов:

• планирование производственной деятельности;

• обеспечение предприятия заказами на услуги;

• управление деятельностью предприятия;

• контроль и учет результатов деятельности предприятия.

Возможности оптимизации транспортных расходов необходимо рассматривать по каждой группе процессов в отдельности.

По основным процессам возможные методы оптимизации расходов целесообразно рассматривать и в классификации по целевым направлениям использования транспортных средств компании (рис. 2).

Так, для направлений доставки ТМЦ от поставщиков и готовой продукции/товаров покупателям наибольший эффект оптимизации транспортных затрат дает контроль эффективности загрузки и оптимальности маршрутов транспортировки.

Затраты на доставку персонала и на транспорт для офиса оптимизируют путем сравнения стоимости содержания собственного и использования наемного транспорта. Расходы на транспорт для хозяйственных нужд предприятия оптимизируют через подбор такого графика использования транспорта, который позволит удовлетворить транспортные потребности с минимальными затратами.

При разработке мероприятий по оптимизации транспортных расходов следует учитывать структуру этих расходов в аналитике статей затрат. Так, в общей структуре затрат на транспорт можно выделить следующие группы:

  • заработная плата сотрудников с отчислениями во внебюджетные фонды;
  • горюче-смазочные материалы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • услуги подрядных организаций;
  • прочие расходы на транспорт.

Среднестатистическая доля указанных групп затрат в общей величине транспортных расходов приведена на диаграмме (рис. 3).

 

На основании показателей диаграммы можно сделать вывод, что для наибольшего эффекта в первую очередь следует оптимизировать такие затраты, как зарплата и расход ГСМ, а затем перейти к оптимизации расходов на техобслуживание/ремонт транспорта и услуги подрядных организаций.

Важный момент: прочие расходы следует оптимизировать выборочно по отдельным статьям и только в случае, если экономия затрат будет существенно превышать затраты по их оптимизации.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Существует достаточно много способов сокращения транспортных расходов, мы рассмотрим наиболее эффективные.

Использование сдельно-тарифной формы оплаты труда

Применение сдельно-тарифной формы оплаты труда помогает оптимизировать транспортные расходы в части заработной платы в случае, когда объем грузоперевозок на предприятии нестабильный и меняется в течение года.

Суть способа: у сотрудников, непосредственно занятых грузоперевозками, заработная плата делится на постоянную и переменную части. Переменная часть переводится в расценки за единицу услуг, в качестве которой чаще всего выступает тонно-километр (т/км).

Если у предприятия падает объем оказываемых транспортных услуг, то снижается сумма начисленной переменной части заработной платы. Если объем услуг повышается, у предприятия сумма переменной части заработной платы увеличивается, но при этом снижается себестоимость единицы услуги в части расходов на зарплату.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2022.

Журнал «Планово-экономический отдел» дарит 3 года подписки!
Антисанкционные меры — 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан)
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам