Верховный Суд РФ запретил штрафовать организации за необоснованные увольнения

    Организация уволила работника за прогулы. Он обратился с жалобой в трудовую инспекцию. Проверяющие пришли в организацию и провели внеплановую документарную проверку.

    По ее итогам трудовые инспекторы решили, что увольнение было проведено с нарушением процедуры применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Поэтому выдали организации:

    • предписание об устранении нарушений путем отмены приказа о прекращении трудового договора;

    • постановления о назначении штрафа 30 тыс. рублей за нарушение трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ).

    Организация не согласилась с обоими документами и оспорила их в суде.

    По ее мнению, трудовая инспекция превысила свои полномочия по итогам проверки.

    Дело в том, что между организацией и бывшим работником возникли разногласия по вопросу правомерности его увольнения — это является индивидуальным трудовым спором в соответствии со ст. 381 ТК РФ.

    По закону таковым признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссию по трудовым спорам или суд.

    Государственная инспекция труда органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров не является и заменить его не может. Следовательно, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, инспекция вправе лишь выявлять правонарушения, но не решать трудовые споры.

    Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях организации состава правонарушения.

    Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2019 № 19-АД18-32

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Tакая позиция ранее встречалась в судах.

    Однако Верховный Суд РФ прежде с ней не соглашался. Он полагал, что при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику такого взыскания (Определение от 26.12.2017 № 31-КГ17-5).

    Трудовой кодекс РФ гласит, что комиссия по трудовым спорам создается из работников организации по их инициативе или по инициативе организации. Работник может обратиться в такую комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решение комиссии обязательно и подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование (ст. 384, 386, 389 ТК РФ).

    Источник: v2b.ru

    08.02.2019, 14:17

    Верховный Суд РФ запретил штрафовать организации за необоснованные увольнения

    Организация уволила работника за прогулы. Он обратился с жалобой в трудовую инспекцию. Проверяющие пришли в организацию и провели внеплановую документарную проверку.

    По ее итогам трудовые инспекторы решили, что увольнение было проведено с нарушением процедуры применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Поэтому выдали организации:

    • предписание об устранении нарушений путем отмены приказа о прекращении трудового договора;

    • постановления о назначении штрафа 30 тыс. рублей за нарушение трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ).

    Организация не согласилась с обоими документами и оспорила их в суде.

    По ее мнению, трудовая инспекция превысила свои полномочия по итогам проверки.

    Дело в том, что между организацией и бывшим работником возникли разногласия по вопросу правомерности его увольнения — это является индивидуальным трудовым спором в соответствии со ст. 381 ТК РФ.

    По закону таковым признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссию по трудовым спорам или суд.

    Государственная инспекция труда органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров не является и заменить его не может. Следовательно, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, инспекция вправе лишь выявлять правонарушения, но не решать трудовые споры.

    Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях организации состава правонарушения.

    Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2019 № 19-АД18-32

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Tакая позиция ранее встречалась в судах.

    Однако Верховный Суд РФ прежде с ней не соглашался. Он полагал, что при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику такого взыскания (Определение от 26.12.2017 № 31-КГ17-5).

    Трудовой кодекс РФ гласит, что комиссия по трудовым спорам создается из работников организации по их инициативе или по инициативе организации. Работник может обратиться в такую комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решение комиссии обязательно и подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование (ст. 384, 386, 389 ТК РФ).

    Источник: v2b.ru

    08.02.2019, 14:17
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам