Блог

    Минпросвещения России ответило на вопросы по особенностям трудовой деятельности педагогических работников

    Назад к списку новостей

    /upl/pictures/KR_2020/%D0%BA%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC/day-3622988_960_720.jpg

    Минпросвещения России подготовило Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда (письмо Министерства просвещения РФ от 22 мая 2020 г.). В общей сложности чиновники рассмотрели 13 вопросов. 

    Специалисты Минпросвещения России высказались по вопросу об учете нерабочих дней и заработной платы за них при расчете среднего заработка. Как ни удивительно, но пояснения непрофильного министерства оказались куда более логичными и обоснованными, чем недавние комментарии Минтруда по этому поводу (см. новость от 29 мая 2020 г.). В Минпросвещения указали, что периоды времени с 30 марта по 30 апреля 2020 г. и с 6 по 8 мая 2020 г., объявленные в соответствии с Указами Президента РФ нерабочими днями, имеют особый статус и не относятся к упомянутым в п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы случаям освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты.

    В нерабочие дни за работником сохраняется не средний заработок, который подлежит исключению из подсчета, а заработная плата, которую бы работник получил, если бы отработал эти дни полностью, т.е. со всеми причитающимися выплатами.

    Из этого следует, что сохраняемая за эти дни заработная плата учитывается при расчете среднего заработка.

    Высказались чиновники и по вопросу оплаты нерабочих дней. Отвечая на вопрос о сохранении за работниками премий, в Минпросвещения России заключили, что за нерабочие дни работники должны получить заработную плату, предусмотренную трудовым договором. Размер оплаты должен соответствовать той его величине, которую работник получил, если бы отработал эти дни полностью (с надбавками и премиями).

    Перевод педагогических и иных работников образовательных организаций на дистанционную форму работы в условиях COVID-19 не является для работодателей основанием для изменения условий оплаты труда, установленных при тарификации. Не является основанием для изменения условий оплаты труда педагогических работников наступление каникулярного периода, либо периодов отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

    В очередной раз была сформулирована позиция чиновников насчет продолжительности рабочего времени учителей. На учителей не распространяется норма о 36-часовой продолжительности рабочей недели. Рабочее время учителя состоит из нормируемой его части в виде фактического объема учебной нагрузки и части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей согласно квалификационной характеристике, которое по времени не конкретизировано, а также дополнительной работы за дополнительную оплату, выполнение которой по времени также не конкретизировано. Схожие разъяснения приводило в своем письме от 26 ноября 2015 г. № 06-1706 Минобрнауки России.

    Требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя в часы, свободные от выполнения обязанностей (пускай и в пределах 36 часов в неделю), является неправомерным.

    Приведены в письме и рекомендации по вопросам предоставления отпуска. Например, относительно того, как быть с работниками, которые до окончания учебного года не отработали шести месяцев в данной организации. В письме отмечается, что даже в такой ситуации работодатель не вправе исчислять отпуск пропорционально проработанному времени, как это предусматривалось для педагогических работников до 1 февраля 2002 года (т.е. до введения в действие ТК РФ), поскольку у работника возникает право на весь отпуск, а не на его часть. Предоставление работодателем отпуска неполной продолжительности возможно лишь в случаях, когда об этом просит сам работник, т.е. просит разделить отпуск на части. Порядок разделения отпуска на части предусмотрен ст. 125 Трудового кодекса. Пропорционально проработанному времени может исчисляться лишь денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, а также оплата отпуска, предоставленного с последующим увольнением в порядке, предусмотренном ст. 127 ТК РФ.

    В письме также приводятся разъяснения по вопросу табелирования нерабочих дней. Чиновники напомнили, что с 1 января 2013 года унифицированные формы по учету труда и его оплаты не являются обязательными к применению. В связи с этим работодатели самостоятельно могут устанавливать порядок отражения в табеле учета рабочего времени нерабочих дней, учитывая, что эти периоды являются оплачиваемыми. Например, в целях обеспечения сохранения получаемой работником заработной платы и исключения получения предписаний при проверках нерабочие дни могут быть зафиксированы в табеле, как рабочие со сноской, отсылающей к Указам Президента РФ.

     

    Источник: Гарант.ру


     

    05.06.2020, 08:48

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.