Отдаем журнал бесплатно!

Меры по легализации трудовых отношений

С целью легализации трудовых отношений Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора.

 

Так, внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.

 Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.

Кроме этого, установлена административная ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) — наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 5.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ дополнен гл. 49.1  в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа). Предусматривается, что трудовой договор с дистанционными работниками может заключаться в электронном виде, при этом документами, подтверждающими период дистанционной работы, будут являться копии трудового договора и приказа о прекращении трудового договора, заверенные надлежащим образом работодателем, установлена возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи при заключении, изменении, прекращении трудового договора с данной категорией работников, в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона № 316848-6 «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы), направленный на обеспечение выплаты заработной платы работникам при процедуре банкротства. Готовятся поправки к указанному законопроекту, предусматривающие обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя. Наряду с этим с целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей нарушения по невыплате заработной платы и иных причитающихся работнику выплат в соответствии с трудовым законодательством предлагается выделить в отдельный состав административных правонарушений и увеличить размеры штрафов.

Также приказом Роструда от 27 декабря 2013 г. № 271 утвержден План мероприятий на 2014 г., которым предусмотрено в том числе проведение плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  по вопросам оформления трудовых отношений, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации с целью принятия эффективных мер по результатам проверок по устранению и предупреждению правонарушений, привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности, а также выявления типовых нарушений в отраслях экономики для выработки рекомендаций работодателям по их устранению.

Т. В. Маленко, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2014.

Отдаем журнал бесплатно!

Меры по легализации трудовых отношений

С целью легализации трудовых отношений Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора.

 

Так, внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.

 Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.

Кроме этого, установлена административная ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) — наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 5.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ дополнен гл. 49.1  в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа). Предусматривается, что трудовой договор с дистанционными работниками может заключаться в электронном виде, при этом документами, подтверждающими период дистанционной работы, будут являться копии трудового договора и приказа о прекращении трудового договора, заверенные надлежащим образом работодателем, установлена возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи при заключении, изменении, прекращении трудового договора с данной категорией работников, в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона № 316848-6 «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы), направленный на обеспечение выплаты заработной платы работникам при процедуре банкротства. Готовятся поправки к указанному законопроекту, предусматривающие обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя. Наряду с этим с целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей нарушения по невыплате заработной платы и иных причитающихся работнику выплат в соответствии с трудовым законодательством предлагается выделить в отдельный состав административных правонарушений и увеличить размеры штрафов.

Также приказом Роструда от 27 декабря 2013 г. № 271 утвержден План мероприятий на 2014 г., которым предусмотрено в том числе проведение плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  по вопросам оформления трудовых отношений, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации с целью принятия эффективных мер по результатам проверок по устранению и предупреждению правонарушений, привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности, а также выявления типовых нарушений в отраслях экономики для выработки рекомендаций работодателям по их устранению.

Т. В. Маленко, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2014.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам