Отдаем журнал бесплатно!

Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам

Рекомендован следующий алгоритм расчета пособий:

1. Определить, имеет ли работник право на расчет пособия из среднего заработка, или оно не должно превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

2. Определить средний дневной заработок (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более 3 месяцев) с учетом максимального размера пособия.

3. Определить средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа.

С 1 января 2004 г. применяется новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, который утвержден ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ).

Данный порядок действует и в 2006 г. в соответствии со ст. 2  Федерального закона от 22 декабря 2005 г. № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» (далее — Федеральный закон № 180-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2006 г.:

«1. Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа (для пособий по временной нетрудоспособности) и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

2. Исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы».

По-прежнему в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона № 180-ФЗ сохраняется норма, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, если застрахованное лицо фактически проработало в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам менее 3 месяцев. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный размер оплаты труда определяется с учетом этих коэффициентов. С 1 мая 2006 г.  установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 1 100 руб., в соответствии со ст. 1 Федерального закона от  29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ.

Итак, расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Следует учитывать, что, по мнению Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), изменение расчетного периода не допускается (п. 1 письма ФСС РФ от 25 февраля 2004 г. № 02-18/07-1202). При этом применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» с учетом положений ст. 8 Федерального закона №166-ФЗ и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Постановлением от 24 декабря 2003 г. № 89 Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с ФСС РФ утвердило разъяснение № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» (далее — разъяснение № 5).

В среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ. При этом в письме ФСС РФ от 17 февраля 2004 г. № 02-18/07-1034 «Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)» сообщается, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.

Данное положение распространяется и на 2006 год, что подтверждено п. 2 письма ФСС РФ от 23 января 2006 г. № 02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году».

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» утратили силу подп. 8, 13, 14 п. 1 ст. 238 НК РФ. В связи с этим с 1 января 2005 г. подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, в том числе и в части, зачисляемой в ФСС РФ:

выплаты, производимые физическим лицам, выполняющим работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, за счет членских взносов;

выплаты членам профсоюза, имеющим трудовые отношения с профсоюзной организацией, независимо от их размера и сроков выплаты;

выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — независимо от их размера.

Поэтому с 1 января 2005 г. лица, работающие в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора, а также члены профсоюза, имеющие трудовые отношения с профсоюзной организацией, подлежат обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию на общих основаниях.

Выплаты, осуществляемые в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, учитываются в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в случае, если указанные выплаты являются заработной платой, выданной в неденежной форме. Такая позиция изложена в письме ФСС РФ от 23 сентября 2004 г. № 02-18/07-6474 «О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации».

Проведя анализ законодательных актов, мы рекомендуем следующий алгоритм расчета пособий:

1. Определить, имеет ли работник право на расчет пособия из среднего заработка, или оно не должно превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Если работник в течение расчетного периода (12 календарных месяцев) фактически проработал менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом трехмесячный период фактической работы определяется в календарных днях.

С 1 мая 2005 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 1 100 руб. в мес. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». С 1 сентября 2005 г. по 30 апреля 2005 г. МРОТ составлял 800 руб.

Письмо ФСС от 25 февраля 2004 г. № 02-18/07-1202 «Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» указывает следующее:

«3. Вопрос: Как следует определять 3-месячный период фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам — в календарных или рабочих днях?

Ответ: Указанный 3-месячный период фактической работы определяется в календарных днях.

При этом в случае если работник работал непрерывно, следует руководствоваться статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. Например, для работника, принятого на работу 15 января 2004 года, трехмесячный период непрерывной фактической работы истекает 15 апреля 2004 года, то есть начиная с 15 апреля 2004 года работник будет иметь право на исчисление пособия по общим правилам.

Если период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов работы, указанные периоды также определяются в календарных днях. В этом случае работник приобретает право на расчет пособия по общим правилам по истечении 90 календарных дней в общей сложности. Например, работник принят на работу с 15 января 2004 года и не работал в связи с предоставленным ему учебным отпуском со 2 по 25 февраля 2004 года. Поскольку указанный период (со 2 по 25 февраля 2004 года) при определении периода фактической работы не учитывается, трехмесячный период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов — до 2 февраля 2004 года и после 25 февраля 2004 года. До учебного отпуска период фактической работы у данного работодателя составит 18 календарных дней. В связи с этим для приобретения права на расчет пособия по общим правилам после окончания учебного отпуска работник должен проработать еще 72 календарных дня (90 – 18)».

В соответствии с разъяснением № 5 при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:

работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством РФ:

при направлении в служебные командировки;

при переводе на нижеоплачиваемую работу.

Пример 1

Работница организации заболела 6 января 2006 г.

Ситуация 1

В расчетном периоде (с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.) работница:

с 1 января 2005 г. по 30 сентября 2005 г. была в отпуске по уходу за ребенком;

с 1 октября 2005 г. по 14 октября 2005 г. находилась в очередном оплачиваемом отпуске;

с 15 октября 2005 г. по 31 декабря 2005 г. работала (исполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте).

В данном случае пособие не может превышать за полный календарный месяц 800 руб., поскольку фактически отработано 2,5 месяца. Сумма пособия за каждый рабочий день, пропущенный в связи с временной нетрудоспособностью, составит 53 руб. (800 : 15), где 15 — количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в январе).

Ситуация 2

В расчетном периоде (с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.) работница:

с 1 января 2005 г. по 30 сентября 2005 г. была в отпуске по уходу за ребенком;

с 1 октября 2005 г. по 14 октября 2005 г. находилась в служебной командировке;

с 15 октября 2005 г. по 31 декабря 2005 г. работала (исполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте).

В данном случае пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, поскольку фактически отработано 3 месяца (включается время нахождения в командировке).

В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров. При этом справки с предыдущего места работы не требуется (п. 4 письма ФСС РФ от 25 февраля 2004 г. № 02-18/07-1202).

Таким образом, все время трудовых отношений с предыдущим работодателем считается фактически отработанным.

Пример 2

Кузнецова С.В. проработала в организации «А» с 3 января 2004 г. по 31 сентября 2005 г. (последний год работы она была в отпуске по уходу за ребенком). Затем месяц не работала. С 1 декабря 2005 г. поступила на работу в организацию «Б» и 12 января 2006 г. заболела. В соответствии с приведенными выше правилами и несмотря на то, что стаж прервался (перерыв в работе более трех недель), пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, так как с учетом записи в трудовой книжке Кузнецова фактически отработала более 3 месяцев. Средний дневной заработок в данном случае будет рассчитываться путем деления суммы фактически начисленной за декабрь заработной платы на число фактически отработанных в декабре дней.

2. Определить средний дневной заработок (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более 3 месяцев) с учетом максимального размера пособия.

Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее —Положение № 213), а именно путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном п. 13 Положения № 213, а именно путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

В связи с изменением порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности. Такие разъяснения изложены в п. 2 письма ФСС РФ от 15 февраля 2005 г. № 02-18/07-1243.

Премии и вознаграждения при расчете среднего заработка учитываются в порядке, установленном п. 14 Положения № 213:

ежемесячные премии и вознаграждения — не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, или из него исключалось время в соответствии с п. 4 Положения № 213, то премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц). Если работник проработал в организации не полный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, то их следует учитывать при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном данным пунктом Положения № 213.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от № 180-ФЗ максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц с 1 января 2006 г. не может превышать 15 000 руб.

Пример 3

Работник организации болел с 29 января 2006 г. по 3 февраля 2006 г. В расчетном периоде (с 01 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.) работник с 1 по 30 ноября находился в очередном отпуске, остальное время работал. Оклад работника в 2005 г. не менялся и составлял 12 000 руб. в месяц. В декабре была начислена и выплачена премия по итогам 2005 г. в сумме 10 000 руб. Непрерывный стаж работника составил 6 лет.

В данном случае пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, поскольку в расчетном периоде работником фактически отработано более 3 месяцев.

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

1) Определим число фактически отработанных дней в расчетном периоде:

248 дн. – 21 дн. = 227 дн., где 248 — число рабочих дней в расчетном периоде, 21 — число рабочих дней в ноябре, когда работник был в отпуске.

2) Определим сумму выплат, включаемых в расчет среднего заработка:

12 000 руб. х 11 = 132 000 руб. — оклад за 11 месяцев (исключение составляет ноябрь, когда работник был в отпуске);

10 000 : 248 х 227 = 9 153,23 руб. — премия, рассчитанная пропорционально фактически отработанным в расчетном периоде дням, где 248 — число рабочих дней в расчетном периоде, 227 — число фактически отработанных дней.

3) Определим средний дневной заработок:

(132 000 руб. + 9 153,23 руб.): 227 дн. = 621,82 руб.

4) Определим средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа:

621,82 руб. х 80 % = 497,46 руб.,

где 80 % — размер пособия с учетом непрерывного трудового стажа (6 лет) в соответствии с подп. «б» п. 30 Положения № 13-6.

5) Определим максимальную величину дневного пособия исходя из ограничения в сумме 15 000  руб. за полный календарный месяц:

15 000 руб.: 16 дн. = 937,50  руб., где 16 — число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в январе 2006 г.);

15 000 руб.: 19 дн. = 789,48 руб., где 19 — число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в феврале 2006 г.).

6) Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности:

497,46 руб. х 5 дн. = 2487,30 руб., где 5 — число рабочих дней в периоде нетрудоспособности (с 29.01.2006 по 03.02.2006).

При этом за 1 день (30.01.2006) сумма пособия выплачивается за счет средств работодателя, а за 4 дня (31.01.2006–03.02.2006) за счет средств ФСС РФ (29 января 2006 г. был нерабочий день).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается от даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пп. 15 и 16 Положения № 213 не применяются.

Обратите внимание! Если работодатель решит повысить оклад работнице перед ее уходом в декретный отпуск, ему нужно быть готовым доказать, что повышение заработной платы было обоснованным, например с целью удержать квалифицированного специалиста. В противном случае работники ФСС РФ могут решить, что пособие по беременности и родам выплачено необоснованно, и, соответственно, откажут работодателю в возмещении расходов по выплате пособия в счет ЕСН. Об этом свидетельствует арбитражная практика: постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2005 г. № А26-4718/04-22, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2004 г. № А21-12236/03-С1.

Кроме того, может быть признано неправомерным возмещение за счет средств ФСС РФ пособия по беременности и родам в случае оформления сотрудницы непосредственно перед наступлением страхового случая, а также отсутствия прибыли у работодателя в данный период (вследствие того, что хозяйственная деятельность не ведется) и выплаты пособия за счет заемных средств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2004 г.№ А21-12025/03-С1).

3. Определить средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ) в ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» сказано, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством РФ.

До принятия законодательных актов, регулирующих вопросы учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, размер указанного пособия, как указано в письме ФСС РФ от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81, следует определять в соответствии с установленным порядком, т.е. выплачивать пособие по беременности и родам в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, с учетом установленного максимального размера пособия. Таким образом, пособие по беременности и родам выдается в размере 100 % заработка.

Данное положение содержит и п. 1 ст. 6 Федерального закона № 180-ФЗ, который приостанавливает на 2006 г. действие ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. В связи с этим пособие по беременности и родам в 2006 г. должно исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного стажа.

Пункт 4 письма ФСС РФ от 23 января 2006 г. № 02-18/07-541 регламентирует порядок расчета пособия по страховым случаям, наступившим в 2005 г. и продолжающимся в 2006 г.:

«Как следует из статьи 7 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ, данный Закон вступает в силу с 1 января 2006 года. В связи с этим содержащиеся в нем нормативные положения применяются к страховым случаям, наступившим с 1 января 2006 года и позднее.

При этом, поскольку максимальная величина дневного (часового) пособия определяется в каждом месяце нетрудоспособности (письмо Фонда от 18.02.2002 № 02-18/05-1136), то по страховым случаям, наступившим в 2005 году и продолжающимся в 2006 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам по 31 декабря 2005 года должна производиться с учетом ограничения пособия максимальным размером пособия в сумме 12 480 рублей, а с 1 января 2006 года — в сумме 15 000 рублей». 

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом непрерывного трудовой стажа в соответствии с п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6.

Непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 100 % заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет;

рабочим и служащим, имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся — 18) лет. Настоящее правило не распространяется на рабочих и служащих, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет работы по следующим основаниям:

– систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

– прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

– вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

– утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

– совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;

– требование профсоюзного органа;

– увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине;

– совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;

рабочим и служащим, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга;

работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986–1989 гг. участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в указанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями;

по уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет, проживающими в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированными и переселенными из зон радиоактивного загрязнения.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 80 % заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;

рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигших 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 60 % заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.

Особый порядок определения размера выплачиваемых пособий установлен:

работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны. Во всех случаях временной нетрудоспособности им выдается пособие в размере 100 % заработка;

при заболевании, связанном с поствакцинальным осложнением. Пособие выплачивается в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа работы;

для случаев ухода за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы — с 11-го по 14-й календарный день. Пособие выдается в размере 50 % заработка, независимо от непрерывного трудового стажа.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет выдаются в зависимости от непрерывного стажа. Размер пособия с 8-го или 11-го дня не уменьшается.

При уходе за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет на период болезни матери пособие выдается лицу, осуществляющему уход, на весь период, в течение которого мать не может ухаживать за ребенком, с учетом непрерывного стажа без снижения размера пособия с 8-го или 11-го дня.

Пособие по уходу за несовершеннолетним членом семьи, заболевание которого связано с поствакцинальным осложнением, выплачивается одному из родителей или иному законному представителю за все время болезни в размере 100 % заработка, независимо от непрерывного стажа работы.

В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» таким лицам пособие выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

Е.Л. Пеняева, консультант-методолог ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2006.

Отдаем журнал бесплатно!

Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам

Рекомендован следующий алгоритм расчета пособий:

1. Определить, имеет ли работник право на расчет пособия из среднего заработка, или оно не должно превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

2. Определить средний дневной заработок (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более 3 месяцев) с учетом максимального размера пособия.

3. Определить средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа.

С 1 января 2004 г. применяется новый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, который утвержден ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ).

Данный порядок действует и в 2006 г. в соответствии со ст. 2  Федерального закона от 22 декабря 2005 г. № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» (далее — Федеральный закон № 180-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2006 г.:

«1. Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа (для пособий по временной нетрудоспособности) и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

2. Исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы».

По-прежнему в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона № 180-ФЗ сохраняется норма, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, если застрахованное лицо фактически проработало в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам менее 3 месяцев. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный размер оплаты труда определяется с учетом этих коэффициентов. С 1 мая 2006 г.  установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 1 100 руб., в соответствии со ст. 1 Федерального закона от  29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ.

Итак, расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Следует учитывать, что, по мнению Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), изменение расчетного периода не допускается (п. 1 письма ФСС РФ от 25 февраля 2004 г. № 02-18/07-1202). При этом применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» с учетом положений ст. 8 Федерального закона №166-ФЗ и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Постановлением от 24 декабря 2003 г. № 89 Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с ФСС РФ утвердило разъяснение № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» (далее — разъяснение № 5).

В среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ. При этом в письме ФСС РФ от 17 февраля 2004 г. № 02-18/07-1034 «Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)» сообщается, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.

Данное положение распространяется и на 2006 год, что подтверждено п. 2 письма ФСС РФ от 23 января 2006 г. № 02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году».

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» утратили силу подп. 8, 13, 14 п. 1 ст. 238 НК РФ. В связи с этим с 1 января 2005 г. подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, в том числе и в части, зачисляемой в ФСС РФ:

выплаты, производимые физическим лицам, выполняющим работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, за счет членских взносов;

выплаты членам профсоюза, имеющим трудовые отношения с профсоюзной организацией, независимо от их размера и сроков выплаты;

выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — независимо от их размера.

Поэтому с 1 января 2005 г. лица, работающие в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора, а также члены профсоюза, имеющие трудовые отношения с профсоюзной организацией, подлежат обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию на общих основаниях.

Выплаты, осуществляемые в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, учитываются в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в случае, если указанные выплаты являются заработной платой, выданной в неденежной форме. Такая позиция изложена в письме ФСС РФ от 23 сентября 2004 г. № 02-18/07-6474 «О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации».

Проведя анализ законодательных актов, мы рекомендуем следующий алгоритм расчета пособий:

1. Определить, имеет ли работник право на расчет пособия из среднего заработка, или оно не должно превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Если работник в течение расчетного периода (12 календарных месяцев) фактически проработал менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом трехмесячный период фактической работы определяется в календарных днях.

С 1 мая 2005 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 1 100 руб. в мес. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». С 1 сентября 2005 г. по 30 апреля 2005 г. МРОТ составлял 800 руб.

Письмо ФСС от 25 февраля 2004 г. № 02-18/07-1202 «Ответы на вопросы по применению нового порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» указывает следующее:

«3. Вопрос: Как следует определять 3-месячный период фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам — в календарных или рабочих днях?

Ответ: Указанный 3-месячный период фактической работы определяется в календарных днях.

При этом в случае если работник работал непрерывно, следует руководствоваться статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. Например, для работника, принятого на работу 15 января 2004 года, трехмесячный период непрерывной фактической работы истекает 15 апреля 2004 года, то есть начиная с 15 апреля 2004 года работник будет иметь право на исчисление пособия по общим правилам.

Если период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов работы, указанные периоды также определяются в календарных днях. В этом случае работник приобретает право на расчет пособия по общим правилам по истечении 90 календарных дней в общей сложности. Например, работник принят на работу с 15 января 2004 года и не работал в связи с предоставленным ему учебным отпуском со 2 по 25 февраля 2004 года. Поскольку указанный период (со 2 по 25 февраля 2004 года) при определении периода фактической работы не учитывается, трехмесячный период фактической работы определяется путем суммирования отдельных периодов — до 2 февраля 2004 года и после 25 февраля 2004 года. До учебного отпуска период фактической работы у данного работодателя составит 18 календарных дней. В связи с этим для приобретения права на расчет пособия по общим правилам после окончания учебного отпуска работник должен проработать еще 72 календарных дня (90 – 18)».

В соответствии с разъяснением № 5 при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:

работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством РФ:

при направлении в служебные командировки;

при переводе на нижеоплачиваемую работу.

Пример 1

Работница организации заболела 6 января 2006 г.

Ситуация 1

В расчетном периоде (с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.) работница:

с 1 января 2005 г. по 30 сентября 2005 г. была в отпуске по уходу за ребенком;

с 1 октября 2005 г. по 14 октября 2005 г. находилась в очередном оплачиваемом отпуске;

с 15 октября 2005 г. по 31 декабря 2005 г. работала (исполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте).

В данном случае пособие не может превышать за полный календарный месяц 800 руб., поскольку фактически отработано 2,5 месяца. Сумма пособия за каждый рабочий день, пропущенный в связи с временной нетрудоспособностью, составит 53 руб. (800 : 15), где 15 — количество рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в январе).

Ситуация 2

В расчетном периоде (с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.) работница:

с 1 января 2005 г. по 30 сентября 2005 г. была в отпуске по уходу за ребенком;

с 1 октября 2005 г. по 14 октября 2005 г. находилась в служебной командировке;

с 15 октября 2005 г. по 31 декабря 2005 г. работала (исполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте).

В данном случае пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, поскольку фактически отработано 3 месяца (включается время нахождения в командировке).

В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров. При этом справки с предыдущего места работы не требуется (п. 4 письма ФСС РФ от 25 февраля 2004 г. № 02-18/07-1202).

Таким образом, все время трудовых отношений с предыдущим работодателем считается фактически отработанным.

Пример 2

Кузнецова С.В. проработала в организации «А» с 3 января 2004 г. по 31 сентября 2005 г. (последний год работы она была в отпуске по уходу за ребенком). Затем месяц не работала. С 1 декабря 2005 г. поступила на работу в организацию «Б» и 12 января 2006 г. заболела. В соответствии с приведенными выше правилами и несмотря на то, что стаж прервался (перерыв в работе более трех недель), пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, так как с учетом записи в трудовой книжке Кузнецова фактически отработала более 3 месяцев. Средний дневной заработок в данном случае будет рассчитываться путем деления суммы фактически начисленной за декабрь заработной платы на число фактически отработанных в декабре дней.

2. Определить средний дневной заработок (при условии, что работник фактически отработал в расчетном периоде более 3 месяцев) с учетом максимального размера пособия.

Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее —Положение № 213), а именно путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном п. 13 Положения № 213, а именно путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

В связи с изменением порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, за счет работодателя подлежат оплате часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности. Такие разъяснения изложены в п. 2 письма ФСС РФ от 15 февраля 2005 г. № 02-18/07-1243.

Премии и вознаграждения при расчете среднего заработка учитываются в порядке, установленном п. 14 Положения № 213:

ежемесячные премии и вознаграждения — не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, или из него исключалось время в соответствии с п. 4 Положения № 213, то премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц). Если работник проработал в организации не полный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, то их следует учитывать при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном данным пунктом Положения № 213.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от № 180-ФЗ максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц с 1 января 2006 г. не может превышать 15 000 руб.

Пример 3

Работник организации болел с 29 января 2006 г. по 3 февраля 2006 г. В расчетном периоде (с 01 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.) работник с 1 по 30 ноября находился в очередном отпуске, остальное время работал. Оклад работника в 2005 г. не менялся и составлял 12 000 руб. в месяц. В декабре была начислена и выплачена премия по итогам 2005 г. в сумме 10 000 руб. Непрерывный стаж работника составил 6 лет.

В данном случае пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, поскольку в расчетном периоде работником фактически отработано более 3 месяцев.

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

1) Определим число фактически отработанных дней в расчетном периоде:

248 дн. – 21 дн. = 227 дн., где 248 — число рабочих дней в расчетном периоде, 21 — число рабочих дней в ноябре, когда работник был в отпуске.

2) Определим сумму выплат, включаемых в расчет среднего заработка:

12 000 руб. х 11 = 132 000 руб. — оклад за 11 месяцев (исключение составляет ноябрь, когда работник был в отпуске);

10 000 : 248 х 227 = 9 153,23 руб. — премия, рассчитанная пропорционально фактически отработанным в расчетном периоде дням, где 248 — число рабочих дней в расчетном периоде, 227 — число фактически отработанных дней.

3) Определим средний дневной заработок:

(132 000 руб. + 9 153,23 руб.): 227 дн. = 621,82 руб.

4) Определим средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа:

621,82 руб. х 80 % = 497,46 руб.,

где 80 % — размер пособия с учетом непрерывного трудового стажа (6 лет) в соответствии с подп. «б» п. 30 Положения № 13-6.

5) Определим максимальную величину дневного пособия исходя из ограничения в сумме 15 000  руб. за полный календарный месяц:

15 000 руб.: 16 дн. = 937,50  руб., где 16 — число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в январе 2006 г.);

15 000 руб.: 19 дн. = 789,48 руб., где 19 — число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в феврале 2006 г.).

6) Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности:

497,46 руб. х 5 дн. = 2487,30 руб., где 5 — число рабочих дней в периоде нетрудоспособности (с 29.01.2006 по 03.02.2006).

При этом за 1 день (30.01.2006) сумма пособия выплачивается за счет средств работодателя, а за 4 дня (31.01.2006–03.02.2006) за счет средств ФСС РФ (29 января 2006 г. был нерабочий день).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается от даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пп. 15 и 16 Положения № 213 не применяются.

Обратите внимание! Если работодатель решит повысить оклад работнице перед ее уходом в декретный отпуск, ему нужно быть готовым доказать, что повышение заработной платы было обоснованным, например с целью удержать квалифицированного специалиста. В противном случае работники ФСС РФ могут решить, что пособие по беременности и родам выплачено необоснованно, и, соответственно, откажут работодателю в возмещении расходов по выплате пособия в счет ЕСН. Об этом свидетельствует арбитражная практика: постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2005 г. № А26-4718/04-22, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2004 г. № А21-12236/03-С1.

Кроме того, может быть признано неправомерным возмещение за счет средств ФСС РФ пособия по беременности и родам в случае оформления сотрудницы непосредственно перед наступлением страхового случая, а также отсутствия прибыли у работодателя в данный период (вследствие того, что хозяйственная деятельность не ведется) и выплаты пособия за счет заемных средств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2004 г.№ А21-12025/03-С1).

3. Определить средний дневной заработок с учетом непрерывного трудового стажа.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ) в ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» сказано, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством РФ.

До принятия законодательных актов, регулирующих вопросы учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, размер указанного пособия, как указано в письме ФСС РФ от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81, следует определять в соответствии с установленным порядком, т.е. выплачивать пособие по беременности и родам в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, с учетом установленного максимального размера пособия. Таким образом, пособие по беременности и родам выдается в размере 100 % заработка.

Данное положение содержит и п. 1 ст. 6 Федерального закона № 180-ФЗ, который приостанавливает на 2006 г. действие ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. В связи с этим пособие по беременности и родам в 2006 г. должно исчисляться в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного стажа.

Пункт 4 письма ФСС РФ от 23 января 2006 г. № 02-18/07-541 регламентирует порядок расчета пособия по страховым случаям, наступившим в 2005 г. и продолжающимся в 2006 г.:

«Как следует из статьи 7 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ, данный Закон вступает в силу с 1 января 2006 года. В связи с этим содержащиеся в нем нормативные положения применяются к страховым случаям, наступившим с 1 января 2006 года и позднее.

При этом, поскольку максимальная величина дневного (часового) пособия определяется в каждом месяце нетрудоспособности (письмо Фонда от 18.02.2002 № 02-18/05-1136), то по страховым случаям, наступившим в 2005 году и продолжающимся в 2006 году, выплата пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам по 31 декабря 2005 года должна производиться с учетом ограничения пособия максимальным размером пособия в сумме 12 480 рублей, а с 1 января 2006 года — в сумме 15 000 рублей». 

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом непрерывного трудовой стажа в соответствии с п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6.

Непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 100 % заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет;

рабочим и служащим, имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащиеся — 18) лет. Настоящее правило не распространяется на рабочих и служащих, у которых непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособия в размере полного заработка, не сохранился в связи с увольнением в течение последних восьми лет работы по следующим основаниям:

– систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

– прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

– вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

– утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

– совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;

– требование профсоюзного органа;

– увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине;

– совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;

рабочим и служащим, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга;

работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также принимавшим в 1986–1989 гг. участие в работе по ликвидации последствий этой аварии в пределах зоны отчуждения или занятым в указанный период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

работникам, не достигшим 18 лет, проживающим в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированным и переселенным из зон радиоактивного загрязнения, при заболевании кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями;

по уходу за больными детьми в возрасте до 14 лет, проживающими в зонах отселения и проживания с правом на отселение вследствие чернобыльской катастрофы или эвакуированными и переселенными из зон радиоактивного загрязнения.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 80 % заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;

рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигших 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 60 % заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.

Особый порядок определения размера выплачиваемых пособий установлен:

работающим инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Великой Отечественной войны. Во всех случаях временной нетрудоспособности им выдается пособие в размере 100 % заработка;

при заболевании, связанном с поствакцинальным осложнением. Пособие выплачивается в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа работы;

для случаев ухода за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы — с 11-го по 14-й календарный день. Пособие выдается в размере 50 % заработка, независимо от непрерывного трудового стажа.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет выдаются в зависимости от непрерывного стажа. Размер пособия с 8-го или 11-го дня не уменьшается.

При уходе за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет на период болезни матери пособие выдается лицу, осуществляющему уход, на весь период, в течение которого мать не может ухаживать за ребенком, с учетом непрерывного стажа без снижения размера пособия с 8-го или 11-го дня.

Пособие по уходу за несовершеннолетним членом семьи, заболевание которого связано с поствакцинальным осложнением, выплачивается одному из родителей или иному законному представителю за все время болезни в размере 100 % заработка, независимо от непрерывного стажа работы.

В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» таким лицам пособие выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

Е.Л. Пеняева, консультант-методолог ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2006.

Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам