Отдаем журнал бесплатно!

Об организации отдыха детей сотрудников организаций в 2004 г.

Новая страница 1

С началом весенне-летнего периода значительная часть родителей озадачена тем, как организовать отдых своих детей. В ряде случаев для решения данного вопроса они обращаются к своим работодателям с просьбой оказать содействие. От того, сможет ли администрация принять в этом участие, зависят в том числе и трудовые успехи их сотрудников, и как следствие — финансовые результаты деятельности организации.

Для того чтобы разрешить проблему отдыха детей сотрудников, организации прежде всего должны определить источники финансирования соответствующих расходов. Ими могут быть средства обязательного социального страхования, в формировании фонда которых принимают участие все хозяйствующие субъекты, собственные средства работников, предоставляемые организациям целевые средства (включая средства профсоюзных организаций) или же собственные средства организаций, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль. Как вариант отдых детей работников может быть организован через принадлежащие организации оздоровительные лагеря.

И если в отношении самих сотрудников организации вправе использовать средства социального страхования только для оплаты стоимости путевок, предоставляемых на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ, то возможностей по организации отдыха детей работников больше.

Перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования, определен постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей». В него включены:

· острый инфаркт миокарда;

· острое нарушение мозгового кровообращения;

· операции по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, а также балонной ангиопластики коронарных сосудов;

· операции по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря.

 

 

Использование средств социального страхования для финансирования расходов по оздоровлению детей работников

 

Согласно ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) в 2004 г. средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан:

1. В детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21–24 дня из расчета до 400 руб. на одного ребенка в сутки.

При этом максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов.

Для целей исчисления максимального размера оплаты стоимости путевки на одного ребенка применяться должны районные коэффициенты, установленные для непроизводственных отраслей. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, что подтверждено в письме Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 25 декабря 2003 г. № 02-18/05-8404 «О применении отдельных статей Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год”, касающихся размеров пособий и иных выплат из средств Фонда».

Сведения о размерах районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приведены в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 9 июня 2003 г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 г. № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 г. № 25-23/5995.

Почти на тех же условиях средства социального страхования использовались на оплату путевок детей работников в 2003 г., что было установлено ст. 13 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год». При этом продолжительность пребывания детей составляла не более 24 дней.

2. В загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие условия предоставления путевок определены в распоряжении Правительства РФ от 5 марта 2004 г. № 320-р.

Согласно п. 8 указанного распоряжения из средств Фонда социального страхования РФ в полном размере или частично оплачиваются путевки для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) работающих и иных застрахованных граждан в следующие расположенные на территории Российской Федерации организации отдыха и оздоровления детей:

– загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и 21–24 дня в период летних школьных каникул — в размере до 50 % средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории этого субъекта, и до 100 % средней стоимости путевки для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевок в такой лагерь;

– загородные стационарные детские спортивно-оздоровительные лагеря со сроком пребывания 21–24 дня в период летних школьных каникул — для детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, в размере до 100 % средней стоимости путевки, установленной в субъекте Российской Федерации (из расчета одна путевка одному ребенку), на основании договоров, заключенных региональными отделениями ФСС РФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, включивших в состав бюджетных организаций субъектов Российской Федерации детско-юношеские спортивные школы, ранее финансируемые ФСС РФ.

Также из средств социального страхования в соответствии с указанным выше распоряжением Правительства РФ оплачиваются:

– стоимость набора продуктов питания для детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и с организацией двух- или трехразового питания — не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации и на основании договоров, заключенных региональными отделениями ФСС РФ с указанными органами исполнительной власти;

– стоимость проезда лиц, выделенных для сопровождения детей до места нахождения детских санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и обратно, а также суточных за время их пребывания в пути и проживания (в случае необходимости — до трех суток) по нормам возмещения командировочных расходов, установленным для командировок в пределах Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в бюджете ФСС РФ на оздоровление детей, — из расчета один сопровождающий на 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет, на 12 детей в возрасте от 10 лет и старше, на 12 детей разных возрастов.

Несмотря на то, что согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках могут определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации на уровне не ниже установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета, в указанном случае, как представляется, должны использоваться нормы, установленные постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Почти на тех же условиях (уточнены только сроки, за которые могут производиться соответствующие расходы) средства социального страхования использовались на оплату отдыха детей в 2003 г., что определялось Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» и распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 418-р.

В связи с этим, по всей вероятности, в 2004 г. сохранят свое действие Правила расходования средств обязательного социального страхования на оплату стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в период летних школьных каникул, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2002 г. № 259.

При этом следует учитывать, что указанные Правила определяют порядок и условия расходования средств обязательного социального страхования на оплату только лишь стоимости путевок для детей работающих граждан в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 указанных Правил расходы на оплату стоимости путевок в оздоровительные лагеря осуществляются работодателями — плательщиками единого социального налога в пределах ассигнований на оздоровление детей, установленных региональным отделением ФСС РФ на основании заявок страхователей и данных о численности детей школьного возраста (до 15 лет включительно) работающих граждан и количестве детей, нуждающихся в путевках.

Во всех случаях расходы на оплату стоимости путевок в санаторные и загородные лагеря осуществляются организациями-страхователями в установленном порядке, а именно в соответствии с решениями комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, принятыми на основании заявлений родителей или лиц, их заменяющих. Оплата путевок в санаторные лагеря производится при наличии медицинских показаний для ребенка. На указанные положения обращено внимание в письме ФСС РФ от 15 марта 2004 г. № 02-18/11-1589.

Свою деятельность комиссии (уполномоченные) по социальному страхованию осуществляют в соответствии с Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденным ФСС РФ 15 июля 1994 г. № 556а. В частности, комиссии по социальному страхованию создаются в организациях с числом работников более 1000 человек. В организациях с числом работников менее 100 человек функции комиссии может выполнять уполномоченный по социальному страхованию.

Для того чтобы использовать средства социального страхования для оплаты путевок детей работников в санаторные и загородные лагеря, организация прежде всего должна истребовать от соответствующего регионального отделения ФСС РФ лимит ассигнований (определяется в твердом размере или в процентах от произведенных отчислений), организовать приобретение путевок с учетом законодательно установленных ограничений, распределить их между сотрудниками на основании решений комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию и отчитаться о произведенных расходах перед ФСС РФ.

Отдельное внимание необходимо обратить на тот факт, что в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03», введенными в действие с 1 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31, уменьшено количество детей, приходящихся на одного сопровождающего их к месту нахождения санаторных лагерей и обратно.

В свою очередь только лишь региональные отделения ФСС РФ производят расходы по оплате стоимости путевок в спортивно-оздоровительные лагеря для детей, занимающихся в детских юношеских спортивных школах. В этой части расходов сами организации средства социального страхования использовать не могут.

Региональные отделения ФСС РФ также осуществляют расходы по оплате стоимости набора продуктов питания для детей застрахованных граждан в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей на условиях, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ.

Региональными отделениями ФСС РФ по просьбам самих страхователей могут также оплачиваться путевки для детей работников в детские оздоровительные лагеря круглогодичного действия, на что указывалось в письме ФСС РФ от 21 апреля 2003 г. № 02-18/10-2463. Использование данной схемы (не самостоятельное использование средств, а через ФСС РФ) позволяет, в частности, застраховать себя от неправильного использования средств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для реализации указанной схемы организации должны представить соответствующую заявку в региональное отделение ФСС РФ, в которой необходимо указать наименование санаторных лагерей, профили лечения и сроки.

Приобретаемые или же получаемые от отделений ФСС РФ путевки для детей являются денежными документами, а потому подлежат соответствующему хранению и учету в бухгалтерии. Приходные и расходные документы по путевкам, договорам на их приобретение, накладные, счета, другие документы, подтверждающие приобретение и использование путевок, книги (журналы) учета также должны храниться в порядке, установленном для хранения бухгалтерских документов.

Расчеты с работниками, а также с ФСС РФ должны строиться в зависимости от того, какие источники используются для покрытия стоимости приобретаемых путевок (средства социального страхования, собственные средства работников, средства чистой прибыли организаций).

 

Пример

 

По согласованию с региональным отделением ФСС РФ организация самостоятельно приобретает путевки для детей своих работников в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

Допустим, за отчетный период приобретено три путевки стоимостью в 9 200, 9 600 и 12 200 руб. Продолжительность пребывания в детском лагере по всем путевкам составляет 24 календарных дня. За этот период начислено к уплате по принадлежности сумм единого социального налога в части, подлежащей уплате в ФСС РФ, на сумму 64 000 руб.

Путевки стоимостью в 9 200и 9600 руб. должны быть выданы родителям детей без взимания какой-либо их стоимости, так как они оплачены в пределах установленного законом норматива в 9 600 руб. (24 календарных дня × 400 руб.).

Путевка же стоимостью в 12 200 руб. должна быть выдана с оплатой получателем ее стоимости, превышающей установленный норматив в 9 600 руб., а именно стоимости в 2 600 руб. (12 200 — 9 600 руб.). В противном случае расходы на оплату разницы в 2 600 руб. должны будут быть произведены из средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

 

Сведения об использовании средств на приобретение путевок, а также об использовании путевок, полученных от региональных отделений ФСС РФ, должны найти свое отражение в ежеквартальном представляемом отчете организации по форме № 4-ФСС «Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации», утвержденной постановлением ФСС РФ от 1 декабря 2003 г. № 130.

 

 

Целевые средства сторонних лиц

 

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные организации осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей.

Соответствующие средства для проведения мероприятий профсоюзы могут формировать за счет отчислений организаций на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, предусмотренных ст. 377 ТК РФ, а также за счет членских взносов.

 

 

Собственные средства организаций

 

В случае если выделенных ФСС РФ путевок или норматива, определенного для самостоятельного использования средств социального страхования, на оплату путевок недостаточно, организации вправе согласно своим уставным документам принять решение о приобретении путевок для организации летнего отдыха детей своих сотрудников за счет средств чистой прибыли. Данный источник является единственно возможным, так как в соответствии с п. 29 ст. 270 гл. 25 Налогового кодекса РФ такие расходы не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Бюджетные учреждения и организации, финансовое положение которых не позволяет оплачивать стоимость путевок для детей сотрудников, вправе согласно распоряжению Правительства РФ от 5 марта 2004 г. № 320-р рассчитывать на помощь региональных отделений ФСС РФ, которые могут произвести полную оплату путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.

Для получения путевок бюджетные учреждения и организации, финансовое положение которых не позволяет самостоятельно оплачивать стоимость путевки в такой лагерь, должны составить заявку, которая основывалась бы на решениях комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию и в которой отражались бы количество необходимых путевок, сумма их частичной оплаты, сроки пребывания по путевкам, название и месторасположение лагерей, а также банковских реквизитов лагерей.

И.В. Самойлов

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2004.

Отдаем журнал бесплатно!

Об организации отдыха детей сотрудников организаций в 2004 г.

Новая страница 1

С началом весенне-летнего периода значительная часть родителей озадачена тем, как организовать отдых своих детей. В ряде случаев для решения данного вопроса они обращаются к своим работодателям с просьбой оказать содействие. От того, сможет ли администрация принять в этом участие, зависят в том числе и трудовые успехи их сотрудников, и как следствие — финансовые результаты деятельности организации.

Для того чтобы разрешить проблему отдыха детей сотрудников, организации прежде всего должны определить источники финансирования соответствующих расходов. Ими могут быть средства обязательного социального страхования, в формировании фонда которых принимают участие все хозяйствующие субъекты, собственные средства работников, предоставляемые организациям целевые средства (включая средства профсоюзных организаций) или же собственные средства организаций, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль. Как вариант отдых детей работников может быть организован через принадлежащие организации оздоровительные лагеря.

И если в отношении самих сотрудников организации вправе использовать средства социального страхования только для оплаты стоимости путевок, предоставляемых на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ, то возможностей по организации отдыха детей работников больше.

Перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования, определен постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей». В него включены:

· острый инфаркт миокарда;

· острое нарушение мозгового кровообращения;

· операции по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, а также балонной ангиопластики коронарных сосудов;

· операции по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря.

 

 

Использование средств социального страхования для финансирования расходов по оздоровлению детей работников

 

Согласно ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) в 2004 г. средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей работающих граждан:

1. В детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21–24 дня из расчета до 400 руб. на одного ребенка в сутки.

При этом максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов.

Для целей исчисления максимального размера оплаты стоимости путевки на одного ребенка применяться должны районные коэффициенты, установленные для непроизводственных отраслей. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, что подтверждено в письме Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 25 декабря 2003 г. № 02-18/05-8404 «О применении отдельных статей Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год”, касающихся размеров пособий и иных выплат из средств Фонда».

Сведения о размерах районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приведены в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 9 июня 2003 г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 г. № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 г. № 25-23/5995.

Почти на тех же условиях средства социального страхования использовались на оплату путевок детей работников в 2003 г., что было установлено ст. 13 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год». При этом продолжительность пребывания детей составляла не более 24 дней.

2. В загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие условия предоставления путевок определены в распоряжении Правительства РФ от 5 марта 2004 г. № 320-р.

Согласно п. 8 указанного распоряжения из средств Фонда социального страхования РФ в полном размере или частично оплачиваются путевки для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) работающих и иных застрахованных граждан в следующие расположенные на территории Российской Федерации организации отдыха и оздоровления детей:

– загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и 21–24 дня в период летних школьных каникул — в размере до 50 % средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории этого субъекта, и до 100 % средней стоимости путевки для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевок в такой лагерь;

– загородные стационарные детские спортивно-оздоровительные лагеря со сроком пребывания 21–24 дня в период летних школьных каникул — для детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, в размере до 100 % средней стоимости путевки, установленной в субъекте Российской Федерации (из расчета одна путевка одному ребенку), на основании договоров, заключенных региональными отделениями ФСС РФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, включивших в состав бюджетных организаций субъектов Российской Федерации детско-юношеские спортивные школы, ранее финансируемые ФСС РФ.

Также из средств социального страхования в соответствии с указанным выше распоряжением Правительства РФ оплачиваются:

– стоимость набора продуктов питания для детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и с организацией двух- или трехразового питания — не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации и на основании договоров, заключенных региональными отделениями ФСС РФ с указанными органами исполнительной власти;

– стоимость проезда лиц, выделенных для сопровождения детей до места нахождения детских санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и обратно, а также суточных за время их пребывания в пути и проживания (в случае необходимости — до трех суток) по нормам возмещения командировочных расходов, установленным для командировок в пределах Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в бюджете ФСС РФ на оздоровление детей, — из расчета один сопровождающий на 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет, на 12 детей в возрасте от 10 лет и старше, на 12 детей разных возрастов.

Несмотря на то, что согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках могут определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации на уровне не ниже установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета, в указанном случае, как представляется, должны использоваться нормы, установленные постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Почти на тех же условиях (уточнены только сроки, за которые могут производиться соответствующие расходы) средства социального страхования использовались на оплату отдыха детей в 2003 г., что определялось Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» и распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 418-р.

В связи с этим, по всей вероятности, в 2004 г. сохранят свое действие Правила расходования средств обязательного социального страхования на оплату стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в период летних школьных каникул, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2002 г. № 259.

При этом следует учитывать, что указанные Правила определяют порядок и условия расходования средств обязательного социального страхования на оплату только лишь стоимости путевок для детей работающих граждан в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 указанных Правил расходы на оплату стоимости путевок в оздоровительные лагеря осуществляются работодателями — плательщиками единого социального налога в пределах ассигнований на оздоровление детей, установленных региональным отделением ФСС РФ на основании заявок страхователей и данных о численности детей школьного возраста (до 15 лет включительно) работающих граждан и количестве детей, нуждающихся в путевках.

Во всех случаях расходы на оплату стоимости путевок в санаторные и загородные лагеря осуществляются организациями-страхователями в установленном порядке, а именно в соответствии с решениями комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, принятыми на основании заявлений родителей или лиц, их заменяющих. Оплата путевок в санаторные лагеря производится при наличии медицинских показаний для ребенка. На указанные положения обращено внимание в письме ФСС РФ от 15 марта 2004 г. № 02-18/11-1589.

Свою деятельность комиссии (уполномоченные) по социальному страхованию осуществляют в соответствии с Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденным ФСС РФ 15 июля 1994 г. № 556а. В частности, комиссии по социальному страхованию создаются в организациях с числом работников более 1000 человек. В организациях с числом работников менее 100 человек функции комиссии может выполнять уполномоченный по социальному страхованию.

Для того чтобы использовать средства социального страхования для оплаты путевок детей работников в санаторные и загородные лагеря, организация прежде всего должна истребовать от соответствующего регионального отделения ФСС РФ лимит ассигнований (определяется в твердом размере или в процентах от произведенных отчислений), организовать приобретение путевок с учетом законодательно установленных ограничений, распределить их между сотрудниками на основании решений комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию и отчитаться о произведенных расходах перед ФСС РФ.

Отдельное внимание необходимо обратить на тот факт, что в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03», введенными в действие с 1 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31, уменьшено количество детей, приходящихся на одного сопровождающего их к месту нахождения санаторных лагерей и обратно.

В свою очередь только лишь региональные отделения ФСС РФ производят расходы по оплате стоимости путевок в спортивно-оздоровительные лагеря для детей, занимающихся в детских юношеских спортивных школах. В этой части расходов сами организации средства социального страхования использовать не могут.

Региональные отделения ФСС РФ также осуществляют расходы по оплате стоимости набора продуктов питания для детей застрахованных граждан в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей на условиях, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ.

Региональными отделениями ФСС РФ по просьбам самих страхователей могут также оплачиваться путевки для детей работников в детские оздоровительные лагеря круглогодичного действия, на что указывалось в письме ФСС РФ от 21 апреля 2003 г. № 02-18/10-2463. Использование данной схемы (не самостоятельное использование средств, а через ФСС РФ) позволяет, в частности, застраховать себя от неправильного использования средств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для реализации указанной схемы организации должны представить соответствующую заявку в региональное отделение ФСС РФ, в которой необходимо указать наименование санаторных лагерей, профили лечения и сроки.

Приобретаемые или же получаемые от отделений ФСС РФ путевки для детей являются денежными документами, а потому подлежат соответствующему хранению и учету в бухгалтерии. Приходные и расходные документы по путевкам, договорам на их приобретение, накладные, счета, другие документы, подтверждающие приобретение и использование путевок, книги (журналы) учета также должны храниться в порядке, установленном для хранения бухгалтерских документов.

Расчеты с работниками, а также с ФСС РФ должны строиться в зависимости от того, какие источники используются для покрытия стоимости приобретаемых путевок (средства социального страхования, собственные средства работников, средства чистой прибыли организаций).

 

Пример

 

По согласованию с региональным отделением ФСС РФ организация самостоятельно приобретает путевки для детей своих работников в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

Допустим, за отчетный период приобретено три путевки стоимостью в 9 200, 9 600 и 12 200 руб. Продолжительность пребывания в детском лагере по всем путевкам составляет 24 календарных дня. За этот период начислено к уплате по принадлежности сумм единого социального налога в части, подлежащей уплате в ФСС РФ, на сумму 64 000 руб.

Путевки стоимостью в 9 200и 9600 руб. должны быть выданы родителям детей без взимания какой-либо их стоимости, так как они оплачены в пределах установленного законом норматива в 9 600 руб. (24 календарных дня × 400 руб.).

Путевка же стоимостью в 12 200 руб. должна быть выдана с оплатой получателем ее стоимости, превышающей установленный норматив в 9 600 руб., а именно стоимости в 2 600 руб. (12 200 — 9 600 руб.). В противном случае расходы на оплату разницы в 2 600 руб. должны будут быть произведены из средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

 

Сведения об использовании средств на приобретение путевок, а также об использовании путевок, полученных от региональных отделений ФСС РФ, должны найти свое отражение в ежеквартальном представляемом отчете организации по форме № 4-ФСС «Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации», утвержденной постановлением ФСС РФ от 1 декабря 2003 г. № 130.

 

 

Целевые средства сторонних лиц

 

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные организации осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей.

Соответствующие средства для проведения мероприятий профсоюзы могут формировать за счет отчислений организаций на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, предусмотренных ст. 377 ТК РФ, а также за счет членских взносов.

 

 

Собственные средства организаций

 

В случае если выделенных ФСС РФ путевок или норматива, определенного для самостоятельного использования средств социального страхования, на оплату путевок недостаточно, организации вправе согласно своим уставным документам принять решение о приобретении путевок для организации летнего отдыха детей своих сотрудников за счет средств чистой прибыли. Данный источник является единственно возможным, так как в соответствии с п. 29 ст. 270 гл. 25 Налогового кодекса РФ такие расходы не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Бюджетные учреждения и организации, финансовое положение которых не позволяет оплачивать стоимость путевок для детей сотрудников, вправе согласно распоряжению Правительства РФ от 5 марта 2004 г. № 320-р рассчитывать на помощь региональных отделений ФСС РФ, которые могут произвести полную оплату путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.

Для получения путевок бюджетные учреждения и организации, финансовое положение которых не позволяет самостоятельно оплачивать стоимость путевки в такой лагерь, должны составить заявку, которая основывалась бы на решениях комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию и в которой отражались бы количество необходимых путевок, сумма их частичной оплаты, сроки пребывания по путевкам, название и месторасположение лагерей, а также банковских реквизитов лагерей.

И.В. Самойлов

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2004.

Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам