Электронная версия журнала

Роструд идет к вам

«Кадровые решения» №5 2018 / Надзор и контроль

 

Многих в нашей стране от слова «проверка» бросает в дрожь. Сложно сказать, чего больше в этой иррациональной реакции — безысходности от понимания, что у проверяющих есть «план по нарушениям», или страха, что на этот раз «русское авось» не поможет и всплывут все старые огрехи. Не спасает даже то, что проверки в большинстве случаев перестали быть неожиданными. Теперь список проверяемых и сроки плановых проверок не являются тайной и размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Казалось бы, можно подготовиться и исправить ошибки, однако это получается далеко не всегда. Тем более, когда законодатель активно меняет правила игры. Система проведения проверок в 2016–2018 гг. претерпела значительные изменения. Рассмотрим, как теперь будут проходить проверки государственной инспекции труда (ГИТ).

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

До 1994 г. государственный надзор за соблюдением законодательства о труде от имени государства осуществляли профессиональные союзы. ВЦСПС, отраслевые профсоюзы и их органы на местах располагали целым штатом технических и правовых инспекторов труда, которые обеспечивали защиту трудящихся в условиях практически единого собственника, которым являлось государство.

После изменения парадигмы развития государства и фактической утраты профсоюзами своей ведущей роли в регулировании труда, вопрос о соблюдении трудового законодательства встал очень остро. Для решения этой проблемы в 1994 г. был создан[1] специализированный орган контроля над соблюдением работодателями трудового законодательства — Рострудинспекция.

Впоследствии законодательное регулирование неоднократно изменялось. В настоящее время Трудовой кодекс РФ отводит целую главу на регулирование в сфере надзора и контроля за трудовым законодательством (гл. 57 ТК РФ). Закон подробно описывает права и обязанности как контролирующих органов, так и работодателей в ходе подобных проверок.

В настоящее время функции надзора над соблюдением трудового законодательства возложены[2] на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[3]. На местах их реализуют территориальные подразделения — государственные инспекции труда.

Именно ГИТ и осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Делается это посредством:

- проверок;

- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

- составления протоколов для привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства;

- подготовки документов о привлечении виновных к другим видам ответственности (например, уголовной за невыплату заработной платы или за нарушения в охране труда, повлекшие несчастный случай).

Таким образом, основной функционал ГИТ реализуется именно через проведение проверок работодателей.

Такие проверки бывают плановые и внеплановые, проводиться могут в выездной или документарной форме. Выездные проверки подразумевают работу инспектора непосредственно с работодателем и часто на его территории, документарные — проверку предоставленных по запросу документов «в офисе» ГИТ. Разница заключается в том, что при документарных проверках инспекторы запрашивают и оценивают документы только у себя в кабинете, а при выездных вправе проводить проверку исполнения трудового законодательства непосредственно на территории работодателя. Обратите внимание: именно «вправе». Проверяющие могут и не воспользоваться данным правом, ограничившись дистанционным общением.

Предметом любой проверки является соблюдение хозяйствующими субъектами требований трудового законодательства и законодательства об охране труда. Различаются они, как и следует из названия, тем, что о проведении плановых проверок все стороны знают заранее, а внеплановые проводятся «без предупреждения».

Рассмотрим более подробно плановые и внеплановые проверки.

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Прежде, до введения риск-ориентированного подхода, Роструд был вправе проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года[4]. При этом небольшие компании, особенно те, что действуют в крупных городах и не связаны с источниками повышенной опасности, могли существовать годами, а то и десятилетиями, не подозревая, что их должны проверять. Это и понятно. Нарушения у таких работодателей массового характера не носят, просто потому, что и работников у них немного. Особых рисков для жизни и здоровья производственные объекты таких предпринимателей обычно не представляют. Поэтому такие работодатели очень редко попадали в поле зрения инспекторов.

Понимая объективную проблему избыточности контрольных мероприятий, законодатель решил изменить систему полностью, вследствие чего и был введен риск-ориентированный подход. Суть его состоит в том, что Роструд распределил всех работодателей по нескольким категориям риска в зависимости от их видов деятельности и используемых ими производственных объектов.

Риск-ориентированный подход при проверках

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены Правительством РФ[5]. Перечень возможных категорий риска и классов (категорий) опасности приведен в приложении к ним.

Всего выделено 6 классов, причем для последнего 6 класса с низким риском плановые проверки вообще не предусмотрены. А для высокого риска срок наоборот уменьшился и теперь составляет два года.

Правительство РФ также приводит порядок и формулу расчета риска, и каждый работодатель может рассчитать его применительно к себе.

При этом формулы построены таким образом, что производственные, строительные и обрабатывающие предприятия с численностью от 500 человек автоматически оказываются в зоне повышенного внимания трудовой инспекции.

По сути, от проверок могут быть избавлены работодатели с численностью работников менее 200 человек в сфере образования, а также осуществляющие экономическую деятельность в не поименованных в приложении областях (например, в торговле). Они оказываются в 6-й категории, но только при условии, что нет «обременения» в виде индивидуальных показателей (невыплат заработной платы, административных наказаний за нарушения в сфере трудового законодательства, несчастных случаев в предыдущие периоды).

В общем, послабление в рамках риск-менеджмента государственных проверок соблюдения трудового законодательства получилось весьма условным. Хотя Роструд и отметил, что теперь проверки официально не затрагивают «более 5 млн»[6] работодателей, однако представляется, что в этой цифре явно заложена большая доля лукавства. В нее наверняка попали и недействующие компании, и работодатели из мелкого и очень мелкого бизнеса, которые и так никогда и никем в плановом порядке не проверялись. Вместе с тем для средних (от 200 работников) и выше среднего (более 500 работников) организаций, прежде всего работающих в реальном секторе (производство, строительство, связь), период между проверками уменьшился (вместо трех лет — два года).

Методика расчета рисков

Методика расчета риска требует определенной сноровки. Формула приведена в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права[7] (далее — Положение). Эту формулу можно представить в следующем виде:

где:

С — количественная оценка по показателю «численность работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли»;

Т — количественная оценка по показателю «численность работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли»;

Л — количественная оценка по показателю «численность работников, пострадавших в результате легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли»;

М — показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда;

Ктт — показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай, признанный связанным с производством;

Ктл — показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,1 за каждый легкий несчастный случай, признанный связанным с производством;

Кз — индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;

Кадм — индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, равный 0,1.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

а) данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за три года, предшествующих текущему;

б) сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;

в) сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

Если таких данных нет, то показатели равны нулю.

При этом, что характерно, в особых расчетах необходимости нет. Два наиболее важных и общих для всех работодателей значения — ПВ (4 × С + 2 × Т + 0,5 × Л) и М — приведены в самом Положении. Причем этих коэффициентов уже достаточно, чтобы определиться с категориями риска для основных видов деятельности (таблицы 1 и 2).

 

Списки проверяемых в плановом порядке организаций официально публикуются на сайте Роструда[8] до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок (п. 21 Положения). Если работодатель не может самостоятельно определить свою группу риска или сомневается в своих расчетах, можно направить официальное обращение в ГИТ, которая обязана ответить на данный запрос в течение 15 рабочих дней с даты его поступления[9].

Плановые проверки проводятся практически по всему спектру трудовых отношений в организации. Особое внимание, естественно, уделяется охране труда и тем сферам отношений, где ранее у данного работодателя были зафиксированы нарушения. Как отмечается на сайте Роструда3, в ходе плановой проверки охватывается не менее 2/3 общего объема трудовых отношений в организации.

Алгоритмы плановой проверки теперь известны?

Конец 2017 г. принес нам очень хорошую новость. Раньше в рамках плановой проверки инспектор мог обратить внимание на любой аспект трудовых отношений, к каким-то вопросам проявить повышенное внимание, какие-то вопросы полностью проигнорировать. Теперь ситуация изменится. Уже нет необходимости переживать о том, что будут делать и требовать проверяющие. Роструд издал Приказ от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Этот документ замечателен тем, что им утверждены формы проверочных листов (перечни контрольных вопросов) для проведения проверки. По сути, это алгоритм проведения проверки, определяющий, что будет спрашивать инспектор и в каких объемах.

Всего на сегодняшний день утверждено 107 форм (списков). Условно их можно разделить на три блока. Первый охватывает типичные ситуации, общие для всех организаций. Два других определяют набор специфичных вопросов. Один — в отношении организаций с особыми видами деятельности (строительные компании, больницы и т. п.), второй — по отдельным ситуациям (сокращение, труд инвалидов, труд во вредных условиях и т. п.).

По названиям проверочных листов видно, какие направления работы кадровой службы интересуют проверяющих. Традиционно внимание уделяется «незащищенным» категориям граждан, таким как инвалиды, несовершеннолетние, а также беременные женщины и люди, воспитывающие маленьких детей.

 

[1] Указ Президента РФ от 04.05.1994 № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»; Указ Президента РФ от 20.07.1994 № 1504 «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)».

[2] Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 21.02.2018).

[4] Статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 13.07.2015).

[5] Постановление от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 19.02.2018; далее — Постановление № 806).

[7] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 09.02.2018).

[8] Отнесенные к категории высокого риска — https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9517; отнесенные к категории значительного риска — https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9518.

[9] Пункт 23 Положения; п. 13 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утверждены Постановлением № 806).

С. В. Россол,
корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и Партнеры»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 5, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.