Электронная версия журнала

Правила перемещения иностранцев по России

«Кадровые решения» №3 2011 / Практика применения трудового законодательства

Законодательство Российской Федерации декларирует свободу передвижения иностранных граждан по территории страны, о чем гласит ст. 5 Федерального закона № 109-ФЗ[1]. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учесть при перемещении иностранцев из одного субъекта Российской Федерации в другой.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ

В ст. 11 Федерального закона 115-ФЗ[2]конкретизируется, что иностранцы обладают правом на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации.

К личным целям поездки можно отнести туристическую ознакомительную поездку в иной населенный пункт в свободное от выполнения трудовых обязанностей время, к примеру, в праздничные дни либо в отпускной период. К деловым — участие в конференциях, семинарах, круглых столах, а также выполнение работ или оказание услуг.

Вместе с тем при осуществлении трудовой деятельности иностранным сотрудникам и их работодателям следует руководствоваться ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ2, пп. 4.2 и 5 которой гласят, что временно пребывающие и временно проживающие в России иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу или разрешение на временное проживание.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

Однако из данного запрета имеется исключение. Так, временно пребывающий в России иностранный сотрудник может быть направлен в иной регион в служебную командировку, где при наличии командировочного удостоверения срок работы может составлять суммарно до 10 календарных дней в течение срока действия разрешения на работу. Если речь идет о временно проживающем в России иностранном работнике, то срок командировки может составлять в совокупности не более 40 дней. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в служебной командировке непрерывно не более 30 календарных дней.

Если же трудовая деятельность иностранного гражданина носит разъездной характер и это обозначено в трудовом договоре, общий период работы за пределами региона действия разрешения на работу составляет не более 60 календарных дней для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и не более 90 дней для временно проживающих. Высококвалифицированные специалисты могут при разъездном характере работы трудиться в иных регионах неограниченное количество времени.

При поездках иностранных граждан по России следует учитывать, что доступ иностранцев в ряд организаций, на некоторые объекты и территории ограничен. Перечень подобных мест утвержден Правительством РФ[3]. К ним относятся военные городки, пограничная зона, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение (к примеру, зоны экологических бедствий), и иные.

Количество командировок высококвалифицированных специалистов как в течение года, так и в течение срока действия разрешения на работу не ограничивается.

Списки профессий

Указанные выше исключения утверждены приказом Минздравсоцразвития России[4]. Там же установлен список профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин может пользоваться возможностью посещения с рабочими целями прочих регионов России.

В данный перечень входят в основном рабочие специальности и профессии области искусства. Должности руководителей высшего и среднего звена, также включенные в указанный список, разбиты на категории: руководители учреждений, организаций и предприятий (в том числе малых), руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб), руководители функциональных и других подразделений и служб.

Например, иностранный работник, занимающий должность директора департамента, может быть направлен в служебную командировку либо может иметь разъездной характер работы, поскольку относится к категории «руководители функциональных и других подразделений и служб».

МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ

Перемещаясь по стране, иностранным гражданам следует соблюдать правила миграционного учета, предписанные Федеральным законом № 109-ФЗ1.

При деловых поездках без осуществления трудовой деятельности либо при направлении в служебную командировку на срок более трех рабочих дней иностранный гражданин должен быть поставлен на миграционный учет по частному адресу либо по местонахождению организации, где планируются выполнение работ, оказание услуг, участие в деловых переговорах, присутствие на конференции и пр.

Принимающая сторона выполняет обязательство по постановке иностранного гражданина на миграционный учет в течение трех рабочих дней с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Период нахождения иностранного гражданина в пути не учитывается.

В редких случаях, при наличии документально подтвержденных уважительных причин, которые препятствуют направлению принимающей стороной в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранца, иностранный гражданин самостоятельно предоставляет в государственный орган данное уведомление (п. 3 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ1).

Если гражданин остановился в гостинице либо в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, администрация указанных организаций направляет соответствующее уведомление в территориальный орган федеральной миграционной службы в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в пункт назначения. Данное правило относится также к детским оздоровительным лагерям, больницам и прочим учреждениям здравоохранения или социального обслуживания.

При перемещениях по стране в личных целях иностранный гражданин, не будучи приглашенным деловыми партнерами в регионе, может быть поставлен на миграционный учет лишь по частному адресу либо в гостинице, в ином упомянутом выше учреждении, уведомляющем федеральную миграционную службу в течение одних суток с момента прибытия иностранного гражданина в данную организацию.

Бланк уведомления о прибытии

Результатом постановки иностранного гражданина на миграционный учет является отрывной бланк уведомления о прибытии со штампом государственного органа либо оттиском календарного штемпеля и подписью оператора почтового отделения, который вручается иностранцу.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов.

Перед выездом гражданина из организации, когда речь идет о гостинице или ином упомянутом учреждении, либо при выезде гражданина из города, региона иностранный гражданин обязуется передать бланк уведомления принимающей стороне.

Далее данный документ сдается в территориальный орган Федеральной миграционной службы для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Гостиницы, больницы и прочие организации данную процедуру осуществляют в течение 12 ч дня, следующего за днем убытия иностранца, физические лица и приглашающие компании — в течение двух рабочих дней с даты выезда иностранного гостя из региона.

 

В заключение обращаем внимание на то, что миграционное законодательство постоянно эволюционирует. К примеру, процедура постановки на миграционный учет иностранных граждан с 1 января 2011 г. упрощена — отменены соответствующие государственные пошлины[5]. Таким образом, для надлежащего исполнения предписанных законом правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и для обеспечения комфортного нахождения иностранцев в нашей стране необходимо держать руку на пульсе, отслеживая изменения законодательства.

 

[1] Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2010).

[2] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2010).

[3] Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (в ред. от 14.07.2006).

[4] Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».

[5] Пункт 38 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

 

Ю. Яхина,
начальник миграционного отдела LEVINE Bridge

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2011.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.