Электронная версия журнала

Порядок оформления работников, прибывших из стран ближнего зарубежья

«Кадровые решения» №3 2007 / Практика применения трудового законодательства

Правовое положение иностранных граждан, в том числе право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии со ст. 13 иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных Законом. Таким образом, трудоустройство иностранных граждан имеет определенные особенности, связанные с установленным Законом разрешительным порядком привлечения иностранной рабочей силы.

15 января 2007 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. Действовавшее ранее постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» утратило силу.

 

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РАБОТОДАТЕЛЯМ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Первый этап. Работодатель либо уполномоченное им лицо (действующее по доверенности) подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы (в Федеральную миграционную службу или в ее территориальные органы)[1] заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой.

К заявлению для российского юридического лица прикладываются следующие документы:

1. Копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

3. Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников[2].

5. Заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации[3].

Оформленные на территории иностранного государства официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников, должны быть легализованы в консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Второй этап. Уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление с проставлением на нем регистрационного номера, а также выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия. Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и вышеуказанных документов. В случае если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой. Бланк разрешения на привлечение и использование иностранных работников является документом строгой отчетности. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников подписывается должностным лицом, уполномоченным руководителем органа миграционной службы, принявшим решение о выдаче этого разрешения, и заверяется печатью этого органа.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем. Мотивированный отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников направляется работодателю в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Третий этап. Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в: 

·         орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной миграционной службой;

·   государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Приступая к получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников, следует учитывать следующее:

1. Полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

2. Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.

3. В случае утраты разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель должен в 10-дневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче разрешения взамен утраченного с указанием обстоятельств его утраты, а также представить документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Представления других документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю в течение 10 дней со дня подачи заявления выдается разрешение на привлечение и использование иностранных работников взамен утраченного.

4. Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:

·         не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

·    не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

·    не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

·    не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;

·    не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится на основании решения органа миграционной службы с указанием вида нарушения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

5. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

  • подачи работодателем соответствующего заявления;
  • ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
  • выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;
  •  неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.

В том случае, если иностранный гражданин имеет вид на жительство (ст. 8 Закона) или разрешение на временное проживание (ст. 6, 6.1 Закона), принимать его на работу можно в обычном порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации[4].

 

РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан[5]. Квота на 2007 г. составляет 52 723 разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и в других случаях, предусмотренных п. 3 ст. 6 Закона.

В шестимесячный срок с момента обращения иностранного гражданина в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в дипломатическое представительство или консульское учреждение ему выдают разрешение на временное проживание либо отказывают ему в выдаче такого разрешения. Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение[6].

В соответствии с п. 8 ст. 6 Закона порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством Российской Федерации[7]. За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина в установленном порядке, которая составляет 400 руб. (п. 11 ст. 333.28 НК РФ).

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию Российской Федерации, обязан обратиться в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание.

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание (далее — заявление) подает лично иностранный гражданин (лицо без гражданства):

  • в случае нахождения на законном основании на территории Российской Федерации — в орган внутренних дел;
  • в случае нахождения в государстве своего постоянного проживания — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Если заявитель намерен получить в пределах квоты разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он сообщает об этом в заявлении.

Заявление составляется в 2 экземплярах на бланке, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел РФ.

Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке. При заполнении бланка не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет 4 фотографии размером 35 х 45 мм и следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность и гражданство;
  • документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;
  • вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;
  • документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт — при его наличии);
  • документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию для проживания. Подпись ребенка на документе должна быть заверена нотариусом;
  • сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции[8];
  • документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, представляется их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Документы заявителя, удостоверяющие его личность, рождение, брак, право на наследование, а также трудовая книжка, пенсионное удостоверение и другие документы подлежат возврату, а их копии и нотариально заверенный перевод на русский язык приобщаются к заявлению.

Принятое заявление регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Орган внутренних дел обязан в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а в случае принятия отрицательного решения — основания отказа.

Решение органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание является основанием для оформления ему дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации визы для въезда в Российскую Федерацию.

Статьей 6.1 Закона предусмотрен особый порядок для получения иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на временное проживание.

Согласно п. 2 ст. 6.1 Закона для получения разрешения на временное проживание необходимо представить следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:

1) документы, подтверждающие отсутствие у гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), — в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе — в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию

Отметка о принятии от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание в данном случае проставляется в его миграционной карте. Отказ в приеме данного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из вышеуказанных документов.

 

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО

Вид на жительство выдается на основании заявления иностранного гражданина, которое подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации[9].

Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Таким образом, становится ясно, что в настоящее время в России ужесточаются требования к работодателям по регистрации трудовых мигрантов и правила приема иностранцев на работу[10]. Данные меры направлены на защиту трудовых прав не только россиян, но и легально работающих в России иностранцев.

По оценкам Федеральной миграционной службы РФ, в России работает от 8 до 10 млн иностранных граждан, 80 % — из стран СНГ. Предполагаемый ущерб в форме неуплаты налогов, причиняемый нелегальной миграцией экономике России, оценивается в сумму более чем 8 млрд долларов[11].

 



[1] См. официальный сайт Федеральной миграционной службы Российской Федерации — http://www.gpvu.ru.

[2] См. п. 12 ч. 2 ст. 333.28 НК РФ.

[3]См. приказ Министерства труда и социального развития РФ от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников»; приказ Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве от 18 февраля 2003 г. № 26 «Об утверждении временного порядка работы органов службы занятости населения г. Москвы по выдаче заключений для получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы». В настоящее время вышеуказанные документы продолжают действовать.

[4] См., в частности, Трудовой кодекс Российской Федерации.

[5] См. распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 1637-р.

[6] См. образец бланка разрешения на временное проживание, утвержденного приказом Министерства внутренних дел РФ от 14 апреля 2003 г. № 205 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство».

[7] См. постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание».

[8] См. постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1158 «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев».

[9] См. постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство»

[10] См. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 110 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»; постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

[11] См. интервью с директором Федеральной миграционной службы Российской Федерации К. Ромодановским // Вакансия от «А» до «Я». № 1 (259).  9 января 2007 г. С. 5.

М.М. Бахарева, документовед
Е.В. Бахарева, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2007.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.