Отдаем журнал бесплатно!

Учет «необязательных» дополнительных отпусков

В последнее время организации все чаще предоставляют своим работникам очередной отпуск, продолжительность которого превышает установленный  законодательством срок.

Порядок предоставления основных отпусков отражен в ст. 115 ТК РФ, в соответствии с которой ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Основываясь на этой статье, считать дополнительно предоставляемые дни как основной отпуск будет неверным, так как закон определяет предоставление дополнительного отпуска только тем работникам, которые прямо упомянуты в ТК РФ или иных федеральных законах. На сегодняшний день удлиненный отпуск предусмотрен только для определенных категорий граждан:

  • работники моложе 18 лет (ст. 267 ТК РФ);
  • педагогические работники образовательных учреждений (ст. 334 ТК РФ);
  • инвалиды (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ) и др.   

В связи с этим возникает вопрос:  если организация в соответствии с трудовым договором установила работнику ежегодный отпуск продолжительностью 30 дней, то чем же являются дополнительные два дня: дополнительным отпуском или чем-то другим?

Порядок предоставления дополнительных отпусков установлен ст. 116 ТК РФ, в соответствии с которой ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Абзац 2 данной статьи определяет, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Пользуясь этим абзацем, многие организации, устанавливая более длительный ежегодный отпуск, рассматривают его часть, превышающую установленный законом срок, как дополнительный отпуск.

Вопрос о возможности учета для целей налогообложения прибыли дополнительных отпусков, предоставление которых законодательством не требуется, на сегодняшний день возникает все более часто.

Мнение налоговых и финансовых органов на сегодняшний день довольно определенное и, естественно, не в пользу налогоплательщика.

Налоговые органы считают, что законодательство устанавливает дополнительные отпуска только для определенных категорий работников (с вредными условиями труда и т.п.), не принимая во внимание абз. 2 данной статьи. С этой позиции они рассматривают дополнительные отпуска как расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли по  п. 24 ст. 270 НК РФ: «расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей».

Таким образом, возникает первый вопрос: является ли абз. 2 ст. 116 ТК РФ установленной законодательством возможностью предоставлять дополнительный отпуск во всех организациях? Так как налоговые органы считают, что нет, то данная проблема будет решаться в суде.

Но можно подойти к этому вопросу и с другой стороны: рассматривать оплату дополнительных дней не как дополнительный отпуск, а по п. 25 ст. 255 НК РФ как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым  или коллективным договором. Однако налоговые органы все равно придерживаются иного мнения, так как считают, что в этом случае все равно нужно руководствоваться п. 24 ст. 270 НК РФ, потому что данной статьей определен перечень расходов, которые в любом случае не учитываются при определении налоговой базы, даже если они связаны с осуществлением производственной деятельности.

К сожалению, с позицией налоговых органов согласны и некоторые суды (постановление ФАС Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7).

Таким образом, на сегодняшний день тем организациям, которые не уверены, что в их  силах отстоять в суде возможность учета данных расходов для целей налогообложения, лучше учитывать расходы по оплате дополнительных дней отпуска  по п. 24 ст. 270 НК РФ.

 

 

 

 

                                     

А.Е. Вагапова, аудитор ЗАО «Гориславцев и К. Аудит»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2007.

Отдаем журнал бесплатно!

Учет «необязательных» дополнительных отпусков

В последнее время организации все чаще предоставляют своим работникам очередной отпуск, продолжительность которого превышает установленный  законодательством срок.

Порядок предоставления основных отпусков отражен в ст. 115 ТК РФ, в соответствии с которой ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Основываясь на этой статье, считать дополнительно предоставляемые дни как основной отпуск будет неверным, так как закон определяет предоставление дополнительного отпуска только тем работникам, которые прямо упомянуты в ТК РФ или иных федеральных законах. На сегодняшний день удлиненный отпуск предусмотрен только для определенных категорий граждан:

  • работники моложе 18 лет (ст. 267 ТК РФ);
  • педагогические работники образовательных учреждений (ст. 334 ТК РФ);
  • инвалиды (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ) и др.   

В связи с этим возникает вопрос:  если организация в соответствии с трудовым договором установила работнику ежегодный отпуск продолжительностью 30 дней, то чем же являются дополнительные два дня: дополнительным отпуском или чем-то другим?

Порядок предоставления дополнительных отпусков установлен ст. 116 ТК РФ, в соответствии с которой ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Абзац 2 данной статьи определяет, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Пользуясь этим абзацем, многие организации, устанавливая более длительный ежегодный отпуск, рассматривают его часть, превышающую установленный законом срок, как дополнительный отпуск.

Вопрос о возможности учета для целей налогообложения прибыли дополнительных отпусков, предоставление которых законодательством не требуется, на сегодняшний день возникает все более часто.

Мнение налоговых и финансовых органов на сегодняшний день довольно определенное и, естественно, не в пользу налогоплательщика.

Налоговые органы считают, что законодательство устанавливает дополнительные отпуска только для определенных категорий работников (с вредными условиями труда и т.п.), не принимая во внимание абз. 2 данной статьи. С этой позиции они рассматривают дополнительные отпуска как расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли по  п. 24 ст. 270 НК РФ: «расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей».

Таким образом, возникает первый вопрос: является ли абз. 2 ст. 116 ТК РФ установленной законодательством возможностью предоставлять дополнительный отпуск во всех организациях? Так как налоговые органы считают, что нет, то данная проблема будет решаться в суде.

Но можно подойти к этому вопросу и с другой стороны: рассматривать оплату дополнительных дней не как дополнительный отпуск, а по п. 25 ст. 255 НК РФ как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым  или коллективным договором. Однако налоговые органы все равно придерживаются иного мнения, так как считают, что в этом случае все равно нужно руководствоваться п. 24 ст. 270 НК РФ, потому что данной статьей определен перечень расходов, которые в любом случае не учитываются при определении налоговой базы, даже если они связаны с осуществлением производственной деятельности.

К сожалению, с позицией налоговых органов согласны и некоторые суды (постановление ФАС Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7).

Таким образом, на сегодняшний день тем организациям, которые не уверены, что в их  силах отстоять в суде возможность учета данных расходов для целей налогообложения, лучше учитывать расходы по оплате дополнительных дней отпуска  по п. 24 ст. 270 НК РФ.

 

 

 

 

                                     

А.Е. Вагапова, аудитор ЗАО «Гориславцев и К. Аудит»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2007.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам