Электронная версия журнала

Проверки, проводимые территориальными органами федеральной инспекции труда

«Кадровые решения» №1 2005 / Надзор и контроль

Правовым основанием для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда является гл. 57 ТК РФ, Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (далее — Положение о федеральной инспекции труда), Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденное приказом Минтруда РФ от 29 февраля 2000 г. № 65.[1]

Согласно ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

Статьей 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности и соответственно запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

 

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Основным законодательным актом, устанавливающим порядок проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, в целях защиты прав проверяемых организаций является  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Федеральный закон № 134-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ органами государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю (плановые проверки). При этом важно отметить, что в отношении одного юридического лица  плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года (для субъекта малого предпринимательства срок установлен через три года с момента его государственной регистрации).

Плановые проверки могут носить как комплексный, так и тематический характер. Например, при проведении тематических проверок, связанных с соблюдением работодателями законодательства о труде женщин и лиц, обремененных семейными обязанностями, а также несовершеннолетних работников,  чаще всего выявляются:  

  • нарушения работодателями норм трудового законодательства, ограничивающих применение труда женщин на тяжелых работах и работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253 ТК РФ). Также работодателями допускаются нарушения норм в части применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Напомним, что эти нормы установлены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 и предусматривают, что при подъеме и перемещении тяжестей в случаях, когда выполняемая работа чередуется с другой работой (до 2 раз в час), предельно допустимая масса груза составляет 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг; величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности — 1750 кг на метр, с пола — 875 кг на метр. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и масса упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах, прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг; 

  • нарушения работодателями норм трудового законодательства о соблюдении прав беременных женщин и женщин, имеющих детей (ст. 255, 256, 259 ТК РФ). В частности, работающим женщинам не выплачиваются пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и другие соответствующие компенсационные выплаты. Работодателями часто игнорируются требования о соблюдении ограничений по привлечению женщин, имеющих детей, к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Согласно ст. 259 ТК РФ запрещается направление в служебную командировку, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин; 

  • нарушения работодателями норм трудового законодательства, ограничивающих применение труда несовершеннолетних работников (ст. 69, 213, 266 ТК РФ). Например, работодатели нарушают нормы о проведении обязательного медицинского осмотра при заключении трудового договора с работником в возрасте до 18 лет. Также многие работодатели не соблюдают сокращенную продолжительность рабочего времени для работников моложе 18 лет (ст. 92, 94 ТК РФ). Несовершеннолетним работникам работодатели часто не предоставляют  ежегодные оплачиваемые отпуска (ст. 114, 122, 267 ТК РФ). В некоторых случаях работодатели заключают договоры о полной материальной ответственности с работниками моложе 18 лет, что запрещено законом (ст. 244 ТК РФ).  

    Федеральным законом № 134-ФЗ установлен перечень случаев, когда могут проводиться внеплановые проверки. В соответствии с п. 5 ст. 7 к ним относятся:

    • получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

    На последний случай следует обратить особое внимание работникам организаций. Согласно ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда обязаны считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Другими словами, закон допускает подачу такого обращения в анонимном порядке. Поэтому если работодателем нарушается законодательство о труде и не соблюдаются права и законные интересы работников, то работник может подать анонимную жалобу  в государственную инспекцию труда, не опасаясь последствий со стороны работодателя.

          Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ продолжительность проверки не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен еще на месяц.

          В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ проверка может быть проведена только на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора).  Соответственно в приказе государственной инспекции труда должны содержаться следующие сведения:

  • номер и дата приказа о проведении проверки;

  • наименование  государственной инспекции труда;

  • фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;

  • наименование организации, в отношении которой проводится проверка;

  • цели, задачи и предмет проводимой проверки;

  • правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

  • дата начала и окончания проверки.

    Приказ о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью государственной инспекции труда, предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу организации одновременно со служебным удостоверением. При этом работодателю важно знать, что проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в приказе о проведении проверки. В п. 13 Положения о федеральной инспекции труда указано, что государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

    Федеральным законом №134-ФЗ юридическим лицам предписано вести журнал учета проверок. В этом журнале должностным лицом, производящим проверку, производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании государственной инспекции труда, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях  и о выданных предписаниях, а также указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего проверку, и его подпись. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица. При этом важно обратить внимание на то, что при отсутствии данного журнала в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая отметка.

    Список документов, которые могут быть затребованы в ходе проверки:

    • коллективный договор;
    • трудовые договоры;
    •  Правила внутреннего трудового распорядка;
    • штатное расписание;
    • график отпусков;
    • трудовые книжки;
    • договоры о полной материальной ответственности работников;
    • приказы по кадрам;
    • книга регистрации приказов;
    • книга учета движения трудовых книжек;
    •  личные карточки работников (форма № Т-2);
    • ведомости по заработной плате;
    • табели учета использования рабочего времени (форма № Т-13);
    • журнал учета сверхурочных работ;
    • журнал регистрации командировочных удостоверений;
    •  список работников в возрасте до 18 лет;
    • список беременных женщин и работающих женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
    • список работников-инвалидов;
    • список работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • сведения о просроченной задолженности по заработной плате (форма № 3-Ф);
    • сведения о наличии (отсутствии) задолженности по иным выплатам.

                При этом важно обратить внимание на то, что недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов, например, по причине наличия в них коммерческой тайны. Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним, в частности, относятся: сведения о численности,  составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест, сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным вопросам.

    ПРАВА  ОРГАНИЗАЦИЙ  В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

    Федеральным законом № 134-ФЗ установлены права проверяемых организаций при проведении проверки. В частности, должностные лица и (или) представители организации при проведении проверки, осуществляемой государственными инспекторами труда, имеют право:

    • непосредственно присутствовать при проведении  проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
    • получать информацию, предоставление которой предусмотрено данным законом и иными нормативными правовыми актами;
    • знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или не согласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц  государственной инспекции труда;
    • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц государственной инспекции труда в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

    Статьей 9 Федерального закона № 134-ФЗ определено, что по результатам проверки  должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт (например, акт проверки соблюдения законодательства о труде). При этом  акт составляется в любом случае,  независимо  от того,  выявлены нарушения или нет. Акт составляется в 2 экземплярах: один для  должностного лица, проводившего проверку, другой для юридического лица под расписку. В акте указываются:

    • дата, время и место его составления;
    • наименование органа, проводившего проверку;
    • дата и номер приказа о проведении проверки;
    • фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;
    • наименование организации, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица, присутствующего при проведении проверки;
    • перечень документов, истребованных в ходе проверки;
    • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
    • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с содержанием акта представителя  проверяемой организации;
    • подпись должностного лица, осуществившего проверку.

    В случае выявления в ходе проверки нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда составляют предписание. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого проверяемой  организации необходимо исправить допущенные нарушения законодательства, и срок, в течение которого следует проинформировать об этом государственного инспектора труда. Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку. Предписание может быть также направлено в организацию по почте с уведомлением о вручении.

                В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст. 76 ТК РФ).

                Важно обратить внимание работодателя на то, что выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК РФ.

    Государственные инспекторы труда наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Например, за задержку расчета при увольнении работника может быть привлечен к ответственности главный бухгалтер организации (ст. 142 ТК РФ), за незаконное увольнение работника — руководитель организации (директор), за ошибки при заполнении трудовых книжек — начальник отдела кадров организации.

    Протокол об административном правонарушении составляется в случае начала административного производства по факту выявленных нарушений законодательства о труде.

    Требования по содержанию протокола установлены ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение руководителя или  иного лица, в отношении которых возбуждено дело.

    Административный протокол должен быть составлен государственным инспектором труда в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, которое должно быть ознакомиться с протоколом, подписать его и по требованию получить копию протокола.

    При привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение законодательства о труде выносится соответствующее постановление о назначении административного наказания. Статьей 5.27 КоАП РФ установлено, что за нарушение законодательства о труде на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

    Может быть вынесено постановление о приостановлении производства по делу об административном правонарушении.

                В случае если должностное лицо организации в течение года с момента привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вновь нарушает нормы законодательства о труде составляется протокол по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и направляется для рассмотрения в суд, который вправе применить новое административное наказание — дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

    Формы предписания, протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, постановления о приостановлении производства по делу об административном правонарушении утверждены приказом Минтруда РФ от 9 июля 2002 г. № 143.

    В отношении виновного лица за нарушение трудового законодательства может быть применена также и уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда обязаны направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, уголовная ответственность применяется за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины  (ст. 145 ТК РФ), за задержку выплаты заработной платы (ст. 145.1 УК РФ), за нарушение равноправия граждан в сфере труда (ст. 136 УК РФ).



    [1] В этой статье рассмотрим порядок проведения проверок  государственными правовыми инспекторами труда (далее — государственные инспекторы труда).

  • Л.А. Голомазова, юрист

    Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2005.

    Купить этот номер в электронном виде

    Подпишитесь на нашу рассылку

    Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.