Отдаем журнал бесплатно!

Как заключить договор дистанционно

 

В нашей стране партнеров по хозяйственной деятельности может разделять огромное расстояние. И конечно же, директорам компаний неудобно ехать в другой город и подписывать договоры лично. Электронная почта, социальные сети, мессенджеры облегчают коммуникацию партнеров и договорную работу. Обсудим, как и при каких обстоятельствах можно использовать современные средства коммуникации для заключения, изменения или расторжения гражданско-правовых договоров.

А И Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ…

Рассмотрим ситуацию:

Вопрос: заключили ли А и Б договор? Правомерно ли их сотрудничество?

Мы проанализируем ошибки чуть позже и объясним, что надо было сделать, чтобы ни у А, ни у Б не было проблем в суде либо с налоговой.

Мы рассмотрели еще не самый сложный случай для налогового контроля и учета. Ведь в примере речь идет о товаре. Здесь, по крайней мере, есть перемещение физических вещей, которые идут либо на перепродажу, либо в производство. Они оставляют за собой реальный след в окружающей нас объективной реальности.

Движение товара и его последующую судьбу можно отследить по независимым от сторон источникам (квитанции Почты России или транспортные документы перевозчика, последующие перепродажи, производство новой вещи и т.п.).

А если речь об услугах? А если об услугах виртуальных: разработка дизайн-макета, написание серии статей для сайта, устные или письменные консультации? Такие сделки вообще могут не оставлять следов нигде, кроме Всемирной паутины, ну и еще в истории списаний/поступлений денежных средств с расчетного счета.

В этом случае у вас на руках может не оказаться ни единого (кроме электронных подтверждений) доказательства совершения сделки. Это особая зона риска с позиции налоговых органов.

Можно ли при совершении сделки обойтись только обменом документами в электронном виде?

Обратимся к законодательству.

ЧТО ГОВОРИТ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Законодательство четко определяет момент и способ заключения договора:

Технически договор считается заключенным с момента акцепта оферты.

Оферта – это предложение заключить сделку, содержащее все ее существенные условия. Акцепт – это согласие с этими условиями.

Офертами в том числе являются[2]:

• каталоги товара, если они содержат его цену;

• страничка с описанием товара и его ценой на сайте компании;

• прайс-листы на сайте организации;

• ценники в магазине на конкретный товар;

• счет на оплату товара;

• проект договора с указанием всех его условий.

Акцептом может быть, например:

• письменная заявка с указанием количества, наименования товара и адреса, на который должен отправить продавец этот товар;

• расчет за товар на кассе магазина;

• оплата полученного счета в срок, указанный в нем;

• подписание проекта договора и его направление второй стороне.

В какой форме стороны могут заключить договор?

Наиболее распространенной в коммерческой практике является простая письменная форма договора. Письменной ее называют, поскольку условия сделки фиксируются с помощью знаков русского алфавита – письма[3]. Письменную форму называют простой, чтобы отличать от нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Читаем ст. 434 ГК РФ дальше:

[1] Далее – ГК РФ.

[2] Первые три пункта – это публичная оферта, она адресована неограниченному кругу лиц. Те, что адресованы конкретному лицу, называют офертой.

[3] Сделка может быть заключена в устной форме и путем конклюдентных действий. Например, вы взяли в магазине с полки пакет с молоком. Под ним висит ценник – 72 рубля. Вы подошли на кассу и заплатили указанную цену. Все это сделано молча. Условия сделки по приобретению вами пакета молока нигде не фиксируются (кассовый чек – это фискальный, то есть налоговый документ, и основная его цель – контроль за продавцом). Для того чтобы признать сделку письменной, не обязательно фиксировать ее условия на бумаге. Достаточно того, чтобы эти условия были зафиксированы письменным русским языком на любом носителе.

С.В. Россол, корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и Партнеры»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Как заключить договор дистанционно

 

В нашей стране партнеров по хозяйственной деятельности может разделять огромное расстояние. И конечно же, директорам компаний неудобно ехать в другой город и подписывать договоры лично. Электронная почта, социальные сети, мессенджеры облегчают коммуникацию партнеров и договорную работу. Обсудим, как и при каких обстоятельствах можно использовать современные средства коммуникации для заключения, изменения или расторжения гражданско-правовых договоров.

А И Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ…

Рассмотрим ситуацию:

Вопрос: заключили ли А и Б договор? Правомерно ли их сотрудничество?

Мы проанализируем ошибки чуть позже и объясним, что надо было сделать, чтобы ни у А, ни у Б не было проблем в суде либо с налоговой.

Мы рассмотрели еще не самый сложный случай для налогового контроля и учета. Ведь в примере речь идет о товаре. Здесь, по крайней мере, есть перемещение физических вещей, которые идут либо на перепродажу, либо в производство. Они оставляют за собой реальный след в окружающей нас объективной реальности.

Движение товара и его последующую судьбу можно отследить по независимым от сторон источникам (квитанции Почты России или транспортные документы перевозчика, последующие перепродажи, производство новой вещи и т.п.).

А если речь об услугах? А если об услугах виртуальных: разработка дизайн-макета, написание серии статей для сайта, устные или письменные консультации? Такие сделки вообще могут не оставлять следов нигде, кроме Всемирной паутины, ну и еще в истории списаний/поступлений денежных средств с расчетного счета.

В этом случае у вас на руках может не оказаться ни единого (кроме электронных подтверждений) доказательства совершения сделки. Это особая зона риска с позиции налоговых органов.

Можно ли при совершении сделки обойтись только обменом документами в электронном виде?

Обратимся к законодательству.

ЧТО ГОВОРИТ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Законодательство четко определяет момент и способ заключения договора:

Технически договор считается заключенным с момента акцепта оферты.

Оферта – это предложение заключить сделку, содержащее все ее существенные условия. Акцепт – это согласие с этими условиями.

Офертами в том числе являются[2]:

• каталоги товара, если они содержат его цену;

• страничка с описанием товара и его ценой на сайте компании;

• прайс-листы на сайте организации;

• ценники в магазине на конкретный товар;

• счет на оплату товара;

• проект договора с указанием всех его условий.

Акцептом может быть, например:

• письменная заявка с указанием количества, наименования товара и адреса, на который должен отправить продавец этот товар;

• расчет за товар на кассе магазина;

• оплата полученного счета в срок, указанный в нем;

• подписание проекта договора и его направление второй стороне.

В какой форме стороны могут заключить договор?

Наиболее распространенной в коммерческой практике является простая письменная форма договора. Письменной ее называют, поскольку условия сделки фиксируются с помощью знаков русского алфавита – письма[3]. Письменную форму называют простой, чтобы отличать от нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Читаем ст. 434 ГК РФ дальше:

[1] Далее – ГК РФ.

[2] Первые три пункта – это публичная оферта, она адресована неограниченному кругу лиц. Те, что адресованы конкретному лицу, называют офертой.

[3] Сделка может быть заключена в устной форме и путем конклюдентных действий. Например, вы взяли в магазине с полки пакет с молоком. Под ним висит ценник – 72 рубля. Вы подошли на кассу и заплатили указанную цену. Все это сделано молча. Условия сделки по приобретению вами пакета молока нигде не фиксируются (кассовый чек – это фискальный, то есть налоговый документ, и основная его цель – контроль за продавцом). Для того чтобы признать сделку письменной, не обязательно фиксировать ее условия на бумаге. Достаточно того, чтобы эти условия были зафиксированы письменным русским языком на любом носителе.

С.В. Россол, корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и Партнеры»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 9, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам