Эксперты поддерживают предложение об ужесточении ответственности за незаконное уголовное преследование предпринимателей

    Сотрудников правоохранительных органов предлагается лишать свободы на срок от пяти до 10 лет за незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшего прекращение этой деятельности или причинение предпринимателю крупного ущерба (более 1,5 млн руб.). Законопроект, предусматривающий дополнение соответствующей ч. 3 ст. 299 УК РФ "Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности", был представлен на заседании рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, которое состоялось 29 сентября текущего года. Документ был разработан во исполнение поручения, данного Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам прошедшего в июне Петербургского международного экономического форума (п. 2 перечня поручений от 7 июля 2016 г. № Пр-1305).

    Указанный законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время, сообщил заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин в ходе круглого стола "Когда ослабят давление на бизнес", состоявшегося вчера в пресс-центре "Парламентской газеты". Он также подчеркнул, что согласно предусмотренным законопроектом поправкам производство по делам о воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) будут вести следователи Следственного комитета РФ, а не следователи органов внутренних дел РФ (предполагается внести соответствующие изменения в ст. 151 УПК РФ).

    По словам депутата, предлагаемые меры являются логичным продолжением уже ведущейся эффективной законопроектной работы по защите бизнеса. Так, летом в УК РФ был возвращен специальный состав мошенничества – мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5-7 ст. 159 УК РФ). Напомним, существовавшая ранее ст. 159.4 УК РФ утратила силу с 11 июля 2015 года в связи с признанием ее неконституционной. Важно помнить, что действие новых норм распространяется только на случаи преднамеренного неисполнения обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются коммерческие организации или ИП. Размер ответственности предпринимателей зависит теперь исключительно от величины причиненного ущерба, причем под крупным и особо крупным ущербом в таких делах понимаются суммы в 3 млн и 6 млн руб., тогда как в делах о мошенничестве в отношении граждан – 250 тыс. и 1 млн руб. соответственно. Кроме того, размер возмещения, перечисление которого в бюджет является основанием для освобождения от ответственности за ряд совершенных впервые экономических преступлений, снижен с пятикратной до двукратной суммы причиненного ущерба (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ). Все это способствует сокращению количества возбужденных в отношении предпринимателей уголовных дел.

    Однако, помимо незаконного уголовного преследования предпринимателей, по-прежнему острой остается проблема избыточности проводимых в их отношении контрольно-надзорных мероприятий, подчеркнули участники круглого стола. Так, после введения нормы об обязанности согласования всех плановых контрольных мероприятий с органами прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ; далее – Закон № 294-ФЗ) количество плановых проверок сократилось, а число внеплановых увеличилось на 70%, поскольку проведение большинства из них такого согласования не требует, сообщил генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. Таким образом, общее количество проверочных мероприятий не уменьшилось.

    Стоит отметить, что вопрос о необходимости санкционирования внеплановых проверок прокуратурой обсуждался на совещании главы государства с членами Правительства РФ по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности, состоявшемся 22 июля текущего года. По его итогам Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре РФ подготовить предложения о внесении в законодательство изменений, предусматривающих согласование с органами прокуратуры внеплановых проверок, проводимых в связи с нарушением прав потребителей, а также организуемых при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), которые не входят в сферу регулирования Закона № 294-ФЗ (проверок, проводимых налоговыми и антимонопольными органами, и др.). Такие предложения должны быть представлены президенту уже к 1 ноября (п. 3 перечня поручений от 11 августа 2016 г. № Пр-1596).

    Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников в свою очередь считает, что процедура осуществления контрольных мероприятий недостаточно формализована – отсутствие четких рамок проведения проверок приводит к тому, что те или иные решения принимаются на основании субъективного мнения контролеров – и предлагает более подробно ее описать. Кроме того, эксперты выступают за установление персональной ответственности сотрудников надзорных органов за допущенные в ходе проверочных мероприятий нарушения.


    ГАРАНТ.РУ

    17.10.2016, 09:10

    Эксперты поддерживают предложение об ужесточении ответственности за незаконное уголовное преследование предпринимателей

    Сотрудников правоохранительных органов предлагается лишать свободы на срок от пяти до 10 лет за незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшего прекращение этой деятельности или причинение предпринимателю крупного ущерба (более 1,5 млн руб.). Законопроект, предусматривающий дополнение соответствующей ч. 3 ст. 299 УК РФ "Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности", был представлен на заседании рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, которое состоялось 29 сентября текущего года. Документ был разработан во исполнение поручения, данного Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам прошедшего в июне Петербургского международного экономического форума (п. 2 перечня поручений от 7 июля 2016 г. № Пр-1305).

    Указанный законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время, сообщил заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин в ходе круглого стола "Когда ослабят давление на бизнес", состоявшегося вчера в пресс-центре "Парламентской газеты". Он также подчеркнул, что согласно предусмотренным законопроектом поправкам производство по делам о воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) будут вести следователи Следственного комитета РФ, а не следователи органов внутренних дел РФ (предполагается внести соответствующие изменения в ст. 151 УПК РФ).

    По словам депутата, предлагаемые меры являются логичным продолжением уже ведущейся эффективной законопроектной работы по защите бизнеса. Так, летом в УК РФ был возвращен специальный состав мошенничества – мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ч. 5-7 ст. 159 УК РФ). Напомним, существовавшая ранее ст. 159.4 УК РФ утратила силу с 11 июля 2015 года в связи с признанием ее неконституционной. Важно помнить, что действие новых норм распространяется только на случаи преднамеренного неисполнения обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются коммерческие организации или ИП. Размер ответственности предпринимателей зависит теперь исключительно от величины причиненного ущерба, причем под крупным и особо крупным ущербом в таких делах понимаются суммы в 3 млн и 6 млн руб., тогда как в делах о мошенничестве в отношении граждан – 250 тыс. и 1 млн руб. соответственно. Кроме того, размер возмещения, перечисление которого в бюджет является основанием для освобождения от ответственности за ряд совершенных впервые экономических преступлений, снижен с пятикратной до двукратной суммы причиненного ущерба (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ). Все это способствует сокращению количества возбужденных в отношении предпринимателей уголовных дел.

    Однако, помимо незаконного уголовного преследования предпринимателей, по-прежнему острой остается проблема избыточности проводимых в их отношении контрольно-надзорных мероприятий, подчеркнули участники круглого стола. Так, после введения нормы об обязанности согласования всех плановых контрольных мероприятий с органами прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ; далее – Закон № 294-ФЗ) количество плановых проверок сократилось, а число внеплановых увеличилось на 70%, поскольку проведение большинства из них такого согласования не требует, сообщил генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. Таким образом, общее количество проверочных мероприятий не уменьшилось.

    Стоит отметить, что вопрос о необходимости санкционирования внеплановых проверок прокуратурой обсуждался на совещании главы государства с членами Правительства РФ по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности, состоявшемся 22 июля текущего года. По его итогам Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре РФ подготовить предложения о внесении в законодательство изменений, предусматривающих согласование с органами прокуратуры внеплановых проверок, проводимых в связи с нарушением прав потребителей, а также организуемых при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), которые не входят в сферу регулирования Закона № 294-ФЗ (проверок, проводимых налоговыми и антимонопольными органами, и др.). Такие предложения должны быть представлены президенту уже к 1 ноября (п. 3 перечня поручений от 11 августа 2016 г. № Пр-1596).

    Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников в свою очередь считает, что процедура осуществления контрольных мероприятий недостаточно формализована – отсутствие четких рамок проведения проверок приводит к тому, что те или иные решения принимаются на основании субъективного мнения контролеров – и предлагает более подробно ее описать. Кроме того, эксперты выступают за установление персональной ответственности сотрудников надзорных органов за допущенные в ходе проверочных мероприятий нарушения.


    ГАРАНТ.РУ

    17.10.2016, 09:10
Акция «50 на 50: год за полцены!»
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам