ФСБУ 9/2025 «Доходы»: Минфин перечислил основные новшества

    /upl/Group%20855_189.png

    Стандарт «Доходы» станет обязательным с отчетности за 2027 год (можно применять и раньше). Он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Минфин рассказал об основных новациях.

     

    Нововведения освещены в информационном сообщении Минфина России от 11.09.2025 № ИС-учет-59. Так, расширили сферу применения стандарта, изменили понятие доходов, порядок учета выручки и доходов, процедуру признания выручки.

    1. Сфера применения.

    Стандарт обязаны применять все коммерческие организации (ранее — кроме кредитных и страховых компаний). При этом, например, кредитные организации, некредитные финансовые организации (за рядом исключений) при отражении доходов на счетах бухучета должны учитывать требования Банка России.

    По 2 видам деятельности предусмотрели особый порядок регулирования учета доходов:

    • доходы от предоставления во временное пользование имущества по договору аренды (субаренды), по иным договорам о таком предоставлении имущества учитывают по ФСБУ 25/2018;
    • доходы по договорам страхования учитывают по МСФО (IFRS) 17.

    2. Основные изменения в учете доходов.

    Уточнили понятие «доходы». Это увеличение экономических выгод:

    • при поступлении актива;
    • увеличении стоимости актива;
    • погашении обязательства;
    • уменьшении величины обязательства.

    Увеличение экономических выгод должно вести к увеличению капитала организации, не связанному с вкладами (взносами) ее учредителей (участников, акционеров, собственников имущества).

    Доходы нужно будет делить на включаемые и не включаемые в чистую прибыль (убыток). Первые состоят из выручки и доходов, отличных от нее. Если организация не продает продукцию, она сама принимает решение о признании дохода выручкой. Нужно исходить из требований ФСБУ, предмета и цели деятельности, вида дохода и условий его получения.

    Установили, что доходами не будут признавать поступления:

    • активов по договорам в обеспечение комиссионера (поверенного, агента) средствами на исполнение поручения, в возмещение расходов на исполнение поручения (отличных от вознаграждения);
    • предоплаты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
    • залога, если договором установили передачу залогодержателю прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

    3. Основные новации в учете выручки.

    Минфин выделил такие новшества:

    • введение дифференцированного порядка учета выручки. Организации делят на 3 группы: обязанные составлять консолидированную финотчетность, подлежащие обязательному аудиту, иные. Порядок учета выручки и раскрытия информации о ней различаются в зависимости от принадлежности к группе;
    • обновление условий признания выручки. Так, скорректировали общие условия признания выручки, условия признания выручки от предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, от финансовых вложений;
    • уточнение (в ряде случаев — изменение) порядка оценки выручки в стандартных хозяйственных ситуациях. Так, скорректировали общий подход к оценке выручки, порядок учета скидок в выручке;
    • расширение перечня специфических хозяйственных ситуаций, для которых применяют особый порядок оценки выручки. Так, определили порядок оценки выручки при передаче продукции в течение долгого периода (ранее правила устанавливались только для договоров строительного подряда).

    Также в ФСБУ 9/2025 установили процедуру определения момента признания выручки в бухучете (ранее такой процедуры не было), сформулировали требования к степени готовности (ранее требования были только для договоров строительного подряда).

    4. Раскрытие информации.

    Нужно будет раскрывать с учетом существенности:

    • сопоставление детализированной информации о выручке, раскрываемой по ФСБУ 9/2025, с информацией о выручке, раскрываемой по отчетным сегментам (при раскрытии информации по сегментам по ПБУ 12/2010);
    • сверку остатков на начало и конец отчетного периода дебиторской задолженности и созданных по ней резервов по сомнительным долгам;
    • сверку остатков на начало и конец отчетного периода не предъявленной к оплате начисленной выручки и созданных по ней резервов по сомнительным долгам;
    • сверку остатков на начало и конец отчетного периода кредиторской задолженности по договорам с контрагентами;
    • обязанности организации по договорам с контрагентами.

    Больше не понадобится раскрывать информацию о выручке от выполнения договоров с оплатой неденежными средствами.

    5. Изменение учетной политики

    Переход на новый порядок в отчетности надо отразить ретроспективно (так, как если бы новые правила применяли всегда). Есть и упрощенный порядок.

     

    Источник

     

    15.09.2025, 17:14

    ФСБУ 9/2025 «Доходы»: Минфин перечислил основные новшества

    /upl/Group%20855_189.png

    Стандарт «Доходы» станет обязательным с отчетности за 2027 год (можно применять и раньше). Он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Минфин рассказал об основных новациях.

     

    Нововведения освещены в информационном сообщении Минфина России от 11.09.2025 № ИС-учет-59. Так, расширили сферу применения стандарта, изменили понятие доходов, порядок учета выручки и доходов, процедуру признания выручки.

    1. Сфера применения.

    Стандарт обязаны применять все коммерческие организации (ранее — кроме кредитных и страховых компаний). При этом, например, кредитные организации, некредитные финансовые организации (за рядом исключений) при отражении доходов на счетах бухучета должны учитывать требования Банка России.

    По 2 видам деятельности предусмотрели особый порядок регулирования учета доходов:

    • доходы от предоставления во временное пользование имущества по договору аренды (субаренды), по иным договорам о таком предоставлении имущества учитывают по ФСБУ 25/2018;
    • доходы по договорам страхования учитывают по МСФО (IFRS) 17.

    2. Основные изменения в учете доходов.

    Уточнили понятие «доходы». Это увеличение экономических выгод:

    • при поступлении актива;
    • увеличении стоимости актива;
    • погашении обязательства;
    • уменьшении величины обязательства.

    Увеличение экономических выгод должно вести к увеличению капитала организации, не связанному с вкладами (взносами) ее учредителей (участников, акционеров, собственников имущества).

    Доходы нужно будет делить на включаемые и не включаемые в чистую прибыль (убыток). Первые состоят из выручки и доходов, отличных от нее. Если организация не продает продукцию, она сама принимает решение о признании дохода выручкой. Нужно исходить из требований ФСБУ, предмета и цели деятельности, вида дохода и условий его получения.

    Установили, что доходами не будут признавать поступления:

    • активов по договорам в обеспечение комиссионера (поверенного, агента) средствами на исполнение поручения, в возмещение расходов на исполнение поручения (отличных от вознаграждения);
    • предоплаты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
    • залога, если договором установили передачу залогодержателю прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

    3. Основные новации в учете выручки.

    Минфин выделил такие новшества:

    • введение дифференцированного порядка учета выручки. Организации делят на 3 группы: обязанные составлять консолидированную финотчетность, подлежащие обязательному аудиту, иные. Порядок учета выручки и раскрытия информации о ней различаются в зависимости от принадлежности к группе;
    • обновление условий признания выручки. Так, скорректировали общие условия признания выручки, условия признания выручки от предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, от финансовых вложений;
    • уточнение (в ряде случаев — изменение) порядка оценки выручки в стандартных хозяйственных ситуациях. Так, скорректировали общий подход к оценке выручки, порядок учета скидок в выручке;
    • расширение перечня специфических хозяйственных ситуаций, для которых применяют особый порядок оценки выручки. Так, определили порядок оценки выручки при передаче продукции в течение долгого периода (ранее правила устанавливались только для договоров строительного подряда).

    Также в ФСБУ 9/2025 установили процедуру определения момента признания выручки в бухучете (ранее такой процедуры не было), сформулировали требования к степени готовности (ранее требования были только для договоров строительного подряда).

    4. Раскрытие информации.

    Нужно будет раскрывать с учетом существенности:

    • сопоставление детализированной информации о выручке, раскрываемой по ФСБУ 9/2025, с информацией о выручке, раскрываемой по отчетным сегментам (при раскрытии информации по сегментам по ПБУ 12/2010);
    • сверку остатков на начало и конец отчетного периода дебиторской задолженности и созданных по ней резервов по сомнительным долгам;
    • сверку остатков на начало и конец отчетного периода не предъявленной к оплате начисленной выручки и созданных по ней резервов по сомнительным долгам;
    • сверку остатков на начало и конец отчетного периода кредиторской задолженности по договорам с контрагентами;
    • обязанности организации по договорам с контрагентами.

    Больше не понадобится раскрывать информацию о выручке от выполнения договоров с оплатой неденежными средствами.

    5. Изменение учетной политики

    Переход на новый порядок в отчетности надо отразить ретроспективно (так, как если бы новые правила применяли всегда). Есть и упрощенный порядок.

     

    Источник

     

    15.09.2025, 17:14
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам