- Частная практика
- Руководство к действию
- Точка зрения
- Планирование
- Специфика деятельности
- Работа над ошибками
- Технологии управления
- Обсуждаем тему
- Стратегия и тактика
- Управление предприятием
- Отчетность
- Законодательство
- Управление финансами
- Скидки
- ВЭД
- Логистика
- Анализ
- Управление затратами
- Анализ и оценка
- Вопрос — ответ
- Документооборот
- Мотивация
- Юридический практикум
- Секрет фирмы
- Инвестиции
- Основные средства
- Оплата труда
- Налоговое планирование
- Риски
- Технологии управления
- Ценообразование
- Персонал
- Шпаргалка
Поправки по основным направлениям налоговой политики: проект прошел Госдуму
Депутаты утвердили поправки к Налоговому кодексу РФ. Изменения затронут порядок учета юрлиц и физлиц, улаживание налоговых споров и иные моменты. Часть поправок коснется единого налогового платежа. Уточнят правила налогообложения.
Закон вступит в силу со дня опубликования, кроме ряда положений. Рассмотрим основные моменты.
Налоговое администрирование
Хотят усовершенствовать:
• порядок учета организаций и физлиц в налоговой. Для этого ФНС наделят рядом полномочий (п. 30 ст. 1 проекта);
• порядок досудебного урегулирования налоговых споров. С 1 января 2025 г. внесудебный порядок обжалования распространят на споры имущественного характера (подп. «а» п. 49 ст. 1, ч. 10 ст. 13 проекта);
• процедуру налогового мониторинга. Среди прочего налоговики смогут осматривать территории или помещения при налоговом мониторинге (подп. «в» п. 36 ст. 1 проекта). Поправка вступит в силу по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
В Налоговый кодекс РФ внесут положения о мерах для развития электронного документооборота, например установят, что ИП может использовать личный кабинет налогоплательщика с 1 апреля 2024 г. (подп. «а» п. 3 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта).
Часть поправок касается единого налогового платежа и совокупной обязанности. Если налоговики установят несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям, декларации учтут при определении размера совокупной обязанности. Сделают это со дня вступления в силу решения по камеральной проверке либо в течение 10 дней после ее окончания. Учесть декларации смогут и ранее, если при проверке не выявят нарушений (подп. «б» п. 4 ст. 1 проекта). Это новшество заработает с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта).
С 1 апреля 2024 г. налоговики смогут частично отменять (заменять) принятые обеспечительные меры, в том числе при частичном исполнении решения, его частичной отмене (подп. «д» п. 39 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта).
Деньги, перечисленные приставом как единый налоговый платеж по исполнительному производству, признают уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налоговиков независимо от их принадлежности (подп. «б» п. 15 ст. 1 проекта). Изменение вступит в силу с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта).
Хотят ввести ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, если инспекция приняла обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия (подп. «б» п. 44 ст. 1 проекта). Поправка заработает по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Также предлагают:
• с 1 апреля 2024 г. внедрить электронную банковскую гарантию при возмещении НДС и акцизов (подп. «б» п. 23 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта);
• исключить положения о том, что перерасчет суммы налога, исчисленной в инвалюте, проводят на дату его уплаты (подп. «д» п. 15 ст. 1 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта);
• закрепить право налогоплательщика подать уведомление об исчисленных налогах с суммой аванса к уменьшению (подп. «б» п. 18 ст. 1 проекта). Новшество введут с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта). Отметим, недавно ФНС разъясняла, как подать уведомление с отрицательными значениями;
• установить случаи, когда уведомление будет считаться непредставленным полностью либо в части (подп. «б» п. 18 ст. 1 проекта). Поправка заработает с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта);
• с 1 января 2024 г. ввести штрафы за подачу недостоверных сведений для получения социальных вычетов в упрощенном порядке (п. 45 ст. 1, ч. 7 ст. 13 проекта);
• с 1 января 2025 г. установить упрощенный порядок рассмотрения жалоб (п. 50 ст. 1, ч. 10 ст. 13 проекта).
НДС
Хотят отменить освобождение от НДС услуг застройщика при строительстве по Закону о долевом строительстве помещений для временного проживания (без права на постоянную регистрацию). Застройщики смогут применять эти положения при строительстве объектов, разрешение на строительство которых получили с 1 января 2024 г. (подп. «в» п. 2 ст. 2, ч. 29 ст. 13 проекта).
Лимит расходов на единицу рекламных материалов для освобождения от НДС увеличат с 100 до 300 руб. (подп. «г» п. 2 ст. 2 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Реализацию туроператором продукта в сфере внутреннего и въездного туризма планируют освободить от налога (подп. «д» п. 2 ст. 2 проекта). Туроператоры смогут воспользоваться освобождением по путевкам, которые реализовали с 1 июля 2023 г. Льгота будет действовать по 30 июня 2027 г. включительно (ч. 19, 28 ст. 13 проекта). Ранее поправку хотели ввести отдельным законом.
Часть изменений касается реализации цифровых прав. Например, предусмотрят правило определения налоговой базы при отгрузке товаров, реализацию которых облагают по ставке 20 %, в счет оплаты, полученной при выпуске цифрового права, если при ее получении применили ставку 0 %. Такое цифровое право должно одновременно включать цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право (подп. «б» п. 3 ст. 2 проекта). Новшество заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Установят порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ права ограниченного пользования участком (сервитута). Исчислять и платить налог будут организации и ИП, в интересах которых установили сервитут (подп. «а» п. 4 ст. 2 проекта). Поправку введут по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
В счете-фактуре нужно будет отражать стоимость товара, подлежащего прослеживаемости (подп. «в» и «г» п. 8 ст. 2 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
В части заявительного порядка возмещения налога предусмотрят много изменений с 1 апреля 2024 г. (п. 10 ст. 2, ч. 9 ст. 13 проекта). Среди них:
• гарант будет направлять банковскую гарантию в инспекцию не позднее дня после ее подписания (подп. «а» п. 10 ст. 2 проекта);
• налогоплательщик сможет подать заявление о замене банковской гарантии в течение 5 дней со дня подачи декларации, в том числе уточненной (подп. «д» п. 10 ст. 2 проекта).
Акцизы
Большинство изменений с 1 апреля 2024 г. коснется заявительного порядка возмещения налога. Часть из них сходны с теми, что планируют ввести для НДС (подп. «а» п. 19 ст. 2, ч. 9 ст. 13 проекта).
Также в 2024 г. планируют поднять акцизы (подп. «а» п. 14 ст. 2, ч. 7 ст. 13 проекта).
Налог на прибыль организаций
Налоговую стоимость имущества (имущественных прав), полученного (принятого к учету) без несения расходов на его приобретение, предлагают считать иначе. Так, она будет равна размеру подлежащего налогообложению дохода, который признали при получении имущества (имущественного права), с учетом расходов по доведению последнего до состояния, пригодного для использования (п. 47 ст. 2 проекта).
Первоначальная стоимость НМА будет меняться в случаях модернизации, технического перевооружения и др. (подп. «б» п. 49 ст. 2 проекта). Сейчас такое правило есть только для ОС.
Также установят порядок учета амортизируемого имущества при прекращении его использования для деятельности организации (без его фактической ликвидации или реализации), чтобы учесть его остаточную стоимость на момент окончания использования (подп. «а» п. 53 ст. 2 проекта).
В случае реализации ОС и НМА, при формировании первоначальной стоимости которых учитывали расходы с коэффициентом 1,5, убыток от реализации нужно будет признавать равным 0 (подп. «б» п. 53 ст. 2 проекта).
Порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР планируют упростить. Предусмотрят случай, когда налоговики не будут назначать экспертизу отчета по НИОКР (подп. «б» п. 50 ст. 2 проекта).
Перечень видов договоров страхования, по которым принимают расходы по налогу на прибыль, хотят сделать открытым (п. 51 ст. 2 проекта).
В состав прочих расходов включат возмещение дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств. Его размер определит работодатель (но не более 35 руб. за рабочий день). Также возмещение может быть равно сумме документально подтвержденных расходов. Способ компенсации нужно закрепить в локальном акте, трудовом договоре или соглашении к нему. Если этого не сделать, компенсировать расходы можно будет только по фактическим расходам (подп. «а» п. 52 ст. 2 проекта).
Планируют продлить до 31 декабря 2026 г. 50%-ое ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (п. 58 ст. 2 проекта). Сейчас оно предусмотрено до конца 2024 г.
Регионы смогут устанавливать пониженные ставки налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) для организаций — сторон специального инвестиционного контракта, если РФ не является другой стороной этого контракта. Категории лиц, которые смогут применять пониженную ставку, и особенности ее применения определят регионы (подп. «в» п. 59 ст. 2 проекта).
Организации радиоэлектронной промышленности смогут применять льготные ставки по налогу на прибыль (3 % в федеральный бюджет и 0 % в бюджет субъекта РФ) начиная с налогового периода включения их в реестр (подп. «г» п. 59 ст. 2 проекта).
Пересчитывать суммы налога, исчисленные в инвалюте, нужно будет на дату выплаты дохода иностранной компании (подп. «а» п. 67 ст. 2 проекта).
Все изменения по налогу на прибыль должны вступить в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
НДФЛ
Если поправки примут:
• доходы удаленщиков, которые работают по трудовым договорам с российской организацией или подразделением иностранной компании, зарегистрированным в РФ, станут признавать доходами от источников в РФ с 1 января 2024 г. (подп. «а» п. 21 ст. 2 проекта). Ставку НДФЛ для таких работников хотят установить в размере 13 % (15 % с доходов свыше 5 млн руб. в год) независимо от статуса налогового резидентства (п. 35 ст. 2, ч. 7 ст. 13 проекта);
• с 1 января 2025 г. расширят перечень доходов от источников в РФ и доходов за границей в части вознаграждения за работы, услуги, права пользования результатами интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации, которые выполняют с помощью интернета (подп. «а» и «б» п. 21 ст. 2, ч. 10 ст. 13 проекта);
• ограничат освобождаемую от налогов компенсацию дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств. Ее размер составит не более 35 руб. за рабочий день либо сумму документально подтвержденных расходов. Сумму возмещения нужно определить в коллективном договоре, локальном акте, трудовом договоре либо соглашении к нему. Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (подп. «а» п. 28 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта);
• нормируют необлагаемые доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных вахтовикам. Суммы составят 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) в РФ и 2500 руб. — за границей. Поправка заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (подп. «а» п. 28 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта);
• вычет на ребенка или подопечного, признанных судом недееспособными, будут давать независимо от их возраста. Правило можно будет применить к доходам, полученным с 1 января 2023 г. (п. 30 ст. 2, ч. 24 ст. 13 проекта);
• упростят порядок предоставления социальных налоговых вычетов (п. 31 ст. 2 проекта). Установят, например, что не нужно представлять в налоговую документы о расходах на обучение и медуслуги, если их подаст сама организация, оказывающая услуги, и инспекция разместит документы в личном кабинете. Положения применяются к расходам, понесенным с 1 января 2024 г. (подп. «а» п. 31 ст. 2, ч. 26 ст. 13 проекта);
• вычет на обучение смогут получить супруг (супруга) обучающегося по очной форме в образовательной организации. Новшество можно будет применить к расходам, понесенным с 1 января 2024 г. (подп. «а» п. 31 ст. 2, ч. 26 ст. 13 проекта);
• семьи с детьми при продаже жилья, приобретенного с помощью средств господдержки, смогут учесть расходы членов семьи на его покупку пропорционально доле каждого из них в собственности на это жилье. Для этого должны быть выделены доли членам семьи. Правило можно применить к доходам, полученным с 1 января 2023 г. (подп. «а» п. 33 ст. 2, ч. 24 ст. 13 проекта);
• можно будет уменьшить сумму налогооблагаемого дохода на сумму фактических расходов по приобретению имущественных прав вместо получения имущественного вычета. Изменения вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (подп. «а» п. 33 ст. 2, ч. 2 ст. 13 проекта);
• иностранные компании смогут быть налоговыми агентами по доходам, выплачиваемым физлицам, которые выполняют работы и оказывают услуги в РФ, в том числе в области информтехнологий, с помощью интернета (подп. «б» п. 36 ст. 2 проекта).
Планируют установить сроки удержания налога по операциям с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно такие активы и утилитарные цифровые права. Поправки заработают по истечении месяца со дня опубликования закона (подп. «б» п. 38 ст. 2, ч. 2 ст. 13 проекта). Сейчас налоговый агент удерживает НДФЛ при его исчислении.
Также планируют разрешить в 2023 г. налоговым агентам уведомлять об исчисленных суммах НДФЛ 2 раза в месяц: до 12-го числа текущего месяца и не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога. В первом уведомлении нужно будет указать сумму налога, удержанную с 23-го числа предыдущего месяца до 9-го числа текущего месяца. Изменение можно применять с 1 октября 2023 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня вступления в силу закона (п. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 13 проекта).
Страховые взносы
Установят предельные нормативы компенсаций дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств для освобождения от взносов — не более 35 руб. за рабочий день либо в сумме документально подтвержденных расходов. Размеры возмещения нужно закрепить в коллективном договоре, локальном акте, трудовом договоре или соглашении к нему (подп. «а» п. 123 ст. 2 проекта).
От взносов хотят освободить доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных вахтовикам. Необлагаемые суммы составят 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) в РФ и 2500 руб. — за границей (подп. «б» п. 123 ст. 2 проекта).
Планируют проиндексировать фиксированные размеры взносов на ОПС и ОМС, а также дополнительный взнос с доходов свыше 300 000 руб. для ИП без работников (подп. «а» п. 124 ст. 2 проекта).
Все эти поправки вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного расчетного периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Транспортный налог
Если налогоплательщик не подаст в инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта, то налоговики смогут использовать сведения от других органов и прекратить исчислять налог с 1-го числа месяца гибели объекта (подп. «а» п. 101 ст. 2 проекта).
По транспорту в розыске налог не будут начислять по заявлению налогоплательщика. Если он его не подаст, инспекция сама запросит сведения у уполномоченного органа (подп. «в» п. 101 ст. 2 проекта).
При изменении места нахождения транспорта в течение года налог и авансы по нему будут исчислять по новому месту с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения (подп. «в» п. 101 ст. 2 проекта).
Все эти изменения заработают по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Налог на имущество
Перечень видов недвижимости, налоговую базу по которым определяют как кадастровую стоимость, расширят. В него включат многоквартирные дома и наемные дома (п. 105 ст. 2 проекта).
Если налогоплательщик не представит в инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта, налог перестанут считать с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта по сведениям от других органов (подп. «а» п. 108 ст. 2 проекта).
Уведомление о порядке подачи декларации по недвижимости в одну инспекцию по выбору на территории субъекта РФ нужно будет подавать до 1 февраля года — налогового периода. Сейчас это нужно делать до 1 марта. Уведомление рассмотрят в течение 10 дней, а не 30, как сейчас (подп. «а» п. 109 ст. 2 проекта).
Крайний срок сдачи годовой декларации хотят перенести с 25 марта на 25 февраля (подп. «б» п. 109 ст. 2 проекта).
Все эти новшества вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
УСН
Планируют уточнить порядок исчисления налога при смене места нахождения организации (места жительства ИП) в случае, когда субъект РФ установил пониженную ставку. Так, нужно будет применять ставку регионального закона по новому адресу. Уточнение заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (подп. «а» п. 90 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта).
Прочие изменения
Хотят предусмотреть обратную корректировку размера совокупной обязанности, который сформировали по распоряжению на перевод денег. Сделать это смогут, если не подать декларацию (расчет). Исправления внесут по истечении 30 дней после окончания срока для подачи декларации (расчета). Правило не будет применяться в случаях, когда декларацию представляют по итогам года. Изменение станут применять с 1 октября 2023 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня вступления в силу закона (п. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 13 проекта).
Действие права распорядиться положительным сальдо единого налогового счета путем зачета в счет уплаты налогов другого лица планируют приостановить по 31 декабря 2023 г. (ст. 10 проекта).
Положения НК РФ в части подачи организацией, у которой проводят налоговый мониторинг, в инспекцию документов (информации) по ТКС перестанут применять при налоговом мониторинге за периоды с 2026 г. (п. 2 ст. 6 проекта).
Источник — Консультант+
Поправки по основным направлениям налоговой политики: проект прошел Госдуму
Депутаты утвердили поправки к Налоговому кодексу РФ. Изменения затронут порядок учета юрлиц и физлиц, улаживание налоговых споров и иные моменты. Часть поправок коснется единого налогового платежа. Уточнят правила налогообложения.
Закон вступит в силу со дня опубликования, кроме ряда положений. Рассмотрим основные моменты.
Налоговое администрирование
Хотят усовершенствовать:
• порядок учета организаций и физлиц в налоговой. Для этого ФНС наделят рядом полномочий (п. 30 ст. 1 проекта);
• порядок досудебного урегулирования налоговых споров. С 1 января 2025 г. внесудебный порядок обжалования распространят на споры имущественного характера (подп. «а» п. 49 ст. 1, ч. 10 ст. 13 проекта);
• процедуру налогового мониторинга. Среди прочего налоговики смогут осматривать территории или помещения при налоговом мониторинге (подп. «в» п. 36 ст. 1 проекта). Поправка вступит в силу по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
В Налоговый кодекс РФ внесут положения о мерах для развития электронного документооборота, например установят, что ИП может использовать личный кабинет налогоплательщика с 1 апреля 2024 г. (подп. «а» п. 3 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта).
Часть поправок касается единого налогового платежа и совокупной обязанности. Если налоговики установят несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям, декларации учтут при определении размера совокупной обязанности. Сделают это со дня вступления в силу решения по камеральной проверке либо в течение 10 дней после ее окончания. Учесть декларации смогут и ранее, если при проверке не выявят нарушений (подп. «б» п. 4 ст. 1 проекта). Это новшество заработает с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта).
С 1 апреля 2024 г. налоговики смогут частично отменять (заменять) принятые обеспечительные меры, в том числе при частичном исполнении решения, его частичной отмене (подп. «д» п. 39 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта).
Деньги, перечисленные приставом как единый налоговый платеж по исполнительному производству, признают уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налоговиков независимо от их принадлежности (подп. «б» п. 15 ст. 1 проекта). Изменение вступит в силу с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта).
Хотят ввести ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, если инспекция приняла обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия (подп. «б» п. 44 ст. 1 проекта). Поправка заработает по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Также предлагают:
• с 1 апреля 2024 г. внедрить электронную банковскую гарантию при возмещении НДС и акцизов (подп. «б» п. 23 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта);
• исключить положения о том, что перерасчет суммы налога, исчисленной в инвалюте, проводят на дату его уплаты (подп. «д» п. 15 ст. 1 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта);
• закрепить право налогоплательщика подать уведомление об исчисленных налогах с суммой аванса к уменьшению (подп. «б» п. 18 ст. 1 проекта). Новшество введут с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта). Отметим, недавно ФНС разъясняла, как подать уведомление с отрицательными значениями;
• установить случаи, когда уведомление будет считаться непредставленным полностью либо в части (подп. «б» п. 18 ст. 1 проекта). Поправка заработает с 1 октября 2023 г., но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта);
• с 1 января 2024 г. ввести штрафы за подачу недостоверных сведений для получения социальных вычетов в упрощенном порядке (п. 45 ст. 1, ч. 7 ст. 13 проекта);
• с 1 января 2025 г. установить упрощенный порядок рассмотрения жалоб (п. 50 ст. 1, ч. 10 ст. 13 проекта).
НДС
Хотят отменить освобождение от НДС услуг застройщика при строительстве по Закону о долевом строительстве помещений для временного проживания (без права на постоянную регистрацию). Застройщики смогут применять эти положения при строительстве объектов, разрешение на строительство которых получили с 1 января 2024 г. (подп. «в» п. 2 ст. 2, ч. 29 ст. 13 проекта).
Лимит расходов на единицу рекламных материалов для освобождения от НДС увеличат с 100 до 300 руб. (подп. «г» п. 2 ст. 2 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Реализацию туроператором продукта в сфере внутреннего и въездного туризма планируют освободить от налога (подп. «д» п. 2 ст. 2 проекта). Туроператоры смогут воспользоваться освобождением по путевкам, которые реализовали с 1 июля 2023 г. Льгота будет действовать по 30 июня 2027 г. включительно (ч. 19, 28 ст. 13 проекта). Ранее поправку хотели ввести отдельным законом.
Часть изменений касается реализации цифровых прав. Например, предусмотрят правило определения налоговой базы при отгрузке товаров, реализацию которых облагают по ставке 20 %, в счет оплаты, полученной при выпуске цифрового права, если при ее получении применили ставку 0 %. Такое цифровое право должно одновременно включать цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право (подп. «б» п. 3 ст. 2 проекта). Новшество заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Установят порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ права ограниченного пользования участком (сервитута). Исчислять и платить налог будут организации и ИП, в интересах которых установили сервитут (подп. «а» п. 4 ст. 2 проекта). Поправку введут по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
В счете-фактуре нужно будет отражать стоимость товара, подлежащего прослеживаемости (подп. «в» и «г» п. 8 ст. 2 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
В части заявительного порядка возмещения налога предусмотрят много изменений с 1 апреля 2024 г. (п. 10 ст. 2, ч. 9 ст. 13 проекта). Среди них:
• гарант будет направлять банковскую гарантию в инспекцию не позднее дня после ее подписания (подп. «а» п. 10 ст. 2 проекта);
• налогоплательщик сможет подать заявление о замене банковской гарантии в течение 5 дней со дня подачи декларации, в том числе уточненной (подп. «д» п. 10 ст. 2 проекта).
Акцизы
Большинство изменений с 1 апреля 2024 г. коснется заявительного порядка возмещения налога. Часть из них сходны с теми, что планируют ввести для НДС (подп. «а» п. 19 ст. 2, ч. 9 ст. 13 проекта).
Также в 2024 г. планируют поднять акцизы (подп. «а» п. 14 ст. 2, ч. 7 ст. 13 проекта).
Налог на прибыль организаций
Налоговую стоимость имущества (имущественных прав), полученного (принятого к учету) без несения расходов на его приобретение, предлагают считать иначе. Так, она будет равна размеру подлежащего налогообложению дохода, который признали при получении имущества (имущественного права), с учетом расходов по доведению последнего до состояния, пригодного для использования (п. 47 ст. 2 проекта).
Первоначальная стоимость НМА будет меняться в случаях модернизации, технического перевооружения и др. (подп. «б» п. 49 ст. 2 проекта). Сейчас такое правило есть только для ОС.
Также установят порядок учета амортизируемого имущества при прекращении его использования для деятельности организации (без его фактической ликвидации или реализации), чтобы учесть его остаточную стоимость на момент окончания использования (подп. «а» п. 53 ст. 2 проекта).
В случае реализации ОС и НМА, при формировании первоначальной стоимости которых учитывали расходы с коэффициентом 1,5, убыток от реализации нужно будет признавать равным 0 (подп. «б» п. 53 ст. 2 проекта).
Порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР планируют упростить. Предусмотрят случай, когда налоговики не будут назначать экспертизу отчета по НИОКР (подп. «б» п. 50 ст. 2 проекта).
Перечень видов договоров страхования, по которым принимают расходы по налогу на прибыль, хотят сделать открытым (п. 51 ст. 2 проекта).
В состав прочих расходов включат возмещение дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств. Его размер определит работодатель (но не более 35 руб. за рабочий день). Также возмещение может быть равно сумме документально подтвержденных расходов. Способ компенсации нужно закрепить в локальном акте, трудовом договоре или соглашении к нему. Если этого не сделать, компенсировать расходы можно будет только по фактическим расходам (подп. «а» п. 52 ст. 2 проекта).
Планируют продлить до 31 декабря 2026 г. 50%-ое ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (п. 58 ст. 2 проекта). Сейчас оно предусмотрено до конца 2024 г.
Регионы смогут устанавливать пониженные ставки налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) для организаций — сторон специального инвестиционного контракта, если РФ не является другой стороной этого контракта. Категории лиц, которые смогут применять пониженную ставку, и особенности ее применения определят регионы (подп. «в» п. 59 ст. 2 проекта).
Организации радиоэлектронной промышленности смогут применять льготные ставки по налогу на прибыль (3 % в федеральный бюджет и 0 % в бюджет субъекта РФ) начиная с налогового периода включения их в реестр (подп. «г» п. 59 ст. 2 проекта).
Пересчитывать суммы налога, исчисленные в инвалюте, нужно будет на дату выплаты дохода иностранной компании (подп. «а» п. 67 ст. 2 проекта).
Все изменения по налогу на прибыль должны вступить в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
НДФЛ
Если поправки примут:
• доходы удаленщиков, которые работают по трудовым договорам с российской организацией или подразделением иностранной компании, зарегистрированным в РФ, станут признавать доходами от источников в РФ с 1 января 2024 г. (подп. «а» п. 21 ст. 2 проекта). Ставку НДФЛ для таких работников хотят установить в размере 13 % (15 % с доходов свыше 5 млн руб. в год) независимо от статуса налогового резидентства (п. 35 ст. 2, ч. 7 ст. 13 проекта);
• с 1 января 2025 г. расширят перечень доходов от источников в РФ и доходов за границей в части вознаграждения за работы, услуги, права пользования результатами интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации, которые выполняют с помощью интернета (подп. «а» и «б» п. 21 ст. 2, ч. 10 ст. 13 проекта);
• ограничат освобождаемую от налогов компенсацию дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств. Ее размер составит не более 35 руб. за рабочий день либо сумму документально подтвержденных расходов. Сумму возмещения нужно определить в коллективном договоре, локальном акте, трудовом договоре либо соглашении к нему. Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (подп. «а» п. 28 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта);
• нормируют необлагаемые доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных вахтовикам. Суммы составят 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) в РФ и 2500 руб. — за границей. Поправка заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (подп. «а» п. 28 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта);
• вычет на ребенка или подопечного, признанных судом недееспособными, будут давать независимо от их возраста. Правило можно будет применить к доходам, полученным с 1 января 2023 г. (п. 30 ст. 2, ч. 24 ст. 13 проекта);
• упростят порядок предоставления социальных налоговых вычетов (п. 31 ст. 2 проекта). Установят, например, что не нужно представлять в налоговую документы о расходах на обучение и медуслуги, если их подаст сама организация, оказывающая услуги, и инспекция разместит документы в личном кабинете. Положения применяются к расходам, понесенным с 1 января 2024 г. (подп. «а» п. 31 ст. 2, ч. 26 ст. 13 проекта);
• вычет на обучение смогут получить супруг (супруга) обучающегося по очной форме в образовательной организации. Новшество можно будет применить к расходам, понесенным с 1 января 2024 г. (подп. «а» п. 31 ст. 2, ч. 26 ст. 13 проекта);
• семьи с детьми при продаже жилья, приобретенного с помощью средств господдержки, смогут учесть расходы членов семьи на его покупку пропорционально доле каждого из них в собственности на это жилье. Для этого должны быть выделены доли членам семьи. Правило можно применить к доходам, полученным с 1 января 2023 г. (подп. «а» п. 33 ст. 2, ч. 24 ст. 13 проекта);
• можно будет уменьшить сумму налогооблагаемого дохода на сумму фактических расходов по приобретению имущественных прав вместо получения имущественного вычета. Изменения вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (подп. «а» п. 33 ст. 2, ч. 2 ст. 13 проекта);
• иностранные компании смогут быть налоговыми агентами по доходам, выплачиваемым физлицам, которые выполняют работы и оказывают услуги в РФ, в том числе в области информтехнологий, с помощью интернета (подп. «б» п. 36 ст. 2 проекта).
Планируют установить сроки удержания налога по операциям с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно такие активы и утилитарные цифровые права. Поправки заработают по истечении месяца со дня опубликования закона (подп. «б» п. 38 ст. 2, ч. 2 ст. 13 проекта). Сейчас налоговый агент удерживает НДФЛ при его исчислении.
Также планируют разрешить в 2023 г. налоговым агентам уведомлять об исчисленных суммах НДФЛ 2 раза в месяц: до 12-го числа текущего месяца и не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога. В первом уведомлении нужно будет указать сумму налога, удержанную с 23-го числа предыдущего месяца до 9-го числа текущего месяца. Изменение можно применять с 1 октября 2023 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня вступления в силу закона (п. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 13 проекта).
Страховые взносы
Установят предельные нормативы компенсаций дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств для освобождения от взносов — не более 35 руб. за рабочий день либо в сумме документально подтвержденных расходов. Размеры возмещения нужно закрепить в коллективном договоре, локальном акте, трудовом договоре или соглашении к нему (подп. «а» п. 123 ст. 2 проекта).
От взносов хотят освободить доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных вахтовикам. Необлагаемые суммы составят 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) в РФ и 2500 руб. — за границей (подп. «б» п. 123 ст. 2 проекта).
Планируют проиндексировать фиксированные размеры взносов на ОПС и ОМС, а также дополнительный взнос с доходов свыше 300 000 руб. для ИП без работников (подп. «а» п. 124 ст. 2 проекта).
Все эти поправки вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного расчетного периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Транспортный налог
Если налогоплательщик не подаст в инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта, то налоговики смогут использовать сведения от других органов и прекратить исчислять налог с 1-го числа месяца гибели объекта (подп. «а» п. 101 ст. 2 проекта).
По транспорту в розыске налог не будут начислять по заявлению налогоплательщика. Если он его не подаст, инспекция сама запросит сведения у уполномоченного органа (подп. «в» п. 101 ст. 2 проекта).
При изменении места нахождения транспорта в течение года налог и авансы по нему будут исчислять по новому месту с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения (подп. «в» п. 101 ст. 2 проекта).
Все эти изменения заработают по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Налог на имущество
Перечень видов недвижимости, налоговую базу по которым определяют как кадастровую стоимость, расширят. В него включат многоквартирные дома и наемные дома (п. 105 ст. 2 проекта).
Если налогоплательщик не представит в инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта, налог перестанут считать с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта по сведениям от других органов (подп. «а» п. 108 ст. 2 проекта).
Уведомление о порядке подачи декларации по недвижимости в одну инспекцию по выбору на территории субъекта РФ нужно будет подавать до 1 февраля года — налогового периода. Сейчас это нужно делать до 1 марта. Уведомление рассмотрят в течение 10 дней, а не 30, как сейчас (подп. «а» п. 109 ст. 2 проекта).
Крайний срок сдачи годовой декларации хотят перенести с 25 марта на 25 февраля (подп. «б» п. 109 ст. 2 проекта).
Все эти новшества вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
УСН
Планируют уточнить порядок исчисления налога при смене места нахождения организации (места жительства ИП) в случае, когда субъект РФ установил пониженную ставку. Так, нужно будет применять ставку регионального закона по новому адресу. Уточнение заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (подп. «а» п. 90 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта).
Прочие изменения
Хотят предусмотреть обратную корректировку размера совокупной обязанности, который сформировали по распоряжению на перевод денег. Сделать это смогут, если не подать декларацию (расчет). Исправления внесут по истечении 30 дней после окончания срока для подачи декларации (расчета). Правило не будет применяться в случаях, когда декларацию представляют по итогам года. Изменение станут применять с 1 октября 2023 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня вступления в силу закона (п. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 13 проекта).
Действие права распорядиться положительным сальдо единого налогового счета путем зачета в счет уплаты налогов другого лица планируют приостановить по 31 декабря 2023 г. (ст. 10 проекта).
Положения НК РФ в части подачи организацией, у которой проводят налоговый мониторинг, в инспекцию документов (информации) по ТКС перестанут применять при налоговом мониторинге за периоды с 2026 г. (п. 2 ст. 6 проекта).
Источник — Консультант+
- Частная практика
- Руководство к действию
- Точка зрения
- Планирование
- Специфика деятельности
- Работа над ошибками
- Технологии управления
- Обсуждаем тему
- Стратегия и тактика
- Управление предприятием
- Отчетность
- Законодательство
- Управление финансами
- Скидки
- ВЭД
- Логистика
- Анализ
- Управление затратами
- Анализ и оценка
- Вопрос — ответ
- Документооборот
- Мотивация
- Юридический практикум
- Секрет фирмы
- Инвестиции
- Основные средства
- Оплата труда
- Налоговое планирование
- Риски
- Технологии управления
- Ценообразование
- Персонал
- Шпаргалка