- Частная практика
- Руководство к действию
- Точка зрения
- Планирование
- Специфика деятельности
- Работа над ошибками
- Технологии управления
- Обсуждаем тему
- Стратегия и тактика
- Управление предприятием
- Отчетность
- Законодательство
- Управление финансами
- Скидки
- ВЭД
- Логистика
- Анализ
- Управление затратами
- Анализ и оценка
- Вопрос — ответ
- Документооборот
- Мотивация
- Юридический практикум
- Секрет фирмы
- Инвестиции
- Основные средства
- Оплата труда
- Налоговое планирование
- Риски
- Технологии управления
- Ценообразование
- Персонал
- Шпаргалка
Документы по конкретной сделке ИФНС вправе требовать у всех ее участников
Общество отказалось предоставить документы, испрашиваемые инспекторами вне рамок проверки. В связи с этим обществу выписали штраф по п. 6 ст. 93.1 НК РФ в размере 121 400 руб. (200 руб. × 607 док.).
Полагая, что ИФНС злоупотребляет своими правами, не обосновывая цель запроса документов, общество обратилось в суд с требованием отмены штрафа.
Первая инстанция поддержала вердикт налоговиков. Устояло решение и в апелляции.
Судьи установили следующее.
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов, обязано в течение пяти дней с момента его получения:
• либо исполнить его;
• либо уведомить по форме Приказа ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ о том, что не располагает такими документами.
Общество никаких уведомлений в инспекцию не направляло.
Не спасло и то, что проверка в отношении общества не проводилась. Нормы ст. 93 НК РФ об истребовании документов при проведении проверки не ограничивают права инспекций возможностью их запроса только у проверяемого налогоплательщика. Дело в том, что для объективной оценки соблюдения законодательства налоговым органам необходимо обладать всесторонними и достоверными сведениями о деятельности всех участников сделки.
Кроме того, положения ст. 93.1 НК РФ не содержат конкретного перечня истребуемых документов. Истец же считал, что контролеры вправе запрашивать лишь первичные документы, тогда как у общества были истребованы:
• карточки бухгалтерского учета;
• журналы хозяйственных операций;
• оборотно-сальдовые ведомости по взаимоотношениям с 81 контрагентом.
Требование о предоставлении документов содержало все необходимые реквизиты и данные для идентификации нужных документов, а также информацию о наличии обстоятельств, обосновывающих истребование документов. Причем обоснованная необходимость может быть связана не только с проведением выездных и камеральных проверок, но и с иными мероприятиями налогового контроля.
Таким образом, даже если проверка не проводится, но у инспекторов есть основания для получения данных относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эту информацию.
Жалоба общества на отсутствие указания налоговиками цели запрашиваемых документов также была отклонена судьями в связи с тем, что, руководствуясь положениями ст. 102 НК РФ, ИФНС не обязана раскрывать обстоятельства, составляющие налоговую тайну.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 № 09ап-62040/2022
- Правительство продлило отсрочку по уплате налогов для предпринимателей в Курской области и расширило параметры этой меры поддержки
- Правительство установило квоты на вывоз минеральных удобрений в период с июня по ноябрь 2025 года
- Минтранс разработал форму единого транспортного документа, который понадобится с 1 сентября 2025 г.
Документы по конкретной сделке ИФНС вправе требовать у всех ее участников
Общество отказалось предоставить документы, испрашиваемые инспекторами вне рамок проверки. В связи с этим обществу выписали штраф по п. 6 ст. 93.1 НК РФ в размере 121 400 руб. (200 руб. × 607 док.).
Полагая, что ИФНС злоупотребляет своими правами, не обосновывая цель запроса документов, общество обратилось в суд с требованием отмены штрафа.
Первая инстанция поддержала вердикт налоговиков. Устояло решение и в апелляции.
Судьи установили следующее.
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов, обязано в течение пяти дней с момента его получения:
• либо исполнить его;
• либо уведомить по форме Приказа ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ о том, что не располагает такими документами.
Общество никаких уведомлений в инспекцию не направляло.
Не спасло и то, что проверка в отношении общества не проводилась. Нормы ст. 93 НК РФ об истребовании документов при проведении проверки не ограничивают права инспекций возможностью их запроса только у проверяемого налогоплательщика. Дело в том, что для объективной оценки соблюдения законодательства налоговым органам необходимо обладать всесторонними и достоверными сведениями о деятельности всех участников сделки.
Кроме того, положения ст. 93.1 НК РФ не содержат конкретного перечня истребуемых документов. Истец же считал, что контролеры вправе запрашивать лишь первичные документы, тогда как у общества были истребованы:
• карточки бухгалтерского учета;
• журналы хозяйственных операций;
• оборотно-сальдовые ведомости по взаимоотношениям с 81 контрагентом.
Требование о предоставлении документов содержало все необходимые реквизиты и данные для идентификации нужных документов, а также информацию о наличии обстоятельств, обосновывающих истребование документов. Причем обоснованная необходимость может быть связана не только с проведением выездных и камеральных проверок, но и с иными мероприятиями налогового контроля.
Таким образом, даже если проверка не проводится, но у инспекторов есть основания для получения данных относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эту информацию.
Жалоба общества на отсутствие указания налоговиками цели запрашиваемых документов также была отклонена судьями в связи с тем, что, руководствуясь положениями ст. 102 НК РФ, ИФНС не обязана раскрывать обстоятельства, составляющие налоговую тайну.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 № 09ап-62040/2022
- Частная практика
- Руководство к действию
- Точка зрения
- Планирование
- Специфика деятельности
- Работа над ошибками
- Технологии управления
- Обсуждаем тему
- Стратегия и тактика
- Управление предприятием
- Отчетность
- Законодательство
- Управление финансами
- Скидки
- ВЭД
- Логистика
- Анализ
- Управление затратами
- Анализ и оценка
- Вопрос — ответ
- Документооборот
- Мотивация
- Юридический практикум
- Секрет фирмы
- Инвестиции
- Основные средства
- Оплата труда
- Налоговое планирование
- Риски
- Технологии управления
- Ценообразование
- Персонал
- Шпаргалка
- Правительство продлило отсрочку по уплате налогов для предпринимателей в Курской области и расширило параметры этой меры поддержки
- Правительство установило квоты на вывоз минеральных удобрений в период с июня по ноябрь 2025 года
- Минтранс разработал форму единого транспортного документа, который понадобится с 1 сентября 2025 г.