Электронная версия журнала

Рефинансирование кредитного портфеля компании

«Планово-экономический отдел» №9 2017 /

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕФИНАНСИРОВАНИИ?

Рефинансирование (перекредитование) — это получение нового кредита с целью погашения кредита в другом банке на более выгодных условиях. В кредитном соглашении указывают, что выделяемые банком средства идут на погашение существующего долга в другом финансовом учреждении. Рефинансирование является целевым кредитом. Важная деталь: рефинансируют, как правило, не проблемные кредиты.

Рефинансирование кредитного портфеля не нужно путать с его реструктуризацией.

 

К СВЕДЕНИЮ

Реструктуризация кредитного портфеля — это изменение суммы кредита, его срока, процентной ставки, других существенных условий в рамках действующего кредитного договора. В результате компания-заемщик получает новый график погашения, новую сумму платежей, но договор при этом остается тот же и с первоначальным кредитором.

 

Банки редко рефинансируют свои собственные кредиты — им выгодно работать с компанией на условиях уже подписанных кредитных соглашений. Заемщику приходится обращаться в кредитные учреждения, имеющие специальные программы рефинансирования. При рефинансировании заключается новый договор.

Рефинансирование позволит компании:

  • снизить процентную ставку, размеры комиссионных платежей;
  • уменьшить сумму ежемесячных платежей (экономическая нагрузка на компанию снижается за счет увеличения сроков кредитования);
  • заменить несколько кредитов в разных банках одним, что исключает необходимость постоянно отслеживать дату очередного платежа (это особенно удобно для малого бизнеса);
  • сменить валюту по договору;
  • снять запрет на пользование залоговым имуществом;
  • изменить структуру обеспечения по кредиту. Как правило, перекредитование осуществляется на остаток долга, поэтому банк может принять в обеспечение другой, менее ценный залог, что высвободит заложенный ранее объект.

 

Замечания

  1. Если цель рефинансируемого кредита совпадает с целью дополнительного финансирования, то при рефинансировании компания-заемщик может получить дополнительные денежные средства.
  2. Рефинансирование целесообразно, если новый кредитный договор заключен на более выгодных условиях.
  3. Выгода от рефинансирования должна покрывать дополнительные затраты на инструмент.

Дополнительные затраты на рефинансирование сопряжены с определенными статьями расходов:

  • в старом кредитном договоре предусмотрены штрафные санкции или дополнительные комиссии за досрочное погашение, а рефинансирование как раз подразумевает досрочное погашение старого кредита;
  • если первичный кредит имел залоговое обеспечение, то такой залог (оборудование, спецтранспорт, здание) переходит к новому кредитору. Компания-заемщик должна переоформить залог на новый банк. Новый кредитор имеет право требовать оценку залога у специальных аккредитованных оценщиков. Переоформление старого залога или оформление нового сопряжено с затратами на услуги оценщика;
  • при нарушении заемщиком обязательства по оформлению залога рефинансирующий банк может временно повысить процентную ставку до выполнения данного договорного условия;
  • могут не совпадать требования по страхованию – в этом случае компании придется оформить и оплатить новую страховку;
  • затраты на нотариальное удостоверение копий учредительных и прочих документов;
  • транспортные, почтовые и другие затраты.

Основные этапы рефинансирования:

  • выбор финансового учреждения, предоставляющего услуги рефинансирования;
  • подача заявки на рефинансирование;
  • подготовка пакета затребованной банком документации;
  • ожидание решения нового кредитора;
  • погашение старого кредитного портфеля;
  • выполнение всех требований нового кредитного договора.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

Стандартные условия для рефинансирования бизнес-кредита:

  • компании-заемщику не следует допускать просрочек по действующим кредитам;
  • положительная кредитная история собственников бизнеса, руководителей, главного бухгалтера;
  • успешное ведение бизнеса не менее шести месяцев подряд, хозяйственная деятельность не должна быть убыточной за последний отчетный период;
  • отсутствие судебных процессов в отношении юридического лица.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Причиной отказа в рефинансировании кредита может стать финансовое положение организации, несоответствие компании базовым требованиям финансового учреждения к заемщикам.

 

Пакет документов, предоставляемый бизнес-заемщиком при рефинансировании, условно состоит из двух частей:

  • стандартный пакет документов для любого кредитования;
  • дополнительные документы, необходимые для получения рефинансирования, связанные с первичным кредитным портфелем.

 

Стандартный комплект документов на рефинансирование

1. Заявление на рефинансирование. Часто составляют на фирменном бланке заемщика в произвольной форме с указанием суммы, цели кредита, срока кредитования, обеспечения и источников погашения.

2. Анкета заемщика (как правило, разрабатывает банк).

3. Учредительные и регистрационные документы:

3.1. Для юридических лиц:

  • копии учредительных документов (устав), документов о регистрации, перерегистрации с отметкой ИФНС;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия свидетельства о присвоении ОГРН;
  • копии лицензий на право заниматься определенными видами деятельности, патентов и разрешений;
  • копии решений/приказов о назначении на должности директора и главного бухгалтера;
  • копии паспортов руководителя, главного бухгалтера и учредителей (все страницы);
  • для акционерных обществ — выписка из реестра акционеров;
  • для обществ с ограниченной ответственностью — список участников;
  • копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО;
  • для акционерных обществ — документ, подтверждающий надлежащую регистрацию выпуска акций (уведомление о регистрации).

3.2. Для индивидуальных предпринимателей:

  • копия свидетельства о государственной регистрации/копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копии лицензий на право заниматься определенными видами деятельности, патентов и разрешений (при необходимости);
  • копии паспорта предпринимателя (все страницы).

4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по состоянию на последнюю годовую/квартальную дату, отвечающая требованиям, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

 

К СВЕДЕНИЮ

Каждый банк устанавливает самостоятельно, за сколько периодов требуется такая отчетность.

 

5. Декларации по налогу на прибыль и НДС за четвертый квартал закрытого года и за последний закрытый квартал текущего года с отметками о сдаче в ИФНС. Для индивидуальных предпринимателей — декларация 3-НДФЛ за последний закрытый календарный год.

6. Развернутая оборотно-сальдовая ведомость (по всем счетам) за три последних месяца (помесячно) закрытого квартала.

7. Расшифровка счета 51 «Расчетные счета» за последние 12 месяцев (помесячно в разбивке по банкам).

8. Справка об имеющихся открытых расчетных/текущих счетах за печатью и подписью полномочного в компании лица или актуальная справка налогового органа об открытых счетах.

9. Справки из обслуживающих банков об оборотах за последние шесть месяцев, отсутствии/наличии ссудной задолженности.

10. При наличии ссудной задолженности в других банках — копии кредитных договоров, договоров о залоге, договоров поручительства. При наличии задолженности по лизинговым сделкам — копии действующих договоров лизинга, залога, поручительства. При наличии договоров факторинга — копии договоров факторинга с имеющимися приложениями, содержащими существенные условия договора.

11. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

12. Формы федерального статистического наблюдения:

  • № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;
  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

13. Копии документов, подтверждающих право собственности на предлагаемое в залог имущество, документы по обеспечению.

14. Копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей.

14.1. Договоры аренды помещений.

14.2. Оборудование (договоры, спецификации, накладные, акты приема-передачи, платежные документы).

14.3. Автотранспорт (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, копия паспорта собственника).

14.4. Недвижимое имущество:

  • свидетельство о государственной регистрации прав собственности;
  • документы из БТИ, содержащие техническую информацию по объекту недвижимости (кадастровый паспорт);
  • документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации прав собственности;
  • документы, отражающие отношение к земельному участку, функционально обеспечивающему закладываемый объект недвижимости.

15. Документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита.

15.1. Договорная документация. Бизнес-заемщик предоставляет в банк копии договоров, спецификаций и дополнительных соглашений к договорам (при их наличии), являющихся источником погашения кредита. Как правило, речь идет о договорах на продажу готовой продукции (товаров, работ, услуг) с оптовыми покупателями, торговыми сетями, дилерами.

15.2. Смета затрат (бизнес-план). Заемщик предоставляет расшифровки основных статей затрат:

  • покупные материалы и оборудование;
  • услуги агентов, подрядчиков и иных контрагентов;
  • собственные затраты (заработная плата, энергоносители, затраты на подготовку производства, ремонт и обслуживание основных фондов, прочие общезаводские расходы, накладные и административные расходы, налоги и др.);
  • расходы на страхование, проведение приемо-сдаточных испытаний, транспортировку продукции, таможенные пошлины и сборы, банковские услуги, прочие затраты.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Смета затрат (бизнес-план) должна расшифровывать объемы затрат, предполагаемых к оплате за счет кредитных средств, а также объемы расходов, оплаченных за счет полученных авансов и кредитов других банков на дату обращения в кредитное учреждение.

 

15.3. Копии основных договоров с поставщиками и подрядчиками, агентских соглашений или выписки из них, подтверждающие ценовые параметры статей расходов и условия оплаты.

15.4. График выполнения работ (план поставок сырья и т. д.).

15.5. План доходов и расходов и план движения денежных средств (с учетом запрашиваемого кредита) по контрактам — предоставляется на период реализации контрактов, являющихся источниками погашения кредита.

15.6. План движения денежных средств (с учетом запрашиваемого кредита) в целом по предприятию — основывается на условиях действующих контрактов и предоставляется на период не меньше срока кредитования.

15.7. Справка о производственной программе с отражением натуральных и стоимостных параметров действующих на дату рассмотрения вопроса контрактов (действующий портфель заказов) и планов по заключению новых контрактов (перспективный портфель заказов).

15.8. Расшифровка затрат в незавершенном производстве к бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату с выделением крупных заказов с длительным производственным циклом (более одного года) и указанием сроков их выполнения.

16. Дополнительная финансовая информация по запросу банка.

 

Комплект документов, специфичный для рефинансирования

1. Оригинал основного договора, заключенного между первоначальным кредитором и компанией-заемщиком, на основании которого компания планирует получить рефинансирование.

2. Оригинал договора/договоров обеспечения по основному договору.

3. Актуализированное технико-экономическое обоснование кредита или бизнес-плана.

4. Справка от первоначального кредитора о платежной дисциплине компании-заемщика по основному договору или копии платежных документов.

5. Документы, подтверждающие целевое использование рефинансируемого кредита.

6. Письмо первоначального кредитора о согласии на досрочное погашение заемщиком рефинансируемого кредита.

7. Письмо первоначального кредитора о согласии на передачу имущества, заложенного в обеспечение рефинансируемого кредита, в последующий залог в качестве обеспечения кредита на рефинансирование (при необходимости).

Важная деталь: указанный перечень документов не является исчерпывающим.

Е. С. Панченко, бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.