Расчет себестоимости услуг по клиентам

 

Когда компания реализует собственную продукцию или перепродает покупные товары, себестоимость реализации рассчитывают в аналитике по видам продукции/товаров, чтобы определить приемлемую для предприятия отпускную цену.

Для компаний, оказывающих услуги, жизненно важно рассчитывать себестоимость в аналитике по клиентам, поскольку цена реализации в большинстве случаев складывается у них индивидуально и чаще зависит от категории клиента, чем от вида услуг. В таком бизнесе нужно определить приемлемую договорную стоимость услуг путем предварительного расчета их себестоимости, так как цену после заключения договора компания в одностороннем порядке изменить не сможет. В статье рассмотрим методики расчета себестоимости для массовых и индивидуальных видов услуг.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ У КОМПАНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Рынок оказания услуг отличается от рынка реализации продукции в первую очередь тем, что себестоимость реализации услуги может иметь материальный и нематериальный характер (соответственно первый и второй тип услуг).

Примером первого типа будут услуги по ремонту помещений или техники, автотранспортные и медицинские услуги. В качестве примера второго типа можно привести юридические, консультационные и рекламные услуги.

Важная особенность формирования себестоимости услуг — возможность вариативности мероприятий, входящих в ее состав. К примеру, в состав гостиничной услуги для одних клиентов может входить только проживание, а для других клиентов в услугу могут быть добавлены питание, экскурсии, стирка одежды и т. д. Понятно, что для этих клиентов цена и себестоимость услуги будут разными.

Методика расчета себестоимости оказываемых компанией услуг зависит от того, является услуга массовой или носит индивидуальный характер по отношению к заказавшему ее клиенту. Так, себестоимость услуги предоставления транспорта или услуги по охране объектов можно рассчитать заранее на основе данных прошлых периодов, поскольку они относятся к массовым видам услуг.

Себестоимость таких услуг, как ремонт автомобиля или маркетинговое исследование, определяют только в ходе переговоров с клиентом, так как состава и объема мероприятий, входящих в эти услуги, подрядчик заранее не знает.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Алгоритм расчета себестоимости оказываемых услуг в аналитике по клиентам компании незначительно отличается от расчета себестоимости выпуска продукции в аналитике по ее видам. Все затраты по оказанию услуги группируют на прямые и накладные.

 

Для целей формирования себестоимости услуги:

• прямые расходы сразу относят на себестоимость услуг;

• накладные расходы распределяют на себестоимость услуг по утвержденным в компании алгоритмам.

Отличие здесь в том, что в себестоимость многих видов услуг дополнительно включают нормативные расходы для минимизации рисков возникновения непредвиденных затрат при оказании услуги. Риски чаще всего возникают при оказании услуг индивидуального характера, когда подрядчик не может заранее оценить сложность и состав мероприятий, необходимых заказчику.

Яркий пример такой ситуации — информационно-консультационные услуги. В данном случае заказчик озвучивает общий предмет необходимой ему услуги и стоимость, которую он готов за нее заплатить.

Подрядчик на основе этой информации должен рассчитать себестоимость оказания услуги и понять, насколько рентабельно для него предложение заказчика.

Схематично порядок формирования себестоимости оказания услуг клиентам компании показан в табл. 1.

Согласно данным табл. 1 себестоимость услуг для каждого из клиентов компании складывается поэтапно.

Этап 1. На себестоимость услуги относят прямые расходы, связанные с данным клиентом (материальные затраты, зарплата персонала с отчислениями, расходы по использованию оборудования и транспорта, услуги сторонних организаций, командировочные расходы, амортизация основных средств и т. д.).

Этап 2. На себестоимость услуги распределяют долю общих накладных затрат компании, связанных с производством услуг (расходы вспомогательных и обслуживающих подразделений, затраты на аренду и содержание общих производственных помещений и оборудования, общепроизводственные расходы на энергоресурсы, услуги сторонних организаций и т. д.).

Долю определяют на основе утвержденного в компании драйвера распределения:

  • сумма реализации услуг;
  • объем оказанных услуг;
  • объем прямых затрат на оказание услуг и др.

Этап 3. Рассчитывают сумму непредвиденных затрат по оказанию услуги путем умножения суммы прямых и накладных затрат (п. 1 + п. 2) на норматив непредвиденных затрат в процентах.

Этап 4. Находят производственную себестоимость оказываемой клиенту услуги путем суммирования прямых, накладных и непредвиденных затрат.

Этап 5. На себестоимость услуги распределяют долю общих коммерческих затрат компании (расходы по поиску клиентов и заключению договоров с ними, рекламные расходы на услуги компании, маркетинговые расходы по продвижению услуг компании на рынке и т. д.). Долю коммерческих затрат, приходящихся на услугу для клиента, также рассчитывают по утвержденному драйверу распределения.

Этап 6. На себестоимость услуги распределяют долю общих управленческих затрат компании (зарплата управленческих подразделений с отчислениями, затраты на обучение и аттестацию персонала, расходы по управлению бизнесом, расходы на юридические и консультационные услуги, банковское обслуживание и кредиты, представительские расходы и т. д.). Долю управленческих затрат, приходящихся на услугу для клиента, рассчитывают аналогично доле коммерческих расходов.

Этап 7. Находят полную себестоимость оказываемой клиенту услуги путем суммирования производственной себестоимости, коммерческих и управленческих затрат. Для компаний, оказывающих индивидуальные услуги, расчет себестоимости на этом заканчивается.

Этап 8. Если компания оказывает клиентам массовые услуги, объем которых указывается в договорах и выражается в конкретных единицах (квадратный/кубический метр, тонно-километр, человеко-час и т. д.), себестоимость единицы услуги рассчитывают путем деления суммы полной себестоимости на количество потребляемых клиентом единиц услуги.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2022.

Расчет себестоимости услуг по клиентам

 

Когда компания реализует собственную продукцию или перепродает покупные товары, себестоимость реализации рассчитывают в аналитике по видам продукции/товаров, чтобы определить приемлемую для предприятия отпускную цену.

Для компаний, оказывающих услуги, жизненно важно рассчитывать себестоимость в аналитике по клиентам, поскольку цена реализации в большинстве случаев складывается у них индивидуально и чаще зависит от категории клиента, чем от вида услуг. В таком бизнесе нужно определить приемлемую договорную стоимость услуг путем предварительного расчета их себестоимости, так как цену после заключения договора компания в одностороннем порядке изменить не сможет. В статье рассмотрим методики расчета себестоимости для массовых и индивидуальных видов услуг.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ У КОМПАНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Рынок оказания услуг отличается от рынка реализации продукции в первую очередь тем, что себестоимость реализации услуги может иметь материальный и нематериальный характер (соответственно первый и второй тип услуг).

Примером первого типа будут услуги по ремонту помещений или техники, автотранспортные и медицинские услуги. В качестве примера второго типа можно привести юридические, консультационные и рекламные услуги.

Важная особенность формирования себестоимости услуг — возможность вариативности мероприятий, входящих в ее состав. К примеру, в состав гостиничной услуги для одних клиентов может входить только проживание, а для других клиентов в услугу могут быть добавлены питание, экскурсии, стирка одежды и т. д. Понятно, что для этих клиентов цена и себестоимость услуги будут разными.

Методика расчета себестоимости оказываемых компанией услуг зависит от того, является услуга массовой или носит индивидуальный характер по отношению к заказавшему ее клиенту. Так, себестоимость услуги предоставления транспорта или услуги по охране объектов можно рассчитать заранее на основе данных прошлых периодов, поскольку они относятся к массовым видам услуг.

Себестоимость таких услуг, как ремонт автомобиля или маркетинговое исследование, определяют только в ходе переговоров с клиентом, так как состава и объема мероприятий, входящих в эти услуги, подрядчик заранее не знает.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Алгоритм расчета себестоимости оказываемых услуг в аналитике по клиентам компании незначительно отличается от расчета себестоимости выпуска продукции в аналитике по ее видам. Все затраты по оказанию услуги группируют на прямые и накладные.

 

Для целей формирования себестоимости услуги:

• прямые расходы сразу относят на себестоимость услуг;

• накладные расходы распределяют на себестоимость услуг по утвержденным в компании алгоритмам.

Отличие здесь в том, что в себестоимость многих видов услуг дополнительно включают нормативные расходы для минимизации рисков возникновения непредвиденных затрат при оказании услуги. Риски чаще всего возникают при оказании услуг индивидуального характера, когда подрядчик не может заранее оценить сложность и состав мероприятий, необходимых заказчику.

Яркий пример такой ситуации — информационно-консультационные услуги. В данном случае заказчик озвучивает общий предмет необходимой ему услуги и стоимость, которую он готов за нее заплатить.

Подрядчик на основе этой информации должен рассчитать себестоимость оказания услуги и понять, насколько рентабельно для него предложение заказчика.

Схематично порядок формирования себестоимости оказания услуг клиентам компании показан в табл. 1.

Согласно данным табл. 1 себестоимость услуг для каждого из клиентов компании складывается поэтапно.

Этап 1. На себестоимость услуги относят прямые расходы, связанные с данным клиентом (материальные затраты, зарплата персонала с отчислениями, расходы по использованию оборудования и транспорта, услуги сторонних организаций, командировочные расходы, амортизация основных средств и т. д.).

Этап 2. На себестоимость услуги распределяют долю общих накладных затрат компании, связанных с производством услуг (расходы вспомогательных и обслуживающих подразделений, затраты на аренду и содержание общих производственных помещений и оборудования, общепроизводственные расходы на энергоресурсы, услуги сторонних организаций и т. д.).

Долю определяют на основе утвержденного в компании драйвера распределения:

  • сумма реализации услуг;
  • объем оказанных услуг;
  • объем прямых затрат на оказание услуг и др.

Этап 3. Рассчитывают сумму непредвиденных затрат по оказанию услуги путем умножения суммы прямых и накладных затрат (п. 1 + п. 2) на норматив непредвиденных затрат в процентах.

Этап 4. Находят производственную себестоимость оказываемой клиенту услуги путем суммирования прямых, накладных и непредвиденных затрат.

Этап 5. На себестоимость услуги распределяют долю общих коммерческих затрат компании (расходы по поиску клиентов и заключению договоров с ними, рекламные расходы на услуги компании, маркетинговые расходы по продвижению услуг компании на рынке и т. д.). Долю коммерческих затрат, приходящихся на услугу для клиента, также рассчитывают по утвержденному драйверу распределения.

Этап 6. На себестоимость услуги распределяют долю общих управленческих затрат компании (зарплата управленческих подразделений с отчислениями, затраты на обучение и аттестацию персонала, расходы по управлению бизнесом, расходы на юридические и консультационные услуги, банковское обслуживание и кредиты, представительские расходы и т. д.). Долю управленческих затрат, приходящихся на услугу для клиента, рассчитывают аналогично доле коммерческих расходов.

Этап 7. Находят полную себестоимость оказываемой клиенту услуги путем суммирования производственной себестоимости, коммерческих и управленческих затрат. Для компаний, оказывающих индивидуальные услуги, расчет себестоимости на этом заканчивается.

Этап 8. Если компания оказывает клиентам массовые услуги, объем которых указывается в договорах и выражается в конкретных единицах (квадратный/кубический метр, тонно-километр, человеко-час и т. д.), себестоимость единицы услуги рассчитывают путем деления суммы полной себестоимости на количество потребляемых клиентом единиц услуги.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2022.

Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам