Отдаем журнал бесплатно!

Особенности формирования отпускных, оптовых и розничных цен

Цель деятельности любой коммерческой компании — получить прибыль, которую можно выразить как сумму превышения выручки от реализации продукции, работ, услуг над совокупными затратами предприятия. Отсюда следует, что свою продукцию, работы и услуги компания должна реализовывать по ценам, позволяющим обеспечить достижение этой цели. Правильный выбор метода ценообразования является одним из важнейших условий успешности бизнеса. В статье рассмотрим особенности формирования отпускных, оптовых и розничных цен.

РОЛЬ И СТРУКТУРА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Функции ценообразования в деятельности предприятия:

  • выражает в денежной форме стоимость продукции, работ, услуг компании;
  • является инструментом возмещения затрат по хозяйственной деятельности компании;
  • служит средством получения прибыли, которую направляют на обновление активов и развитие бизнеса;
  • используется как инструмент конкурентной борьбы на рынках сбыта продукции, работ, услуг компании.

Процесс ценообразования осуществляется на всех стадиях товарооборота — начиная с выпуска продукции и заканчивая ее реализацией конечному потребителю (рис. 1).

В рыночных условиях на величину цен больше всего влияют следующие внешние факторы:

спрос — объем спроса определяется желанием и возможностью потребителя купить товар;

предложение — его объем определяется возможностью продавца предложить определенное количество товара по определенной цене;

конкуренция на рынке сбыта — ограничивает верхний уровень цен на товар;

состояние финансово-кредитной системы страны — влияет на покупательную способность национальной валюты и уровень инфляции;

государственное регулирование цен — включает в себя прямые меры по ограничению цен и косвенные меры, направленные на изменение конъюнктуры рынка.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИИ

Все методы ценообразования можно классифицировать на три группы:

1) затратные методы;

2) параметрические методы;

3) методы стимулирования сбыта продукции.

Затратные методы

Затратные методы основаны на учете издержек на выпуск и реализацию продукции. Основными из них можно назвать:

метод фактических затрат — цена продукции включает все фактические затраты предприятия текущего периода, которые списываются на единицу выпускаемой продукции;

метод нормативных затрат — цена продукции формируется по нормам затрат, к которым по итогам месяца добавляют отклонения фактических затрат от установленных норм;

метод определения цен на основе анализа точки безубыточности — цена формируется на уровне, который обеспечивает получение необходимой нормы прибыли.

Некоторые экономисты выделяют в отдельный метод расчет цены по прямым затратам, но по своей сути он является частным случаем метода фактических затрат.

Параметрические методы

Параметрические методы ценообразования базируются на оценке технико-экономических свойств реализуемой продукции.

Наиболее распространенные параметрические методы:

метод удельной цены — цена определяется по оценке главного параметра качества или потребительских свойств продукции;

метод определения цены по баллам — каждому из свойств продукции присваивают определенный балл и полученную сумму баллов по новому товару сопоставляют с суммой баллов базовой модели продукции;

метод регрессии — цену продукции рассчитывают по формуле регрессионной зависимости нескольких параметров/свойств оцениваемой продукции в сравнении с параметрами уже выпускаемой аналогичной продукции.

Методы стимулирования сбыта продукции

Эти методы основаны на учете конъюнктуры рынка сбыта продукции. Самые популярные методы данной группы:

метод эластичности спроса — цена на продукцию устанавливается с учетом коэффициента эластичности потребительского спроса, направлена на максимизацию объемов сбыта и величины валового дохода от реализации;

метод надбавок и скидок — к базовой цене продукции применяют дополнительные надбавки или скидки, направленные на стимулирование объемов продаж, обеспечение определенных условий оплаты или отгрузки, дополнительных услуг и сервиса для покупателей;

метод конкурентных торгов — цену продукции определяют на основе коммерческого предложения от потенциального покупателя.

Визуально классификация методов ценообразования представлена на рис. 2.

 

Выбор метода ценообразования, наиболее оптимального для конкретной компании, зависит в первую очередь от реализуемой предприятием ценовой стратегии.

 

 

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Особенности формирования отпускных, оптовых и розничных цен

Цель деятельности любой коммерческой компании — получить прибыль, которую можно выразить как сумму превышения выручки от реализации продукции, работ, услуг над совокупными затратами предприятия. Отсюда следует, что свою продукцию, работы и услуги компания должна реализовывать по ценам, позволяющим обеспечить достижение этой цели. Правильный выбор метода ценообразования является одним из важнейших условий успешности бизнеса. В статье рассмотрим особенности формирования отпускных, оптовых и розничных цен.

РОЛЬ И СТРУКТУРА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Функции ценообразования в деятельности предприятия:

  • выражает в денежной форме стоимость продукции, работ, услуг компании;
  • является инструментом возмещения затрат по хозяйственной деятельности компании;
  • служит средством получения прибыли, которую направляют на обновление активов и развитие бизнеса;
  • используется как инструмент конкурентной борьбы на рынках сбыта продукции, работ, услуг компании.

Процесс ценообразования осуществляется на всех стадиях товарооборота — начиная с выпуска продукции и заканчивая ее реализацией конечному потребителю (рис. 1).

В рыночных условиях на величину цен больше всего влияют следующие внешние факторы:

спрос — объем спроса определяется желанием и возможностью потребителя купить товар;

предложение — его объем определяется возможностью продавца предложить определенное количество товара по определенной цене;

конкуренция на рынке сбыта — ограничивает верхний уровень цен на товар;

состояние финансово-кредитной системы страны — влияет на покупательную способность национальной валюты и уровень инфляции;

государственное регулирование цен — включает в себя прямые меры по ограничению цен и косвенные меры, направленные на изменение конъюнктуры рынка.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИИ

Все методы ценообразования можно классифицировать на три группы:

1) затратные методы;

2) параметрические методы;

3) методы стимулирования сбыта продукции.

Затратные методы

Затратные методы основаны на учете издержек на выпуск и реализацию продукции. Основными из них можно назвать:

метод фактических затрат — цена продукции включает все фактические затраты предприятия текущего периода, которые списываются на единицу выпускаемой продукции;

метод нормативных затрат — цена продукции формируется по нормам затрат, к которым по итогам месяца добавляют отклонения фактических затрат от установленных норм;

метод определения цен на основе анализа точки безубыточности — цена формируется на уровне, который обеспечивает получение необходимой нормы прибыли.

Некоторые экономисты выделяют в отдельный метод расчет цены по прямым затратам, но по своей сути он является частным случаем метода фактических затрат.

Параметрические методы

Параметрические методы ценообразования базируются на оценке технико-экономических свойств реализуемой продукции.

Наиболее распространенные параметрические методы:

метод удельной цены — цена определяется по оценке главного параметра качества или потребительских свойств продукции;

метод определения цены по баллам — каждому из свойств продукции присваивают определенный балл и полученную сумму баллов по новому товару сопоставляют с суммой баллов базовой модели продукции;

метод регрессии — цену продукции рассчитывают по формуле регрессионной зависимости нескольких параметров/свойств оцениваемой продукции в сравнении с параметрами уже выпускаемой аналогичной продукции.

Методы стимулирования сбыта продукции

Эти методы основаны на учете конъюнктуры рынка сбыта продукции. Самые популярные методы данной группы:

метод эластичности спроса — цена на продукцию устанавливается с учетом коэффициента эластичности потребительского спроса, направлена на максимизацию объемов сбыта и величины валового дохода от реализации;

метод надбавок и скидок — к базовой цене продукции применяют дополнительные надбавки или скидки, направленные на стимулирование объемов продаж, обеспечение определенных условий оплаты или отгрузки, дополнительных услуг и сервиса для покупателей;

метод конкурентных торгов — цену продукции определяют на основе коммерческого предложения от потенциального покупателя.

Визуально классификация методов ценообразования представлена на рис. 2.

 

Выбор метода ценообразования, наиболее оптимального для конкретной компании, зависит в первую очередь от реализуемой предприятием ценовой стратегии.

 

 

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2022.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам