Чтобы принимать эффективные решения, руководители компаний организуют управленческий учет. Главные требования к управленческому учету:
- оперативность — оптимально получать достоверные данные в режиме онлайн;
- детальность — управленческую отчетность формируют в разрезе аналитик, которые направлены на достижение стратегических целей, получение прибыли и контроль затрат;
- полнота — в управленческом учете отражают все без исключения хозяйственные операции.
Во многих компаниях управленческий учет основывают на бухучете. Важные преимущества такой организации учета:
- управленческий учет ведут в программе бухучета — не нужны дополнительные средства на автоматизацию;
- не нужно увеличивать штат учетного персонала — управленческий учет поручают бухгалтерам (в отличие от параллельного ведения учета, когда одни и те же документы обрабатывают параллельно сотрудники бухгалтерии и специалисты, ответственные за формирование управленческой отчетности).
В данной статье рассмотрим, как построить управленческий учет на базе бухучета с помощью иерархии субсчетов и дополнительных аналитик, как обеспечить оперативность учета.
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Основной недостаток в сближении управленческого и бухгалтерского учета — низкая оперативность. Причина в том, что первичные учетные документы часто поступают в бухгалтерскую службу через несколько дней после совершения операции.
Чтобы решить проблему оперативности, принимают следующие меры:
1) ужесточают систему документооборота. Во внутрихозяйственной отчетности переходят на ежедневную систему учета. В бухгалтерию на следующий день необходимо сдавать:
- отчеты по складам о приемке материальных ценностей и передаче запасов в производство;
- производственные отчеты с рапортами и нарядами об объемах выполненных работ;
- реестры с накладными реализации по объемам отгруженной продукции.
Полученные отчеты бухгалтер сразу вносит в программу учета;
2) при необходимости пересматривают бизнес-процессы, чтобы получать ежедневную отчетность с надлежаще оформленными первичными документами. Если для сдачи отчета начальнику цеха нужно открыть заказ или оформить производственный акт с визами главного бухгалтера или технического директора, организуют время приема не раз в неделю, а два раза в день (например, в 11:00 и 17:00);
3) в договорах и внутренних регламентах прописывают, что оплаты поставщикам и подрядчикам за поставленную продукцию и выполненные работы проводят на основании комплекта документов: «счет + накладная + ТТН», «счет + акт выполненных услуг» и т. д.
Если поставщик находится в другом регионе, не передал нужный пакет документов с товаром, то до получения оригиналов запрашивают копии по факсу или электронной почте;
4) используют возможности информационной системы. Современные бухгалтерские программы позволяют отражать документы в нескольких статусах: «введено», «проведено» и др.
Если хозяйственная операция не может быть проведена (получена только факсовая копия акта выполненных услуг от перевозчика, поставщик исправляется ошибку в накладной и т. д.), документ в систему вводят, но не проводят по счетам до получения надлежаще оформленной «первички».
СУБСЧЕТА
Самый распространенный способ сблизить два вида учета — открыть многоуровневые субсчета в рабочем плане счетов бухгалтерского учета компании (табл. 1). Субсчета открывают:
- по сегментам деятельности;
- видам продукции;
- заказам;
- подразделениям;
- внутригрупповым и внешним операциям;
- типам договоров;
- группам клиентов.
|
Таблица 1. Рабочий план счетов ООО «Пекарь» |
|
|
Счет |
Наименование счета |
|
20 |
Основное производство |
|
20.1 |
Продукция собственного производства |
|
20.1.1 |
Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.1 |
Хлеб |
|
20.1.1.2 |
Булочная продукция |
|
20.1.1.3 |
Сухарная продукция |
|
20.1.2 |
Кондитерская продукция |
|
20.1.2.1 |
Торты |
|
20.1.2.2 |
Прочая кондитерская продукция |
|
20.2 |
Контрактное производство (продукция из давальческого сырья) |
|
20.2.1 |
Хлебобулочная продукция |
|
20.2.1.1 |
Хлеб |
|
20.2.1.2 |
Булочная продукция |
|
20.2.1.3 |
Сухарная продукция |
|
20.2.2 |
Кондитерская продукция |
|
20.2.2.1 |
Торты |
|
20.2.2.2 |
Прочая кондитерская продукция |
|
20.3 |
Производство экспериментальной продукции, разработка новых рецептур |
Управленческий учет на основе субсчетов бухгалтерского учета организуют поэтапно.
Этап 1. Формируют рабочую группу. В нее включают бухгалтеров, финансовых специалистов, исполнителей, которые несут ответственность за первичные документы, а также пользователей управленческой информации. При необходимости привлекают программистов. Задача:
- обеспечить достоверность учета по каждому счету;
- исключить избыточность счетов;
- обеспечить выполнение требований руководства по получению управленческих данных.
Этап 2. Разрабатывают план счетов с многоуровневыми субсчетами, проверяют, есть ли возможность отразить фактические данные по субсчетам. Последовательно прорабатывают каждый счет: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и т. д. (в табл. 1 приведен пример субсчетов по счету 20 «Основное производство»).
Этап 3. Пробный пакет первичных документов обрабатывают в разрезе чернового плана субсчетов (пример в табл. 2). Сырье и материалы на сумму 12 300 руб. по лимитно-заборной карте № 15 отнесены на производство собственной хлебобулочной продукции.
Этап 4. Делают наброски форм будущей управленческой отчетности. Один из способов — выгрузить данные из программы учета в Excel и применить сводные таблицы. В таблице 2 графы «Субсчет 1» (20.1 Продукция собственного производства) и «Субсчет 2» (20.1.1 Хлебобулочная продукция) приведены для построения сводных таблиц. В режиме отражения хозяйственной операции они обычно скрыты и видны лишь на программном уровне.
Работая в программе учета, бухгалтер указывает только субсчет нижнего уровня «20.1.1.1 Хлеб», а счета более высокого уровня подтягивают в отчеты автоматизированно.
Графы «Субсчет 1» и «Субсчет 2» в табл. 2 будем использовать для моделирования управленческой отчетности (табл. 3–6). Смоделированные образцы отчетности подают на утверждение руководству.
Этап 5. Утверждают новый план счетов с субсчетами, формируют правила разнесения хозяйственных операций по субсчетам и памятки для учетного персонала. Пользователи плана управленческих субсчетов на местах должны использовать единый алгоритм отражения управленческих данных в информационной системе.
Этап 6. Регулярно (ежедневно, еженедельно) или по требованию руководству предоставляют утвержденный перечень управленческой отчетности. Управленческие данные анализируют по каждому участку учета бухгалтеры, экономисты, руководители финансовых служб.
|
Таблица 2. Журнал проводок по счету 20 (фрагмент) |
||||||
|
Дебет |
Кредит |
Операция |
Сумма, руб. |
Документ |
Субсчет 1 |
Субсчет 2 |
|
20.1.1.1 Хлеб |
10.1 Основное сырье и материалы |
Списано основное сырье и материалы |
12 300 |
Лимитно-заборная карта № 15 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.1 Хлеб |
70 Расчеты с персоналом по оплате труда |
Начислена зарплата рабочим |
74 300 |
Рапорт 33 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.1 Хлеб |
69 Расчеты по соцстрахованию и обеспечению |
Учтены страховые взносы |
22 290 |
Ведомость |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.2 Булочная продукция |
10.1 Основное сырье и материалы |
Списано основное сырье и материалы |
24 600 |
Лимитно-заборная карта № 15 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.2 Булочная продукция |
70 Расчеты с персоналом по оплате труда |
Начислена зарплата рабочим |
54 200 |
Рапорт 34 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.2 Булочная продукция |
69 Расчеты по соцстрахованию и обеспечению |
Учтены страховые взносы |
16 260 |
Ведомость |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.2 Булочная продукция |
10.2 Упаковочные материалы |
Списаны упаковочные материалы |
1700 |
Накладная № 40 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.1.1 Хлеб |
10.1 Основное сырье и материалы |
Списано основное сырье и материалы |
36 500 |
Лимитно-заборная карта № 16 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.1 Хлебобулочная продукция |
|
20.1.2.2 Прочая кондитерская продукция |
10.1 Основное сырье и материалы |
Списано основное сырье и материалы |
34 100 |
Лимитно-заборная карта № 22 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.2 Кондитерская продукция |
|
20.1.2.2 Прочая кондитерская продукция |
70 Расчеты с персоналом по оплате труда |
Начислена зарплата рабочим |
5400 |
Рапорт 35 |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.2 Кондитерская продукция |
|
20.1.2.2 Прочая кондитерская продукция |
69 Расчеты по соцстрахованию и обеспечению |
Учтены страховые взносы |
1620 |
Ведомость |
20.1 Продукция собственного производства |
20.1.2 Кондитерская продукция |
Рассмотрим управленческие отчеты, которые могут быть сгенерированы на основании субсчетов в табл. 1 и введенных хозяйственных операций в табл. 2.
Управленческие отчеты на основе субсчетов
Согласно Отчету № 1 «Виды производства по статьям затрат» (табл. 3) за отчетный период наибольшие затраты приходятся на производство собственной продукции — 720,1 тыс. руб. Главные статьи затрат — основное сырье и материалы (204,2 тыс. руб.), зарплата рабочих (240 тыс. руб.).
Затраты на экспериментальные рецептуры незначительны — 15,7 тыс. руб. Всего затраты производства составили 933 тыс. руб.
|
Таблица 3. Отчет № 1 «Виды производства по статьям затрат» |
||||
|
Статьи затрат |
Вид производства |
Итого, руб. |
||
|
20.1 Продукция собственного производства |
20.2 Контрактное производство (продукция из давальческого сырья) |
20.3 Производство экспериментальной продукции, разработка новых рецептур |
||
|
10.1 Основное сырье и материалы |
204 200 |
5230 |
209 430 |
|
|
10.2 Упаковочные материалы |
7600 |
560 |
8160 |
|
|
23 Вспомогательные производства |
58 400 |
8390 |
240 |
67 030 |
|
25 Общепроизводственные расходы |
137 900 |
9200 |
800 |
147 900 |
|
69 Расчеты по соцстрахованию и обеспечению |
72 000 |
41 460 |
2040 |
115 500 |
|
70 Расчеты с персоналом по оплате труда |
240 000 |
138 200 |
6800 |
385 000 |
|
Общий итог |
720 100 |
197 250 |
15 670 |
933 020 |
В Отчете № 2 «Удельный вес продукции» (табл. 4) каждый вид производства проанализирован в разрезе категорий выпускаемой продукции. Так, по контрактному производству все 100 % затрат (197,25 тыс. руб.) приходятся на прочую кондитерскую продукцию.
В ассортименте собственного производства главное место (48,55 %) занимает хлеб. На булочную продукцию приходится 24,53 % затрат.
|
Таблица 4. Отчет № 2 «Удельный вес продукции» |
||||
|
Продукция |
Вид производства |
Итого, % |
||
|
20.1 Продукция собственного производства |
20.2 Контрактное производство (продукция из давальческого сырья) |
20.3 Производство экспериментальной продукции, разработка новых рецептур |
||
|
20.1.1.1 Хлеб |
48,55 |
0 |
0 |
37,47 |
|
20.1.1.2 Булочная продукция |
24,53 |
0 |
0 |
18,93 |
|
20.1.2.1 Торты |
8,59 |
0 |
0 |
6,63 |
|
20.1.2.2 Прочая кондитерская продукция |
18,33 |
0 |
0 |
14,14 |
|
20.2.2.2 Прочая кондитерская продукция |
0 |
100 |
0 |
21,14 |
|
20.3 Производство экспериментальной продукции, разработка новых рецептур |
0 |
0 |
100 |
1,68 |
|
Общий итог |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблицу 4 удобно применять для оценки выполнения стратегических планов. Например, компания стремится нарастить удельный вес тортов до 10 % (сейчас 8,59 %) в общем объеме производства, прочей кондитерской продукции — до 25 % (сейчас 18,33 %).
