Любая деятельность должна быть направлена на получение дохода. Получение доходов связано с осуществлением расходов. Чем меньше расходов, тем выше прибыль. Схема простая и понятная. В нашей статье мы расскажем о способах снижения расходов, представим программу сокращения затрат, разработанную на предприятии, которое занимается выпуском металлопроката.
Когда необходимо рассчитать прибыль, чаще всего применяют следующую простую формулу:
Прибыль = Валовой доход (выручка) – Расходы (издержки обращения) – НДС и акцизы.
Валовой доход — это исчисленная в денежном выражении выручка компании за реализованные товары, готовую продукцию, работы, услуги.
Расходы (издержки обращения) — все произведенные компанией затраты в процессе изготовления и реализации готовой продукции, продажи приобретенных товаров, выполнения работ, оказания услуг.
НДС и акцизы — это налоги, начисляемые на выручку.
Из формулы следует, что увеличить прибыль, тем самым повысить рентабельность продаж, можно тремя способами:
1) увеличить доход за счет повышения цен на реализуемые изделия, работы и услуги, оставив расходы на том же уровне;
2) не увеличивая объем продаж и цены, снизить затраты;
3) оставить объем продаж без изменения, повысить цены реализации и уменьшить расходы.
Третий способ выгоден любому собственнику, однако он требует скрупулезного изучения рынка сбыта, проведения финансово-экономического анализа, построения диаграмм. Другими словами, это очень кропотливая исследовательская работа, связанная с большими трудозатратами и первоначальными финансовыми вложениями.
Первый способ также требует маркетинговых исследований, поиска новых рынков сбыта, повышения качества продукции, изучения новых технологий, что неизбежно связано с капитальными вложениями.
Большинство предпринимателей выбирает второй способ — снижение расходов за счет экономии и планирования затрат, исключения незначимых статей расходов. Этот способ предусматривает эффективное использование затрат в сочетании с экономией материальных и трудовых ресурсов. В данном случае на предприятии должен быть организован контроль за осуществляемыми расходами. Возможность контролировать расходы появляется с того момента, когда их начинают учитывать. Учет расходов ведется по местам их возникновения.
Места возникновения расходов (центры затрат) — это структурные подразделения компании (производственный цех, конструкторское бюро, технологический отдел и др.). В рамках такого центра организуется контроль за использованием фактических затрат, их планированием и нормированием.
Так, производственный цех выпускает готовую продукцию, то есть его расходы формируют фактическую себестоимость этой продукции. Учет в цеху может быть организован по прямым статьям затрат: материальные затраты, заработная плата производственных рабочих, электроэнергия, амортизация основных производственных средств и др.
Технологический отдел разрабатывает технологию производственного процесса. Расходы этого отдела: материальные затраты, заработная плата сотрудников, командировочные расходы, прочие накладные расходы.
Ремонтный цех является обслуживающим: здесь осуществляют ремонт и консервацию основных производственных фондов, профилактические осмотры. Фактические расходы данного цеха состоят из материальных затрат, амортизации ОС, заработной платы сотрудников цеха, электроэнергии, прочих расходов.
Транспортный цех также является обслуживающим. Функции данного цеха: доставка готовой продукции до покупателя, привоз покупной продукции на склад предприятия, развоз изделий и полуфабрикатов между отделами в самой организации. Статьи расходов: затраты на ремонт автомашин, технические осмотры, покупку ГСМ и запасных частей.
Отдел закупок приобретает МПЗ, оборудование, необходимое для производства. Его расходы — это себестоимость приобретенных материальных ценностей.
Склады осуществляют хранение готовой продукции и приобретенных для производства материалов. Расходы складского хозяйства: электроэнергия, заработная плата кладовщиков, канцелярские принадлежности, прочие расходы.
Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет на предприятии. В состав ее расходов входят затраты на программное сопровождение и обновление бухгалтерских и информационных программ, заработная плата сотрудников, канцелярские принадлежности и т. п.
Степень детализации центров затрат различная и зависит от производственного цикла, объема производимых затрат.
Фактические показатели произведенных расходов формируются по оперативным данным на основании первичной документации (требования-накладные, товарные накладные, акты выполненных работ и др.). По данным оперативного учета осуществляется анализ затрат, планируется их сокращение.
Приняв решение о сокращении каких-либо статей расходов, следует проанализировать их значимость для деятельности компании.
Затраты по значимости делятся на следующие группы:
- высокоприоритетные — расходы на покупку сырья, оплату коммунальных платежей, выдачу заработной платы, оплату налогов и т. п. (без таких затрат компания остановит свою деятельность);
- приоритетные — затраты на рекламу, изготовление логотипов, оплату мобильной связи сотрудникам и др. (приостановка финансирования этих статей приведет к сбоям в работе компании);
- допустимые — выплаты к юбилеям, материальная помощь, доплаты до среднего заработка при расчете больничных листов (их финансирование не обязательно, особенно если у предприятия нет свободных средств);
- не очень нужные — расходы на проведение корпоративов, подарки клиентам и т. п. (прекращение финансирования этих затрат никак не скажется на работе предприятия).
Выбрав приоритеты значимости расходов, разрабатывают способы их уменьшения:
- изучают факторы, влияющие на затраты;
- проверяют соответствие технологических процессов установленным нормам;
- рассчитывают оптимальную нагрузку производственных цехов;
- анализируют причины простоев;
- контролируют наличие сбоев при отгрузке или приемке материальных ценностей;
- выясняют причины брака;
- выявляют причины затаривания склада;
- нормируют расходы на содержание управленческого аппарата;
- контролируют расходы на приобретение и использование материальных ценностей;
- регулярно проводят мониторинг рынка сбыта, изучают современные способы продвижения продукции.
Обычно сокращение определенных статей расходов происходит по плану или в соответствии с принятой на предприятии Программой сокращения затрат. Представим возможные пункты такой программы:
- сокращение затрат на закупку основного сырья;
- нормирование основных материальных расходов, участвующих в изготовлении продукции;
- сокращение потребляемых коммунальных услуг;
- сокращение брака и т. п.
В программе указывается, насколько планируется сократить статью расхода, а также экономический эффект от планируемых мероприятий по сокращению.