Отдаем журнал бесплатно!

Покупка ТС: на какой налоговой системе выгоднее работать

 

О НАЛОГОВОЙ ЭКОНОМИИ ПРИ ПОКУПКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Часто предприятия, применяющие специальные режимы налогообложения, не оценивают или не всегда правильно оценивают возможность приобретения транспортных средств (ТС) на других системах налогообложения, чтобы достигнуть большей экономии на налогах. А ведь транспортное средство — дорогостоящий актив, и продавец ТС, как правило, является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Казалось бы, если организация-покупатель применяет специальный режим налогообложения (УСН или ЕНВД), то для нее не имеет значения сумма «входного» НДС. Однако отмахнуться от достаточно существенных сумм НДС, которые можно возместить из бюджета, было бы недальновидно.

Варианты действий для достижения максимальной налоговой экономии разные. В данной статье мы рассмотрим, на какой системе налогообложения выгоднее всего приобрести транспортное средство, оценим все нюансы, а также их влияние на итоговый результат.

Конечно, создавать новую организацию, которая будет плательщиком НДС, воспользуется эффектом от ситуации, но будет при этом неработоспособна, смысла нет. Однако многие хозяйствующие субъекты имеют в своей структуре две и больше организаций, работающих на разных режимах налогообложения. Более того, от применения специального налогового режима при определенных условиях предприятие может отказаться.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим (п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

Налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Как видим, совершать такую покупку огульно нельзя.

Нужно учесть, что предприятие на спецрежиме не является плательщиком НДС (п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому при приобретении объектов основных средств (ОС) на специальных режимах налогообложения предъявленные продавцами суммы НДС учитываются в стоимости приобретенных объектов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). 

При ЕНВД и УСН (база налогообложения — доходы, ставка 6 %) величина расходов не влияет на налогооблагаемую базу. При ЕНВД сумма налога будет исчисляться от вмененных государством показателей — площади зала, количества транспортных средств и т. д. Во втором случае субъект заплатит 6 % со всех доходов без учета понесенных расходов. Таким образом, при данных системах налогообложения «входной» НДС, как и вся сумма покупки, будет бесполезен для уменьшения налогооблагаемой базы.

Только при УСН (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка 15 %) эти расходы пригодятся, так как уменьшат налогооблагаемую базу по единому налогу.

ОПРЕДЕЛИМ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПКА ТС ПРИНЕСЕТ МАКСИМАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ЭФФЕКТ

Сопоставим три системы налогообложения — ЕНВД, УСН, ОСНО (в разрезе двух объектов налогообложения), чтобы определить, на какой из них выгоднее приобрести транспортное средство. Для этого будем учитывать все особенности и нюансы каждой системы налогообложения.

Поскольку все значения стоимостных показателей налоговой декларации указываются в полных рублях, то есть значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля, в своих расчетах будем использовать эти правила округления.

Для ЕНВД, единого налога при УСН, НДС и налога на прибыль в качестве отчетного (налогового) периода выступает квартал, однако мы проведем исчисления за месяц, чтобы упростить расчет. Если понадобится, полученные итоги можно экстраполировать на необходимый период. Предположим, что плановая выручка поступит на расчетный счет компании в отчетном периоде, все расходы будут оплачены в этом же периоде.

Для полноценного всестороннего анализа нам нужны базовые вводные и расчетные показатели, которые мы структурировали по системам налогообложения.

Общие данные:

Транспортная организация, оказывающая услуги по перевозке грузов, решила приобрести новый КамАЗ стоимостью 3 504 000 руб. (в том числе НДС — 584 000 руб.; стоимость без НДС — 2 920 000 руб.).

Получены следующие плановые показатели:

  • ежемесячный доход от оказания транспортных услуг — в среднем 347 830,80 руб.;
  • транспортный налог в квартал — 2625 руб. (ежемесячный расчетный показатель составит 875 руб. (2625 руб. / 3 мес.));
  • ежемесячная величина прочих расходов — 4282 руб. без НДС;
  • заработная плата водителя (окладная система) — 30 000 руб.;
  • сумма страховых взносов от зарплаты водителя — 9060 руб.;
  • стоимость ГСМ (согласно данным о загрузке машин) — в среднем 134 400 руб. в месяц (в том числе НДС — 22 400 руб.; стоимость без НДС — 112 000 руб.).

Расчеты по ЕНВД

Сделаем вспомогательный расчет величины ЕНВД, исходя из того, что базовая доходность на одну машину составляет 6000 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), коэффициент-дефлятор К1 на 2019 г. — 1,915, корректирующий коэффициент К2 на 2019 г. — 0,6. Ставка налога составляет 15 %.

В итоге получим сумму ЕНВД за один месяц:

6000 руб. × 1,915 × 0,6 × 15 % = 1034 руб.

Расчеты по УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов)

Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ при применении УСН расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС принимаются с момента ввода данных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Если предположить, что ОС было приобретено в первом квартале отчетного года, то на уменьшение налогооблагаемой базы по УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов) будет отнесено 876 000 руб. (3 504 000 руб. / 4 квартала).

Еще одна особенность упрощенной системы налогообложения — необходимость в определенных случаях уплачивать минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы.

Если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивается минимальный налог. Следовательно, даже если организация получит убыток, ей все равно придется заплатить не менее 1 % минимального налога.

Расчеты по ОСНО

Срок полезного использования данного транспортного средства составляет 85 месяцев, так как в соответствии с действующей «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы» автомобиль относится к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно), в которую входят автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (ОКОФ 310.29.10.41.113).

Ежемесячная сумма амортизации составит:

2 920 000 руб. / 85 мес. = 34 352,94 руб.

 

НА ЗАМЕТКУ

«Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы» утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. от 28.04.2018).

 

Далее определим, на какой системе налогообложения выгоднее работать при приобретении транспортного средства. 

Д. В. Кислов, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Покупка ТС: на какой налоговой системе выгоднее работать

 

О НАЛОГОВОЙ ЭКОНОМИИ ПРИ ПОКУПКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Часто предприятия, применяющие специальные режимы налогообложения, не оценивают или не всегда правильно оценивают возможность приобретения транспортных средств (ТС) на других системах налогообложения, чтобы достигнуть большей экономии на налогах. А ведь транспортное средство — дорогостоящий актив, и продавец ТС, как правило, является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Казалось бы, если организация-покупатель применяет специальный режим налогообложения (УСН или ЕНВД), то для нее не имеет значения сумма «входного» НДС. Однако отмахнуться от достаточно существенных сумм НДС, которые можно возместить из бюджета, было бы недальновидно.

Варианты действий для достижения максимальной налоговой экономии разные. В данной статье мы рассмотрим, на какой системе налогообложения выгоднее всего приобрести транспортное средство, оценим все нюансы, а также их влияние на итоговый результат.

Конечно, создавать новую организацию, которая будет плательщиком НДС, воспользуется эффектом от ситуации, но будет при этом неработоспособна, смысла нет. Однако многие хозяйствующие субъекты имеют в своей структуре две и больше организаций, работающих на разных режимах налогообложения. Более того, от применения специального налогового режима при определенных условиях предприятие может отказаться.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим (п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

Налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Как видим, совершать такую покупку огульно нельзя.

Нужно учесть, что предприятие на спецрежиме не является плательщиком НДС (п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому при приобретении объектов основных средств (ОС) на специальных режимах налогообложения предъявленные продавцами суммы НДС учитываются в стоимости приобретенных объектов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). 

При ЕНВД и УСН (база налогообложения — доходы, ставка 6 %) величина расходов не влияет на налогооблагаемую базу. При ЕНВД сумма налога будет исчисляться от вмененных государством показателей — площади зала, количества транспортных средств и т. д. Во втором случае субъект заплатит 6 % со всех доходов без учета понесенных расходов. Таким образом, при данных системах налогообложения «входной» НДС, как и вся сумма покупки, будет бесполезен для уменьшения налогооблагаемой базы.

Только при УСН (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка 15 %) эти расходы пригодятся, так как уменьшат налогооблагаемую базу по единому налогу.

ОПРЕДЕЛИМ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПКА ТС ПРИНЕСЕТ МАКСИМАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ЭФФЕКТ

Сопоставим три системы налогообложения — ЕНВД, УСН, ОСНО (в разрезе двух объектов налогообложения), чтобы определить, на какой из них выгоднее приобрести транспортное средство. Для этого будем учитывать все особенности и нюансы каждой системы налогообложения.

Поскольку все значения стоимостных показателей налоговой декларации указываются в полных рублях, то есть значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля, в своих расчетах будем использовать эти правила округления.

Для ЕНВД, единого налога при УСН, НДС и налога на прибыль в качестве отчетного (налогового) периода выступает квартал, однако мы проведем исчисления за месяц, чтобы упростить расчет. Если понадобится, полученные итоги можно экстраполировать на необходимый период. Предположим, что плановая выручка поступит на расчетный счет компании в отчетном периоде, все расходы будут оплачены в этом же периоде.

Для полноценного всестороннего анализа нам нужны базовые вводные и расчетные показатели, которые мы структурировали по системам налогообложения.

Общие данные:

Транспортная организация, оказывающая услуги по перевозке грузов, решила приобрести новый КамАЗ стоимостью 3 504 000 руб. (в том числе НДС — 584 000 руб.; стоимость без НДС — 2 920 000 руб.).

Получены следующие плановые показатели:

  • ежемесячный доход от оказания транспортных услуг — в среднем 347 830,80 руб.;
  • транспортный налог в квартал — 2625 руб. (ежемесячный расчетный показатель составит 875 руб. (2625 руб. / 3 мес.));
  • ежемесячная величина прочих расходов — 4282 руб. без НДС;
  • заработная плата водителя (окладная система) — 30 000 руб.;
  • сумма страховых взносов от зарплаты водителя — 9060 руб.;
  • стоимость ГСМ (согласно данным о загрузке машин) — в среднем 134 400 руб. в месяц (в том числе НДС — 22 400 руб.; стоимость без НДС — 112 000 руб.).

Расчеты по ЕНВД

Сделаем вспомогательный расчет величины ЕНВД, исходя из того, что базовая доходность на одну машину составляет 6000 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), коэффициент-дефлятор К1 на 2019 г. — 1,915, корректирующий коэффициент К2 на 2019 г. — 0,6. Ставка налога составляет 15 %.

В итоге получим сумму ЕНВД за один месяц:

6000 руб. × 1,915 × 0,6 × 15 % = 1034 руб.

Расчеты по УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов)

Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ при применении УСН расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС принимаются с момента ввода данных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Если предположить, что ОС было приобретено в первом квартале отчетного года, то на уменьшение налогооблагаемой базы по УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов) будет отнесено 876 000 руб. (3 504 000 руб. / 4 квартала).

Еще одна особенность упрощенной системы налогообложения — необходимость в определенных случаях уплачивать минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы.

Если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивается минимальный налог. Следовательно, даже если организация получит убыток, ей все равно придется заплатить не менее 1 % минимального налога.

Расчеты по ОСНО

Срок полезного использования данного транспортного средства составляет 85 месяцев, так как в соответствии с действующей «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы» автомобиль относится к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно), в которую входят автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (ОКОФ 310.29.10.41.113).

Ежемесячная сумма амортизации составит:

2 920 000 руб. / 85 мес. = 34 352,94 руб.

 

НА ЗАМЕТКУ

«Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы» утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. от 28.04.2018).

 

Далее определим, на какой системе налогообложения выгоднее работать при приобретении транспортного средства. 

Д. В. Кислов, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам