Электронная версия журнала

Международный автоматический обмен налоговой и финансовой информацией

«Планово-экономический отдел» №3 2017 / ВЭД

 

Рассмотрим изменения в международном законодательстве в части налогового и финансового обмена информацией, в раскрытии информации по счетам физических и юридических лиц, имеющих активы за рубежом. В дополнение к этому представим модели обмена информацией на примере разных юрисдикций.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

12.05.2016 в ходе Форума Организация экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 г. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. в ред. Протокола от 27.05.2010 (далее — Конвенция 1988/2010).

Что означает для российских налогоплательщиков, для нерезидентов, имеющих счета в России, подписание МССА? Какая именно информация и в каком объеме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

МЕЖДУ КАКИМИ СТРАНАМИ БУДЕТ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН?

Согласно ст. 6 Конвенции 1988/2010 процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности двух или более сторон. На практике за основу взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

 

К СВЕДЕНИЮ

На 28.06.2016 Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути — тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 г., часть — в сентябре 2018 г.

 

В сентябре 2017 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южная), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно налоговые) органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов других стран — участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран — участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов своей страны.

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

Подотчетными финансовыми учреждениями (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (банки, брокеры, депозитарии, страховые и другие компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчетных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объеме и порядке, предусмотренном Стандартом CRS.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подписывая MCAA, каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

  • имя физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры due diligence компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • номер банковского счета (или аналогичный по функции эквивалент, если номер счета отсутствует);
  • наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
  • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года или на момент закрытия счета, если счет был закрыт в этом году;
  • по cчетам депо (Custodial Account):

- общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

- общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчетное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

  • по депозитным счетам (Depository Account) — общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;
  • по остальным типам счетов — общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты каждое государство указывает в приложении к подписываемому MCAA.

ПОДГОТОВКА К АВТОМАТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ В РАМКАХ CRS

Банки передают информацию о подотчетных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и другие подотчетные финансовые учреждения) стран — участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц). Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.

Информацию банки будут выявлять на основе:

  • имеющихся сведений о клиенте, полученных в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»);
  • информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

DUE DILIGENCE СУЩЕСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Говоря о держателях счета, под словом «entity» Стандарт CRS понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и другие образования, включая товарищества, трасты и фонды.

CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долл. США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчетные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, — это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более подотчетное лицо (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо — резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене;
  • (или) пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) (далее — пассивная НФО), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

 

К СВЕДЕНИЮ

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран — участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Активные и пассивные организации для целей обмена информацией

Пассивная НФО — это нефинансовая организация, не являющаяся активной.

Активная НФО — нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50 %, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50 %.

Стандарт CRS предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к активной НФО:

 

Акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг

НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций

Холдинговые нефинансовые организации (при определенных условиях)

НФО пока не ведет деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность

НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности

Нефинансовая организация осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями и не предоставляет услуг финансирования другим лицам

Нефинансовая организация является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков)

 

Значение термина «пассивный доход» должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126) под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая:

  • дивиденды;
  • проценты;
  • доходы, аналогичные процентам;
  • рентные платежи и роялти;
  • аннуитеты;
  • превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы;
  • превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки);
  • превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой;
  • чистый доход от своп-сделок;
  • суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Подотчетное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (сбора или актуализации информации о клиенте):

1) определить, является ли организация (entity) подотчетным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счета.

Если согласно имеющейся информации держатель счета является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счет будет рассматриваться как подотчетный (то есть информацию о нем банк должен будет передать налоговому органу своей страны);

2) определить, является ли организация пассивной НФО с одним или более контролирующим подотчетным лицом. Для этого необходимо установить:

  • является ли держатель счета пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счета является активной НФО);
  • контролирующих лиц держателя счета. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;
  • является ли контролирующее лицо подотчетным. Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счета пассивной НФО не превышает 1 000 000 долл. США (либо специально анкетирует держателя счета или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом).

Говоря о контролирующем лице, Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое дается в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Бенефициарный владелец — это физическое лицо (лица), которое в конечном счете владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является подотчетным лицом, то обмену будет подлежать не только информация о счете клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

DUE DILIGENCE СУЩЕСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт CRS разделяет существующие счета физических лиц на две группы:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчетного года не превышает 1 000 000 долл. США;
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долл. США на 31 декабря отчетного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важная деталь: автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку CRS не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счет из-под автоматического обмена.

СРОКИ DUE DILIGENCE ДЛЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ УЧАСТВУЮЩИХ СТРАН

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2017 г. (например, Кипра, Латвии, Эстонии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство клиента, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) перед установлением с ними деловых отношений — начиная с 01.01.2016;
  • завершить due diligence существующих клиентовфизических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долл. США, — до 31.12.2016;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — до 31.12.2017.

СРОКИ DUE DILIGENCE ДЛЯ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ УЧАСТВУЮЩИХ СТРАН

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2018 г. (например, России, Швейцарии, Австрии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — с 01.01.2017;
  • завершить due diligence существующих клиентовфизических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долл. США, — до 31.12.2017;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — до 31.12.2018.

Е. Б. Нестерова, генеральный директор ООО «Гелиос Траст Солюшнс»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.