Электронная версия журнала

Организация отчетных форм в системе управленческого учета

«Планово-экономический отдел» №3 2015 / Руководство к действию

Сейчас ни для кого не является спорным вопрос о роли управленческого учета в успешности того или иного предприятия. Данные управленческого учета позволяют проводить оперативный анализ деятельности компании, на основании которого руководство принимает решения, связанные с развитием бизнеса и повышением его эффективности.

 

Формы управленческого учета могут быть предназначены для широкого круга специалистов предприятия. В зависимости от функциональных особенностей все формы управленческой отчетности можно разделить по блокам.

В блоке «Производство» можно формировать отчеты о работе оборудования по цехам и переходам, раскрывая такие показатели, как время работы и время простоя из-за поломок, отключения энергопитания, отсутствия работников (сырья, материалов, полуфабрикатов). В этом блоке можно предусмотреть отчеты, отражающие данные о выпуске полуфабрикатов, предназначенных для дальнейшей переработки в следующих цехах и переходах, а также о выпуске готовой продукции по цехам и переходам. Отчеты о производительности оборудования по цехам за различные промежутки времени также могут быть реализованы в блоке «Производство».

Кратко представим другие примеры блоков управленческого учета и отчетности:

  • «Продажи» — отчеты о движении готовой продукции;
  • «Склад» (или «ТМЦ») — отчеты о движении товарно-материальных ценностей по складам, цехам и переходам и отчеты о продажах в разрезе ассортимента, покупателей, отчетных периодов;
  • «Себестоимость» — отчеты о себестоимости выпускаемой продукции, ее рентабельности в разрезе ассортимента, цехов и переходов, отчетных периодов;
  • «Труд» — отчеты о заработной плате, движении персонала организации.

Очевидно, что количество отчетов и необходимость их объединения в блоки определяется непосредственно предприятием, внедряющим в границах своей деятельности управленческий учет и отчетность. Для кого-то вся управленческая отчетность будет заключена лишь в нескольких отчетных формах без разбиения по блокам. Понятно, что крупные предприятия будут действовать в направлении создания управленческих отчетов для различного уровня пользователей с возможностью настройки форм отчетов согласно заданным параметрам формирования.

Отметим важные моменты, касающиеся отчетов:

  • для проведения анализа отчет должен быть как можно более подробным;
  • главное требование к отчету, на основании которого принимаются те или иные решения, — лаконичность и краткость.

Вариантов создаваемых в управленческом учете форм отчетности может быть много. Мы рассмотрим формы отчетов, которые можно оперативно создавать в четко поставленной системе управленческого учета. Чтобы немного сузить круг наших интересов, коснемся тех форм, которые могут быть полезны специалистам маркетинговых служб (например, из блока «Продажи»).

В таблице на рис. 1.1 приведен пример отчетной формы «Отчет об объемах продаж в разрезе месяцев за 2014 г.». Как видно из этой таблицы, отчет содержит данные об объемах продаж в разрезе месяцев в стоимостных и натуральных показателях. В отчете выведены данные о средней цене продаж, представлены данные о продажах оптовым покупателям и в розницу.

 

 

В

С

D

E

F

G

H

I

J

K

L

3

Отчет об объемах продаж в разрезе месяцев за 2014 г.

4

№ п/п

Период

Объем продаж в натуральных показателях

Объем продаж, руб. без НДС

Средняя цена продаж, руб. без НДС

5

оптовым покупателям

в розницу

итого

оптовым покупателям

в розницу

итого

оптовым покупателям

в розницу

итого

6

1

Январь

3607

290

3897

5 847 705,00

476 405,00

6 324 110,00

1621,21

1642,78

1622,81

7

2

Февраль

3605

387

3992

5 845 235,00

636 095,00

6 481 330,00

1621,42

1643,66

1623,58

8

3

Март

4293

547

4840

6 994 550,00

899 220,00

7 893 770,00

1629,29

1643,91

1630,94

9

4

Апрель

4666

607

5273

7 578 565,00

1 001 820,00

8 580 385,00

1624,21

1650,44

1627,23

10

5

Май

4688

617

5305

7 610 405,00

1 017 070,00

8 627 475,00

1623,38

1648,41

1626,29

11

6

Июнь

5885

1103

6988

9 548 334,00

1 823 305,00

11 371 639,00

1622,49

1653,04

1627,31

12

7

Июль

6645

1291

7936

10 777 668,00

2 162 880,00

12 940 548,00

1621,92

1675,35

1630,61

13

8

Август

6785

1319

8104

11 009 803,00

2 204 505,00

13 214 308,00

1622,67

1671,35

1630,59

14

9

Сентябрь

5063

824

5887

8 225 698,00

1 355 350,00

9 581 048,00

1624,67

1644,84

1627,49

15

10

Октябрь

4671

672

5343

7 621 315,00

1 108 140,00

8 729 455,00

1631,62

1649,02

1633,81

16

11

Ноябрь

4570

716

5286

7 430 782,00

1 187 470,00

8 618 252,00

1625,99

1658,48

1630,39

17

12

Декабрь

4181

734

4915

6 780 678,00

1 217 390,00

7 998 068,00

1621,78

1658,57

1627,28

18

13

Итого

58 659

9107

67 766

95 270 738,00

15 089 650,00

110 360 388,00

1624,15

1656,93

1628,55

                             

Рис. 1.1. Отчетная форма «Отчет об объемах продаж в разрезе месяцев за 2014 г.»

 

Отчет по форме, представленной на рис. 1.1, можно формировать не только в разрезе месяцев, но и кварталов, лет. 

О. С. Илюшина, ведущий экономист ЗАО «Спецнефтетранс»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017