Постоянный поиск внутренних резервов повышения эффективности бизнеса — главная задача менеджмента любого предприятия. Факторный анализ позволяет выявить основные проблемы и определить пути их решения. В статье рассмотрим порядок проведения и особенности разных подходов факторного анализа операционной прибыли бизнеса.
ВИДЫ ПРИБЫЛИ
Прибыль отражает полученную финансовую отдачу от средств, вложенных в бизнес собственниками, инвесторами и кредиторами. Она представляет собой положительную разницу между совокупностью полученных доходов и понесенных расходов на производство и реализацию продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также от прочей деятельности.
Прибыль характеризует и эффективность бизнеса: чем больше получено прибыли на вложенный в бизнес капитал, тем выше эффективность.
Прибыль имеет большое количество разновидностей. Это обусловлено тем, что менеджмент компаний постоянно занимается поиском резервов роста прибыли. Чем детальнее и глубже ведется учет полученной прибыли, тем легче выполнить эту задачу.
В таблице 1 представлена классификация различных видов прибыли.
_2025-30(%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB).jpg)
В отечественной экономической практике помимо рассмотренных разновидностей прибыли широко используют международные стандарты расчета отдельных видов прибыли. Классификация прибыли в соответствии с международным подходом показана в таблице 2.
_2025-31(%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB).jpg)
Следует отметить, что рассмотренные международные показатели прибыли не отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по отечественным стандартам. Они рассчитываются на основе финансовых данных и могут включаться в управленческую отчетность.
