Электронная версия журнала

Методика анализа и планирования денежных потоков организации

«Планово-экономический отдел» №12 2017 / Управление финансами

 

Прогнозирование движения денежных средств — залог эффективной работы любого предприятия. Изучая, анализируя и прогнозируя движение финансовых ресурсов, нужно настроить систему управления денежными потоками предприятия. Это обеспечит сбалансированность поступления и расхода денежных средств.

Основным документом, который позволяет построить эффективную систему управления денежными потоками, является бюджет движения денежных средств. БДДС предполагает отображение информации по планируемому приходу и расходу денег. На первый взгляд, создание данного документа не влечет за собой никаких сложностей, однако это не так. Для формирования БДДС нужно собрать полный комплект исходной информации как о расходной части, так и о планируемой доходной.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

Рассмотрим, как поэтапно планировать движение денежных потоков организации.

 

Этап I

Учет денежных средств на начало анализируемого периода

Данный учет необходим в качестве точки отсчета. Эти денежные средства формируют некий страховой запас для осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия в течение анализируемого периода.

 

Этап II

Классификация денежных потоков

Денежные потоки предприятия принято делить на потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.

 

1. Денежные потоки предприятия от операций, связанных с ведением обычной деятельности, приносящей выручку, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Как правило, они формируют прибыль (убыток) предприятия от продаж.

На основе информации о денежных потоках от текущих операций можно определить уровень обеспеченности предприятия денежными средствами — достаточно ли их для погашения кредитов, поддержания деятельности на существующем уровне, выплаты дивидендов, инвестирования новых проектов без привлечения внешних источников финансирования.

Денежными потоками от текущих операций являются:

  • поступления денежных средств от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг;
  • поступления арендных платежей;
  • платежи по налогам;
  • оплата труда работников предприятия и др.

 

2. Денежные потоки предприятия от операций, связанных с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов, классифицируются как денежные потоки от инвестиционных операций.

Примеры денежных потоков от инвестиционных операций:

  • платежи, связанные с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов;
  • поступления от продажи внеоборотных активов;
  • предоставление займов;
  • возврат предоставленных займов;
  • платежи в связи с приобретением акций, долговых ценных бумаг и др.

Информация о денежных потоках от инвестиционных операций показывает уровень затрат на приобретение или создание внеоборотных активов, обеспечивающих денежные поступления в будущем.

 

3. Денежные потоки от операций, которые связаны с привлечением финансирования на долговой или долевой основе и приводят к изменению величины и структуры капитала и заемных средств организации, классифицируются как денежные потоки от финансовых операций.

Информация о денежных потоках от финансовых операций позволяет прогнозировать требования кредиторов и акционеров (участников) в отношении будущих денежных потоков предприятия, а также потребности организации в долговом и долевом финансировании.

Примеры денежных потоков от финансовых операций:

  • денежные вклады собственников;
  • поступления от выпуска акций;
  • платежи собственникам в связи с выкупом у них акций предприятия;
  • уплата дивидендов в пользу собственников и т. д.

 

Этап III

Расчет планируемых поступлений денежных средств

Этот расчет предполагает прогнозирование сумм прихода по каждому типу денежных потоков в соответствии с представленной выше классификацией. При планировании поступлений денежных средств, особенно от текущих операций, рекомендуется начинать с формирования бюджета (плана) продаж, который отражает информацию в стоимостном и натуральном выражении.

 

Замечания

  1. Бюджет продаж включает информацию о прогнозируемых объемах продаж, цене единицы продукции и выручке от реализации.
  2. Наиболее удобный вариант — формирование плана продаж по месяцам. Так проще планировать движение денежных средств и следить за динамикой изменения спроса на продукцию.

 

Прогнозом объемов продаж на предприятиях чаще всего занимаются специалисты отделов сбыта или маркетинга. Чтобы сделать прогноз корректным, они анализируют:

  • рынок и его конъюнктуру;
  • конкурентную среду;
  • недостатки и преимущества своих конкурентов.

 

Построение системы управления денежными потоками на примере производственного предприятия

Рассмотрим пример формирования бюджета продаж с разбивкой по месяцам (табл. 1).

 

 

На основании сформированного бюджета продаж планируют график поступления денежных средств от реализации продукции. Следует отметить, что выручка от реализации запланированного объема продаж может поступать не всегда в том же месяце, в котором состоялся факт реализации (например, при контрактной работе, предусматривающей предоплатную систему оплаты за продукцию и окончательный расчет за отгруженную продукцию).

Если взять розничную торговлю, то выручка от реализации запланированного объема продаж учитывается в графике поступления денежных средств в том же месяце, в котором запланирована реализация, то есть идентична представленному выше бюджету продаж.

Важный момент: решение о целесообразности оформления графика поступления денежных средств предприятие принимает самостоятельно.

Единственное преимущество, о котором нужно сказать, — это включение в график поступления денежных средств информации об остатках дебиторской задолженности на начало анализируемого периода, планируемых расчетах по задолженностям в течение анализируемого периода. На основании такой информации рассчитывают и включают в график данные об остатках дебиторской задолженности на конец анализируемого периода.

 

Этап IV

Расчет планируемых расходований денежных средств

Планируемые расходования денежных средств рассчитывают так же, как при планировании поступлений денежных средств, то есть определяют все издержки предприятия, необходимые для производства и реализации продукции. В данном случае анализируют прямые расходы, непосредственно влияющие на процесс производства продукции, и косвенные расходы, которые не влияют на производство продукции или имеют исключительно условное влияние.

Рассмотрим основные (типовые) категории расходов, которые необходимо учесть при планировании расходования денежных средств:

1. Расходы на оплату труда основных производственных рабочих. Они включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат. В состав основной заработной платы входят:

  • расходы на оплату труда за выполнение работ, непосредственно связанных с процессом производства (оказанием услуг);
  • начисления стимулирующего характера (премии, надбавки и др.);
  • доплаты за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. д.

В состав дополнительной заработной платы включаются компенсации, такие как начисления за неотработанное время.

  1. Страховые взносы на оплату труда основных производственных рабочих. В эту категорию входят расходы на уплату страховых взносов:
  2. в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;
  • Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Тариф страховых взносов составляет 30 %:

  • Пенсионный фонд РФ — 22 %;
  • Фонд социального страхования РФ — 2,9 %;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 %.

4. Прямые материальные расходы. Данная категория затрат включает расходы на сырье и материалы (основные и вспомогательные), покупные полуфабрикаты и комплектующие, топливо, тару, запасные части и др.

5. Косвенные расходы. К данной категории условно можно отнести общепроизводственные расходы (одноименный счет 25) и общехозяйственные расходы (одноименный счет 26).

 

Общепроизводственные расходы (ОПР) включают затраты на обслуживание основного производства и управление отраслями, цехами, отделениями и другими подразделениями предприятия. К ним относят:

  • расходы на оплату труда аппарата управления цехов и подразделений с отчислениями на социальные нужды;
  • затраты на амортизацию основных средств производственного назначения;
  • затраты на мероприятия по охране труда и технике безопасности;
  • расходы на транспортное обслуживание работ;
  • другие расходы, связанные с обслуживанием отраслей основного производства:

- арендная плата за основные средства общепроизводственного назначения;

- расходы по содержанию машин и оборудования.

 

Общехозяйственные расходы (ОХР) включают затраты для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом:

  • расходы на оплату труда административно-управленческого аппарата со страховыми взносами;
  • амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;
  • другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

ЭТО ВАЖНО

Планируя суммы расходования денежных средств, необходимо уделить внимание каждой категории расходов в отдельности.

 

Для формирования плана по расходованию прямых затрат требуется определиться с планируемым объемом производства. Здесь нужно понимать, что план продаж и план производства — абсолютно разные документы. Ведь объем продаж может быть выше объема производства (в случае значительного запаса готовой продукции у предприятия). И наоборот, объем продаж может быть ниже объема производства (в случае формирования запаса готовой продукции).

Производственная программа (план производства, бюджет производства) — произвольный документ, который необходим исключительно для планирования. Его можно корректировать в течение года в зависимости от изменений во внешней среде.

Наиболее упрощенная схема бюджета производства представляет собой наличие четырех основных составляющих:

  • запас готовой продукции на начало анализируемого периода
  • план производства;
  • план продаж;
  • запас готовой продукции на конец анализируемого периода.

Рассмотрим пример формирования бюджета производства с разбивкой по месяцам (табл. 2).

 

 

Бюджет производства можно формировать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении, дополнять информацией о незавершенном производстве.

 

К СВЕДЕНИЮ

Объем производства планируют исходя из производственной мощности предприятия, численности основных производственных рабочих и т. д.

 

В случае значительного превышения планируемого объема реализации над максимально возможным объемом производства перед руководством встает вопрос о наращивании производственной мощности (например, о расширении производства, производственной площади, дополнительном наборе основных производственных рабочих). В обратной ситуации возможными решениями могут быть:

  • поиск новых рынков сбыта;
  • сокращение численности основных производственных рабочих;
  • выпуск новой продукции и др.

Имея информацию о планируемом объеме производства, можно спланировать прямые расходы (рассмотренные выше материальные расходы и затраты на оплату труда основных производственных рабочих, включая страховые взносы).

При планировании материальных расходов используется или .

В первом случае руководитель предприятия утверждает нормы расходования материалов на единицу продукции, в которых указан полный перечень всех материалов, сырья, комплектующих, полуфабрикатов, необходимых для изготовления единицы продукции, и норму расходования на единицу. Затем рассчитывается плановая сумма материальных расходов путем перемножения нормы расходования материальных ресурсов на стоимость приобретения единицы материалов.

Во втором случае за основу берут информацию предшествующего периода (зачастую пользуются информацией из оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы»). То есть рассматривается информация по материальным расходам всего объема производства и рассчитывается удельная сумма материальных расходов в среднем на единицу произведенной продукции. При этом допустимо применять индекс роста потребительских цен на случай увеличения стоимости приобретения материалов.

Важный момент: планируя расходы на материалы, недостаточно руководствоваться только нормативами и средней стоимостью материальных расходов на единицу продукции. Необходимо учитывать запасы материалов на складах, аналогично запасам готовой продукции при планировании объема производства.

 

 

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.