Новости

    Все больше людей становятся жертвами финансовых мошенников

    /upl/7ank.jpg

     

    В январе—июне 2021 года Банк России выявил 729 субъектов (компаний, проектов, индивидуальных предпринимателей и др.) с признаками нелегальной деятельности, в том числе с признаками финансовых пирамид.

     

    Это на 16,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Такая динамика объясняется активизацией недобросовестных участников финансового рынка на фоне снятия связанных с пандемией ограничений и растущего интереса граждан к инвестициям.  При этом из-за недостаточной финансовой грамотности некоторые потребители не понимают разницы между легальными и нелегальными финансовыми услугами и инструментами и ведут себя излишне доверчиво. Этим воспользовались поставщики незаконных финансовых услуг — они применяли персонализированные способы и инструменты вовлечения граждан в нелегальные схемы, вели агрессивные и таргетированные рекламные кампании, в том числе в популярных соцсетях.

     

    В то же время принятые Банком России меры способствуют более эффективному выявлению субъектов с признаками нелегальной деятельности. В июне этого года регулятор начал публикацию на своем официальном сайте списка подобных организаций. Этот шаг направлен на защиту интересов потребителей и служит предупреждением о рисках взаимодействия с поставщиками нелегальных финансовых услуг. Публикация списка помогла сформировать более активную позицию граждан, общественных организаций и профессионального сообщества — значительно выросло количество обращений в Банк России о случаях незаконной деятельности на финансовом рынке.

     

    Банк России подготовил ответы на популярные вопросы об информационной безопасности.

     

    Вопрос: 

     

    Где найти полную информацию о способах финансового мошенничества и методах защиты от него?

     

    Ответ: 

     

    Банк России создал сайт, на котором доступно раскрываются основы финансовой культуры. Там же есть раздел, посвященный защите от мошенничества.

     

    Вопрос: 

     

    На чем играют мошенники, чтобы выманить у вас нужную им информацию?

     

    Ответ: 

     

    Есть основные признаки того, что с вами разговаривает мошенник: собеседник активно использует ваше чувство страха (ваша карта заблокирована, вы можете потерять деньги, данные украдены и т.д.), собеседник давит на жажду наживы (пройдите опрос и получите вознаграждение, получите компенсацию, выплату, очень выгодные условия по кредиту или вкладу и т.д.). При этом от вас требуют срочно принять решение и совершить некоторые действия: сообщить персональные данные, проделать какие-то манипуляции с банковской картой. В противном случае вам угрожают потерей денег или возможности получить их.

     

    Имейте в виду: даже если банк действительно зафиксировал попытку несанкционированной операции с вашего счета, он имеет право приостановить эту операцию на срок до двух суток, поэтому настоящий представитель кредитной организации не будет торопить вас принимать решение. Также вас всегда должны настораживать предложения получить легкие деньги, очень выгодные условия по кредитам или депозитам.

     

    Вопрос:

     

    Что такое фишинговый сайт, и как не стать жертвой фишинга?

     

    Ответ: 

     

    В Интернете существует множество фишинговых сайтов — это подделки под сайты настоящих организаций, использующие их фирменный стиль, или же любые другие ресурсы, выманивающие персональные данные под предлогом оказания тех или иных услуг. Украденные персональные данные используются для хищения денег либо продаются. Как правило, жертвы попадают на фишинговые сайты через ссылки, которые приходят им в письмах или СМС. Чтобы не стать жертвой фишинга, не переходите по ссылкам из подозрительных сообщений. Пользуйтесь только проверенными ресурсами, обращайте внимание, чтобы в строке браузера рядом с названием сайта был значок замочка.

     

    Вопрос: 

     

    Что делать, если банк заблокировал операцию по карте?
     
     

    Ответ: 

     

    Банки обязаны отслеживать подозрительные операции с карт своих клиентов, а в случае подозрения на мошеннический перевод — блокировать эти операции. После этого сотрудник банка должен связаться с вами и уточнить, действительно ли вы совершали операцию. Если вы ее подтвердите, она будет разблокирована.

    Никаких персональных данных у вас запрашивать не должны. Если представитель банка не сможет дозвониться до вас в течение двух суток, операция будет автоматически разблокирована.

     

    Вопрос: 

     

    Обязан ли банк вернуть вам похищенные деньги?

     

    Ответ: 

     

    В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» банк обязан вернуть вам похищенные деньги, если хищение произошло не по вашей вине. Однако в том случае, если вы сами сообщили мошеннику какие-либо данные, которые были использованы для кражи денег, банк не обязан их возвращать.

     

    Вопрос:

     

    Что делать, если с вашей банковской карты незаконно списали деньги?

     

    Ответ:

     

    1. Как можно скорее позвоните в банк по номеру на обороте карты, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Карту также можно заблокировать через приложение.
    2. Обратитесь в отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме. (Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной — в течение 60 дней.)
    3. Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

     

    Вопрос: 

     

    Какую именно информацию о своей банковской карте ни в коем случае нельзя сообщать посторонним людям?

     

    Ответ:

     

    Если кто-либо запрашивает у вас номер карты, срок действия, код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне — CVV или CVC), ПИН-код, а также код из СМС для подтверждения платежей и переводов — это мошенник. Ни в коем случае не сообщайте эти данные в разговоре с незнакомым человеком.

     

    Вы можете указывать номер карты, срок действия, код проверки подлинности карты (CVV или CVC), а также код подтверждения транзакции из СМС только при совершении покупок на проверенных и надежных сайтах — в строке браузера должен быть указан значок замочка

     

    Никогда и никому не сообщайте информацию о ПИН-коде: ее не знает и не должен знать даже банк, в котором вы обслуживаетесь.

     

    Вопрос: 

     

    Что делать, если вам звонит человек, представляется сотрудником банка, в котором вы обслуживаетесь, и под тем или иным предлогом просит сообщить ему данные вашей карты, код из СМС или другие персональные данные?

     

    Ответ: 

     

    Настоящий сотрудник банка никогда и ни под каким предлогом не будет запрашивать у вас никакую информацию о вашей карте или персональные данные. Только в том случае, если вы сами позвонили в банк, у вас могут спросить кодовое слово, чтобы идентифицировать вас. Если вам поступил такой звонок, просто положите трубку. Если у вас есть сомнения относительно сохранности денег на вашем счете — перезвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на вашей банковской карте или на сайте кредитной организации. Также сообщите в Интернет-приемную Банка России о номере телефона, с которого вам звонили, — он будет заблокирован.

     

    Источник: https://cbr.ru/faq/information_security/

    Подписаться на журнал
    02.08.2021, 11:31