В новом стандарте ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требование к оформлению документов», который вступает в силу 1 июля 2018 года[1], содержатся положения по оформлению не только реквизита «Отметка о приложении», но и самих приложений.
Рассмотрим эти положения подробнее и сравним их с положениями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и других правовых актов, устанавливающих правила юридической техники и делопроизводства[2].
ПРАВОВАЯ БАЗА
- Федеральные правовые акты. Основными источниками информации об оформлении документов на федеральном уровне являются:
Указанные методические рекомендации и стандарты не имеют статуса нормативных правовых актов. Их положения становятся обязательными к исполнению, если они включаются в локальные нормативные акты организации (правила, инструкции и т.д.).
- Законы субъектов Российской Федерации. Основные требования к оформлению приложений к правовым актам содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, посвященных правотворческой деятельности.
- Правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органами государственной власти и органами местного самоуправления также принимаются нормативные правовые акты и методические рекомендации, которые устанавливают правила юридической техники и делопроизводства и содержат рекомендации по оформлению приложений к документам. Например:
В этом случае представляет интерес систематизация требований к приложениям правовых актов в Положении о порядке внесения проектов решений Думы города Покачи и юридико-техническому оформлению проектов решений и решений Думы города Покачи9. Указанный документ включает ст. 27 «Оформление приложений к нормативным правовым актам», а также следующее приложение:
- Правила и инструкции по делопроизводству, принимаемые в различных организациях, разрабатываются с учетом положений Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Правила оформления документов, имеющих приложения, приведены в приложениях к вышеуказанному документу:
• правила оформления реквизитов документов (приложение № 11);
• правила подготовки законопроектов, проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (приложения № 12–14), которые изложены в соответствии с требованиями правил и инструкций по делопроизводству, принятыми в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации. Отдельные элементы оформления приложений к указанным актам отличаются от правил оформления приложений к актам федеральных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что многие положения Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, касающиеся приложений к документам, вошли в ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Правила и инструкции по делопроизводству, принятые в различных организациях, освещают рассматриваемые вопросы при описании реквизитов документов «Отметка о приложении» и «Гриф утверждения», а также в разделах, посвященных особенностям оформления отдельных видов документов. Например, в следующих приложениях к Инструкции по делопроизводству в Министерстве финансов Российской Федерации10:
• Порядок оформления реквизитов документов (приложение 7);
• Подготовка и оформление проектов актов (указов и распоряжений) Президента Российской Федерации (приложение 9);
• Подготовка и оформление проектов актов (постановлений и распоряжений) Правительства Российской Федерации (приложение 10);
• Подготовка и оформление приказов нормативного характера (приложение 11).
Указанные вопросы изложены в разделах основной части Инструкции по делопроизводству в Правительстве Калининградской области11:
• Правила подготовки и оформления документов (раздел II);
• Состав управленческих документов Правительства, особенности подготовки и оформления отдельных видов документов (раздел III);
• Общие требования к оформлению проектов правовых актов Губернатора и Правительства (раздел IV).
ВИДЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К ДОКУМЕНТАМ
Приложения к документам можно разделить на три группы:
1. Приложения к сопроводительным документам12. Приложениями могут являться любые документальные материалы, направляемые с сопроводительным документом, который поясняет причину их отправки. В этом случае основной документ и приложение связаны только задачей пересылки документов. Например, в качестве основного документа выступает сопроводительное письмо, а приложением к нему – проект договора, направляемый партнерам. На письме оформляется реквизит «Отметка о приложении». На самом приложении отметка о том, что это приложение, не ставится.
2. Справочные приложения, дополняющие содержание основных документов. Основным может быть практически любой документ. О приложении говорится в тексте этого документа. На приложении (которое может содержать различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.) оформляется реквизит «Отметка о приложении».
3. Приложения, утверждаемые основными документами. Основным может быть нормативный правовой акт, например приказ, которым утверждается другой правовой акт (положение, правила, инструкция, регламент и т.д.). О приложении говорится в тексте этого нормативного правового акта. На самом приложении оформляется реквизит «Отметка о приложении», а также проставляется гриф утверждения.
Приложения, которые относятся к первой группе, не являются структурной частью основного документа. Приложения второй и третьей групп являются неотъемлемой составной частью основного документа (правового акта) и обладают одинаковой с ним юридической силой. Например, в ст. 17 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя»13 приведена структура правового акта, которая в зависимости от объема и сложности строения включает:
1) наименование;
2) преамбулу;
3) содержательную часть;
4) заключительные положения;
5) приложение.
Под приложением при этом понимается структурная часть правового акта, содержащая правила, положения, регламенты, графические изображения, перечни, таблицы и иные материалы, которые являются неотъемлемой частью соответствующего правового акта и имеют равную с ним юридическую силу.
РЕКВИЗИТ «ОТМЕТКА О ПРИЛОЖЕНИИ»: ОБОЗНАЧЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В ключевых разработках по делопроизводству в обозначении этого реквизита нет устойчивого единообразия:
• отметка о наличии приложения (реквизит 21 по ГОСТ Р 6.30-2003);
• отметка о приложении (Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти14);
• отметка о наличии приложений (Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти);
• отметка о приложении (реквизит 19 по ГОСТ Р 7.0.97-2016).
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 говорится, что при подготовке и оформлении документов используются реквизиты, определения которых содержатся в ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». В этом стандарте дано следующее определение: отметка о наличии приложения – реквизит, который содержит сведения о дополнительно прилагаемом документе (п. 68).
Приведенное определение, на наш взгляд, носит слишком общий характер и не акцентирует внимание на том, что рассматриваемый реквизит может оформляться как в основном документе (указывать на наличие приложений к нему), так и на самом приложении.
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 это положение сформулировано более полно. Так, в п. 5.19 сказано, что отметка о приложении содержит сведения о документе, который прилагается к основному документу (в сопроводительных письмах, претензиях, актах, справках и других информационно-справочных документах), или о том, что документ является приложением к основному документу (в документах-приложениях к распорядительным документам, положениям, правилам, инструкциям, договорам, планам, отчетам и т.д.).
Таким образом, одним термином «Отметка о приложении» в ГОСТ Р 7.0.97-2016 обозначаются три разные отметки:
• отметка после текста на сопроводительном документе;
• отметка (указание, ссылка) в тексте основного документа;
• отметка на приложении.
Каждая отметка имеет свой порядок оформления и расположение. Поэтому логично ввести дополнительный термин и для обозначения отметки на самих приложениях.
ОТМЕТКА О ПРИЛОЖЕНИИ В СОПРОВОДИТЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ
В ГОСТ Р 6.30-2003 нет четкого указания, что реквизит «Отметка о наличии приложения» оформляется непосредственно после текста. Из схем расположения реквизитов организационно-распорядительных документов, приведенных в стандарте, следует, что этот реквизит должен располагаться в интервале 60–40 мм от границы нижнего поля. Если расположить реквизит «Отметка о наличии приложения» в отведенной для него зоне, то возникает большой пробел между текстом и реквизитом. Это чревато тем, что уже после подписания документа в свободное место может быть снесена несанкционированная информация.
В п. 5.19 ГОСТ Р 7.0.97-2016 это обстоятельство было учтено: «…отметка о приложении оформляется под текстом от границы левого поля…».
СЛУЧАИ ОФОРМЛЕНИЯ ОТМЕТКИ О ПРИЛОЖЕНИИ В СОПРОВОДИТЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ГОСТ Р 7.0.97-2016
В новом стандарте раскрывается порядок оформления отметки о приложении в сопроводительных письмах и других информационно-справочных документах в 5 следующих случаях:
1) приложение названо в тексте;
2) приложение не названо в тексте или если приложений несколько;
3) приложение (приложения) сброшюровано;
4) документ, являющийся приложением, имеет приложения с самостоятельной нумерацией
страниц;
5) приложением является обособленный электронный носитель.
Сравним вышеперечисленные варианты оформления отметки о приложении по ГОСТ Р 7.0.97-2016 (п. 5.19) и ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.21) (Таблица):
Из таблицы видно, что в первых четырех случаях правила оформления отметки о приложении не претерпели существенных изменений.
Однако в ГОСТ Р 7.0.97-2016 вошло новое положение, посвященное приложениям на электронных носителях (еще раньше оно появилось во многих инструкциях по делопроизводству). При этом наблюдается некоторый терминологический разнобой: «документ на электронном носителе», «документ на съемном машинном носителе информации (МНИ)», «документ в электронном виде» и т.д. Нет в инструкциях по делопроизводству и единого перечня характеристик указанного документа, которые включаются в отметку о приложении (вид носителя записи, формат записи, объем записанной информации, имя файла).
Приведем примеры оформления отметки о приложении, если приложением является обособленный электронный носитель, из инструкций по делопроизводству:
СЛУЧАИ ОФОРМЛЕНИЯ ОТМЕТКИ О ПРИЛОЖЕНИИ В СОПРОВОДИТЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ГОСТ Р 7.0.97-2016
- Приложение направляется не во все указанные в документе адреса. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 не вошло положение, которое содержится в ГОСТ Р 6.30-2003 и сохраняется во многих действующих инструкциях по делопроизводству: если приложение направляют не во все указанные в документе адреса, то отметку о его наличии оформляют следующим образом:
- Приложение направляется адресату без оставления копии в делах отправителя. Согласно п. 53 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, если приложение (подлинник) направляется адресату без оставления копии в делах отправителя, то отметка о приложении оформляется следующим образом:
- Приложение содержит информацию ограниченного доступа. Этот случай освещается в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Если приложениями к сопроводительному письму являются документы, которые содержат информацию конфиденциального характера, например служебную тайну, отметка о приложении оформляется так:
Во многих инструкциях это положение не только воспроизводится дословно, но даже дополняется. Например, в п. 2.2.13 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики указано, что в этом случае пометку «Для служебного пользования» нужно оформлять и на сопроводительном письме.
- На приложения составляется отдельная опись. В соответствии с п. 2.2.13 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики при большом количестве приложений на них составляется отдельная опись. Отметка о приложении в этом случае оформляется так:
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ОТМЕТКИ О ПРИЛОЖЕНИИ В СОПРОВОДИТЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ
- Всегда в единственном числе. Дискуссия о том, зачем всегда писать слово «Приложение» в единственном числе в рассматриваемом реквизите, ведется давно. Исходя из правил русского языка, если приложение одно, это слово следует писать в единственном числе, если несколько – во множественном. Однако ГОСТ Р 7.0.97-2016 рекомендует писать только в единственном числе.
В некоторых инструкциях по делопроизводству на этом акцентируется внимание. Например, согласно п. 113 Инструкции по делопроизводству в Правительстве Калининградской области отметка о наличии приложения, названного в тексте письма, включает в себя сведения о количестве листов и количестве экземпляров приложений, печатается с красной строки, всегда в единственном числе.
- Не подчеркивается. В Правилах оформления документов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации слово «Приложение» подчеркнуто (см. врезку «Как составить опись приложений»).
В п. 2.1.19 этого документа указано, что слово «Приложение» печатается без кавычек с прописной буквы от левой границы текстового поля и подчеркивается.
Однако в ГОСТ Р 7.0.97-2016 не предусмотрено подчеркивание или другое текстовое выделение слова «Приложение».
- От границы левого поля. В приведенном выше извлечении из Инструкции по делопроизводству в Правительстве Калининградской области сказано, что отметка о наличии приложения печатается с красной строки.
В этой части указанная Инструкция не соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016. Согласно п. 5.19 ГОСТ Р 7.0.97-2016 отметка о приложении оформляется без абзацного отступа – от границы левого поля.
УКАЗАНИЕ НА ПРИЛОЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ ДОКУМЕНТА
В п. 5.19 ГОСТ Р 7.0.97-2016 вошло положение, которого не было в ГОСТ Р 6.30-2003:
Из приведенного положения следует, что упоминание документа-приложения в тексте основного документа является еще одним «проявлением» реквизита «Отметка о приложении», помимо оформления этого реквизита на сопроводительном документе и в самом приложении.
ГОСТ Р 7.0.97-2016 рекомендует указывать слово «приложение» в тексте документа в скобках. Однако можно и без них, например: «согласно приложению», «в соответствии с приложением» и т.д. Слово «приложение» в тексте документа пишется со строчной буквы.
ОТМЕТКА О ПРИЛОЖЕНИИ НА ПРИЛОЖЕНИЯХ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 определено, что отметка о приложении оформляется на первом листе документа-приложения в правом верхнем углу и выглядит так (п. 5.19):
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 правила оформления отметки о приложении даны с помощью примера. В ГОСТ Р 6.30-2003 об этих правилах сказано подробнее. В нем перечисляются конкретные элементы отметки о приложении: в приложении к распорядительному документу (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения, решения) на первом его листе в правом верхнем углу пишут «Приложение №» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера (п. 3.12). Например:
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 о размещении элементов отметки о приложении также сказано более лаконично и, на наш взгляд, более точно, без установления каких-либо вариантов, которые «допускаются»: строки реквизита выравниваются по левому краю или центрируются относительно самой длинной строки.
ГОСТ Р 6.30-2003 допускает выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 даны основные правила оформления отметки о приложении. Поэтому организации могут оформлять отметку о приложении с учетом специфики своей деятельности. Например,
ОТМЕТКА О ПРИЛОЖЕНИИ НА УТВЕРЖДАЕМОМ ДОКУМЕНТЕ
Особенности оформления отметки о приложении на утверждаемом документе связаны с тем, что на приложении необходимо оформить еще и реквизит «Гриф утверждения документа». Гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования вида распорядительного документа в творительном падеже, его даты, номера.
Гриф утверждения размещается в правом верхнем углу первого листа документа. Строки реквизита выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки.
При этом каждый реквизит («Отметка о приложении» и «Гриф утверждения») по отдельности содержит сведения об основном документе (наименование вида, дата, номер). Чтобы избежать дублирования, эти сведения следует указывать только в грифе утверждения. Этот вариант оформления приложения ранее был описан в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти и повторен в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (п. 5.19):
Альтернативой приведенному порядку оформления приложения могут быть только варианты оформления, связанные с отказом от одного из указанных реквизитов. Таким образом, на практике используется три варианта оформления приложения:
1) проставляется и отметка о приложении, и гриф утверждения документа, как это предусматривает ГОСТ Р 7.0.97-2016;
2) проставляется только отметка о приложении;
3) проставляется только гриф утверждения документа.
Проиллюстрируем каждый из вариантов оформления на примерах инструкций по делопроизводству.
1. Проставляется отметка о приложении и гриф утверждения документа, как это предусматривает ГОСТ Р 7.0.97-2016:
2. Проставляется только отметка о приложении:
3. Проставляется только гриф утверждения документа:
Следует отметить, что последний из указанных вариантов имеет наибольшее распространение и зачастую подкрепляется правилами юридической техники и делопроизводства, которые принимаются в конкретных организациях.
Например, в п. 21 Правил делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области22 установлено, что, если приложением к распорядительному документу (например, к приказу) является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция, регламент и др.), в правом верхнем углу ставится не отметка о приложении, а гриф утверждения документа. Например, при утверждении положения отметка о приложении к документу выглядит так:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИЛОЖЕНИЮ
Часто документы-приложения, в свою очередь, имеют приложения. Однако ГОСТ Р 7.0.97-2016 не содержит правил оформления отметки о приложении в этой ситуации. Поэтому в конкретных организациях эта отметка оформляется по-разному. Например:
В самой Инструкции приложения оформляются так:
В приведенном примере отметка о приложении занимает много места. Однако оформить ее можно с меньшей степенью детализации, например:
1Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 25.05.2017 № 435-ст «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 № 2004-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"».
2Термины «документ» и «правовой акт» используются как синонимы.
3Одобрены Советом Государственной Думы, направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2003 № вн2-18/490.
4Утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76.
5В ред. от 28.06.2017.
6См. п. 26 Приложения 1 к Регламенту Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденному постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2017 № 821.
7Утверждены Указом Губернатора Пермского края от 11.12.2015 № 170.
8Утверждено постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 05.05.2017 № 1055-ПА.
9Утверждено решением Думы города Покачи от 08.06.2017 № 45.
10Утверждена приказом Минфина России от 01.12.2016 № 556.
11Утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 10.04.2017 № 180.
12Под термином «сопроводительный документ» подразумевается как приложение к письму, так и претензии, акты, справки и другие информационно-справочные документы.
13Принят Законодательным собранием города Севастополя 22.09.2015.
14Утверждены постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (в ред. от 26.04.2016).
15Утверждена приказом Росстата от 15.01.2014 № 32 (в ред. от 27.12.2016).
16Утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2017 № 170.
17Утверждена постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2012 № 176 (в ред. от 11.05.2017).
18Утверждена распоряжением Губернатора Самарской области от 24.04.2017 № 250-р.
19Утверждены распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.04.2016 № 78р-1.
20Здесь и далее в извлечениях выделено автором.
21Утверждена приказом ФНС России от 01.07.2014 № ММВ-7-10/346@ (в ред. от 16.03.2016).
22Утверждены постановлением Губернатора Московской области от 20.01.2016 № 11-ПГ.