Мой рабочий день начинается в 7.00 утра. А заканчивается… График работы предприятия – с 8.00 до 17.00, обед – с 12.15 до 13.00. Хорошо, если в 18.30 меня отпускают. Официально обед у нас есть, но не у меня. Перекусываю я на ходу, в свободную минутку, иногда выбегаю в столовую… Я работаю по трудовому договору, в котором указан мой график работы (он такой же, как у всех сотрудников предприятия). Руководитель службы персонала хотел лишить меня премии за то, что в обеденный перерыв меня не было в приемной.
Вот диалог с руководителем службы персонала:
Я: Я тоже человек, у меня должен быть обед.
Он: Вы работаете по договору.
Я: Но в моем трудовом договоре указано время обеда. Доплачивайте мне тогда за интенсивность работы, за переработки.
Он: Хорошо, но за что-нибудь я вам обязательно убавлю…
Получается, что я работаю с утра до вечера, при этом никаких премий и в отпуске два года не была… Что мне делать?
Ю.В. Еремеева, секретарь-референт, член Клуба профессиональных секретарей: «Да, ситуация… Подобные вопросы с обедом или переработками нужно решать сразу, как только они появляются, потому что потом вас никто не поймет: «Ее всегда все устраивало, так хорошо работали – и вдруг…» Теперь же придется применять дипломатичность.
Напрасно вы сказали руководителю службы персонала о прибавке к заработной плате. Это были эмоции, а они плохие помощники. Руководитель службы персонала не может ходатайствовать о повышении вам заработной платы, так как не является вашим непосредственным руководителем и не принимает окончательное решение о корректировке зарплат. Получился обыкновенный конфликт. Попробуем разрешить вопрос без эмоций.
Сначала разберемся с обедом. Обед должен быть! Работы много, а здоровье одно, и если вы завтра попадете в больницу с язвой желудка, не выиграет никто: ни вы, ни ваш руководитель, ни работа. Говорить об этом начальнику службы персонала не нужно, он и так это знает. Поэтому, выбрав момент, когда у руководителя хорошее настроение, я бы между делом (например, во время подписания документов) спросила у него: «Иван Иванович, когда у вас нет срочных дел, можно я буду обедать с 12.15 до 13.00, как прописано в договоре? А то мне сложно сосредоточиться, когда хочу есть». Скорее всего, он скажет «да». Теперь на вопрос руководителя службы персонала или еще кого-либо: «Почему Вас нет на рабочем месте в обеденный перерыв» – можно со спокойной душой говорить, что есть разрешение руководителя обедать с 12.15 до 13.00. Таким образом, руководитель службы персонала лишается полномочий обсуждать данный вопрос, так как уже есть решение более высокого начальника. Если руководитель службы персонала будет настаивать, нужно просто еще раз подтвердить у шефа свое право на обед под тем предлогом, что руководитель службы персонала считает по-другому. В этом случае лучше самой сообщить шефу о конфликте, а не ждать, когда это сделает руководитель службы персонала. Только сделать это нужно как можно более короткой фразой, чтобы не загружать шефа, у которого и так полно забот: «Руководитель службы персонала хочет, чтобы я не уходила на обед. Можно я все-таки буду обедать?» Думаю, на этом конфликт разрешится.
Возможно, возникнет вопрос, кто будет отвечать на телефонные звонки, и, скорее всего, никто не захочет повесить на себя эту обязанность. Вопрос можно решить переводом звонков, например, на пост службы безопасности (если она есть) или записью на автоответчике, например, такого содержания: «Здравствуйте, вы позвонили в приемную ОАО «Ромашка». Секретарь вернется на рабочее место в 13.00. Вы можете отправить факс или оставить свое сообщение. Вам обязательно перезвонят».
Теперь с отпуском. Два года без отпуска – нарушение трудового законодательства. Поэтому попытаемся восстановить права в этой области. Если шеф сам уходит в отпуск, можно просто попросить разрешения отдохнуть в это же время. Скорее всего, он либо отпустит, либо скажет, что в это время вы нужны ему в офисе, а в отпуск сможете уйти, когда он вернется. После разговора с шефом сразу пишете заявление и подписываете его у руководителя.
Если шеф сам не уходит в отпуск, тогда придется подгадать, чтобы начало отпуска приходилось на то время, когда его нет в офисе – например, он в командировке.
Третий вариант – просто написать заявление и молча подать шефу с другими документами. Если заявление вернется подписанным, а вы не уверены, что директор внимательно его прочитал, перед тем как подписать, то когда шеф будет проходить мимо, просто поблагодарите его за заботу, так как вы очень устали и вам нужно хотя бы отоспаться. Так вы будете в полной уверенности, что ваше отсутствие на работе не станет для него неприятным сюрпризом.
Если есть необходимость, поставьте в известность службу персонала – пусть займутся решением вопроса, кто будет временно выполнять ваши обязанности. Возможно, поиск замены попытаются поручить вам. Но не нужно брать на себя работу отдела персонала, потому что если не справитесь, совесть не позволит вам уйти в отпуск. Так что постарайтесь избежать этой «дополнительной нагрузки», например, настаивайте на том, что вы плохо разбираетесь в людях и не умеете решать вопросы подбора и ротации персонала.
Мне не совсем понятно в этой ситуации, чем обусловлен ваш приход за час до начала рабочего дня, поэтому сложно что-либо сказать относительно графика работы. Но можно попробовать поговорить с руководителем о том, что если нет необходимости в вашем присутствии на работе с 7.00 до …, то вы будете работать, как все сотрудники, с 8.00 до 17.00. Если руководитель согласится на это, то в 17.00 (если у него не назначена встреча) сказать ему: «Иван Иванович, сегодня нет ничего срочного. Я могу идти?» Посмотрите на его реакцию. Возможно, все будет хорошо.
Только не нужно «качать права», как бы этого не хотелось. Выгоднее выступать в роли просителя. Агрессивная позиция вызывает у оппонента стремление защитить свою точку зрения. А высказав просьбу, когда у собеседника хорошее настроение, можно рассчитывать на великодушие. И не надо пытаться решить все вопросы скопом. Ведь такой график сложился не сразу, и в один момент его не исправишь. Действуйте постепенно, шаг за шагом, начиная с самого легкого и заканчивая сложным. Удачи вам!»
Т.В. Рыбченкова, референт генерального директора: «Советую вам поменять работу.
Многие из нас работают примерно в таком же режиме. У меня когда-то обеда вообще не было. Если меня нет на месте – никто не соизволит снять трубку телефона. Если я в бухгалтерии по делу, то меня начинали искать с собаками. Все вопросы я должна была решать на месте, не выходя ни в туалет, ни на обед. А теперь я просто ставлю в известность руководителя, что ушла на пятнадцать минут. А кто же на телефоне?!
Как-то на этот вопрос я ответила: «Берите сменного секретаря, или я увольняюсь! Работать двадцать четыре часа в сутки за такую зарплату я не собираюсь». В ответ – изумленное молчание и вопрос: «А чем ты недовольна?» Вот тогда я и развернулась по полной программе: «Извините, в туалет мне можно выйти, или вы мне «памперс» в качестве рабочего инструмента пристроите, а для приема пищи трубку из столовой протянете?!»
Что делать? Не позволять на себе ездить! Есть обед, прописанный в трудовом договоре, – идите обедать. Если некому сидеть в приемной, значит, отвратительно работает служба персонала: нельзя заставлять человека работать без технологических перерывов, тем более того, кто работает на ПК. Десятиминутный перерыв каждый час, плюс час обеда, плюс три дня к отпуску – это нормально. Нельзя быть «дойной коровой», постоянно давая «молоко» и не получая за это никакого «корма». Наверное, у вас просто не очень много опыта, поэтому вы и боитесь отстаивать свою точку зрения.
На работе секретарь должен появляться за пятнадцать минут до официального начала. Так что приходите к 7.45–7.50: успеете и кабинет руководителя проветрить, и почту на стол положить, и свежий чай заварить. Руководитель не может заставить сотрудника приходить раньше, если в этом нет производственной необходимости. Если вам нужно приходить раньше, значит, вы не в состоянии планировать собственное рабочее время. Иногда такой излишней активностью некоторые прикрывают свои неумения в работе. При чем здесь руководитель службы персонала, который вас выслеживает? Вы подчиняетесь директору, вот пусть директор и делает вам замечания».