Электронная версия журнала

Мы не рабы медиа

«Секретарь-референт» №8 2010 / Психологический практикум

В наше время у каждого человека есть доступ практически к любой информации, которая распространяется так быстро, что даже если мы захотим, то вряд ли сможем оказаться в информационном вакууме. Несмотря на всю полезность информации, к сожалению, настали такие времена, когда пословица «Меньше знаешь, крепче спишь» более актуальна, нежели известная фраза «Знание – сила». Вред от неизбирательного потребления информации очевиден – у многих современных людей расшатана психика, а некоторые вообще живут в постоянном страхе.

Кто тонет в потоке информации

Днем и ночью на нас просто сыплется поток информации. Решили посмотреть почту – и тут же лезет в глаза навязчивая реклама и заманчивые заголовки, большинство из которых вызывает ужас или недоумение. За громкими фразами, как правило, ничего не стоит, но вы тратите свое время и формируете вокруг себя негативный эмоциональный фон. Неразборчивое потребление информации может привести к различным негативным последствиям.

■ Тревога, страх. Как может сложиться день у человека, который на экране компьютера постоянно видит сообщения о терактах, катастрофах, землетрясениях, забастовках, приближающемся конце света и т.п.? Подобная информация относится к разряду бесполезной и несет негативный заряд. От избытка сообщений такого рода может развиться не только тревожность, но панический страх, боязнь жизни. У человека формируется негативное видение будущего, и как следствие – депрессия или стресс. Нам только кажется, что влияние СМИ кратковременно – находясь под постоянным прессингом информации, мы бессознательно ожидаем описанных событий или культивируем негативный жизненный образ. Это процесс может проходить постепенно и не заметно для нас.

■ Бесполезная трата времени. Часто поиск какой-то нужной информации для работы может привести вас в совершенно неожиданные места. Благодаря ссылкам, всплывающим окнам, рекламным слоганам мы тратим на поиск информации много времени, а иногда, проведя несколько часов за компьютером, даже не приближаемся к решению насущных проблем. Привлеченные заманчивыми заголовками, мы следуем по ссылкам и постепенно увязаем в «болоте». В результате мы знаем массу интересной, но совершенно бесполезной информации. Работа не сделана, а мы не можем понять, на что ушло столько времени. Телевизионные фильмы, шоу, передачи часто становятся не фоном жизни, а самоцелью, и отвлекают людей от общения с реальными людьми, мешают найти хобби и жить полной жизнью.

■ Уход от реальности. Большинство информации, которую мы потребляем, не относится к нашей реальной жизни. А многие факты могут оказаться обычной «уткой». Но мы уже настолько привыкли к бесконтрольному информационному потоку, что судим о мире и жизни по новостным блокам. В результате мы уходим от собственной реальности и не понимаем самих себя. У большинства людей «информационный мусор» формирует неадекватное мнение о себе, жизненных ценностях и мире. Люди верят не тому, что происходит вокруг них, а тому, что прочитали или увидели в СМИ. Получается, что мы перемещаемся из собственной реальной жизни в мир, созданный другими людьми. Иногда такие погружения нужны, но частое пребывание на выдуманной и срежиссированной территории приводит к тому, что человек перестает жить здесь и сейчас, то есть в настоящем, а следовательно, лишает себя возможности решить существующие проблемы и изменить свою жизнь к лучшему.

Как формируется информационное поле?

Чтобы понять, от какой информации следует избавить себя и своих близких, нужно разобраться, откуда она появляется.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» – сейчас это высказывание актуально не для тех, кто много знает, а для тех, кто эти знания распространяет. Массированные информационные атаки действительно способны изменить наше сознание, именно поэтому средства массовой информации являются ареной для информационных войн различной направленности. «Кто владеет информационными каналами, тот манипулирует массовым сознанием, а в итоге осуществляет свои планы» – так можно переформулировать известную фразу. Почему же так происходит? Рассмотрим основные причины.

■ Коммерческая деятельность. Если компания хочет продать продукт или услугу, она должна сформировать потребность в своем предложении. Это можно сделать двумя способами: мотивируя людей на достижение идеального состояния с помощью данного предложения либо мотивируя людей на избегание каких-то проблем, опять же с помощью товара или услуги. Второй способ предполагает создание этих печальных обстоятельств, при попадании в которые люди будут нуждаться в данном продукте или услуге. Именно поэтому Интернет кишит статьями об ужасных предсказаниях, конце света (услуги астрологов, магов и т.п.), существовании паразитов, которые подрывают наше здоровье, страшных болезнях, диетах (услуги медиков), о разных видах гриппа, которые опасны для жизни (продажа лекарств, вакцин), об экологических катастрофах, повышенной или пониженной солнечной активности, глобальном потеплении или похолодании, о разного рода научных исследованиях, которые выявляют новые болезни и проблемы… Иногда эти проблемы выгодны не только с коммерческой точки зрения, но и с политической.

Большие проблемы – большие деньги. Проще всего создать проблему самому и самому же ее решить. К подобным методам прибегают не только коммерческие организации, но и общественные, которые таким образом привлекают инвесторов. Если изучить вопрос досконально, опираясь на научные факты, в большинстве случаев мы придем к выводу, что данной проблемы вообще не существует. Мы обязательно найдем данные, которые противоречат друг другу, и обнаружим, что все заявленные проблемы не имеют ничего общего с реальностью, а являются лишь выдернутыми из контекста фразами, с выгодой привязанными к тому, что организатор хочет продвинуть. Массированный PR конца света вообще напоминает хорошо продуманную маркетинговую компанию, призванную стимулировать покупательскую активность всех слоев населения. «Не надо экономить, скоро все кончится, живи сейчас!» – вот лозунг дапнного мероприятия. А сколько фильмов и книг увидело свет под брендом «Конец света»!

Массированная реклама свиного гриппа, который появился в тот период, когда в связи с кризисом продажи лекарств значительно сократились и многие фармацевтические компании разорились, – это тоже хорошо продуманный маркетинговый ход. Ежегодный сеанс массового гипноза, начинающийся со слов: «Наступила осень – пора гриппа», способен зомбировать даже самых здоровых людей.

Складывается впечатление, что люди запуганы средствами массовой информации до такой степени, что не верят в себя, в свой разум, в естественные процессы природы и организма, а ощущают себя слабыми без лекарств и медицины. Сюда же можно отнести появившийся в последнее время страх рожать и воспитывать детей. Во все времена это были естественные процессы, продуманные самой природой, медицина только помогала им. Теперь же многие женщины вообще не полагаются на себя, потому что в них сформирован страх, что без врача (которому нужно заплатить деньги) они ни на что не способны. Медицинская зависимость касается не только женщин. Разные виды омоложения, очистка крови, диеты и т.п. способны при некритичном к ним отношении довести не только до обморока, но и до смерти.

Вот выдержка из учебника по информационным технологиям: «В идеале методы воздействия должны стремиться к тому, чтобы резко снизить рациональность решения потребителя. Это делается либо путем подключения к эмоциональной сфере, которая слабо поддается опровержению со стороны сферы рациональной, либо стремлением вывести человека на автоматизм его реакций, когда рациональная сфера так же как бы отключена, но уже по другой причине». Теперь понятно, почему нас так любят пугать?

Избавьтесь от «информационного мусора» и принимайте решения самостоятельно.

■ Политическая деятельность. Поскольку новости являются отражением внимания общества к тому или иному вопросу, то менеджмент новостей стал для любого государства инструментом, который дает возможность управлять, казалось бы, неуправляемой сферой. Каждый день в мире происходит множество событий, но только малая часть из них оказывается в фокусе общественного внимания. Специальные люди занимаются тем, что придают ту или иную значимость новостям. Можно заметить или не заметить событие, можно подчеркнуть его, можно занизить его значимость. Развитие любого события можно тормозить или ускорять (раскручивать) в зависимости от преследуемых целей. Значит, не стоит тратить свое время и нервы на обсуждение политических событий, поскольку мы никогда не узнаем, что же происходит на самом деле.

Еще один метод манипуляции массовым сознанием – это информационные войны, или «промывание мозгов». Информационные службы создают отрицательные ситуации и преподносят нам в виде новостей, слухов, событий, которые специально придуманы и срежиссированы для достижения каких-либо целей. Подобные методы используются в тоталитарных сектах и преследуют следующие цели:

■ снятие идентичности (лишение собственного «я»);

■ установление вины (например, вина за принадлежность к определенной национальности, социальному слою);

■ тотальный конфликт и базовый страх (запуганными и растерянными людьми легче управлять).

Поэтому некоторые информационные сообщения формируют у людей панику, страх и ненависть к определенным людям или событиям.

PR-деятельность и тяга к сенсациям. Это информация о звездах кино, эстрады, бизнеса и т.д. Большинство историй об этих людях создаются специально для популяризации их образов. К этой же категории относятся полностью выдуманные журналистами события, которые имеют единственную цель: реклама PR-издания или самого журналиста.

Как выплыть из информационного болота?

■ Создайте свой собственный мир, где только вы принимаете решение, какую информацию в него впускать. Какое информационное поле вы создаете вокруг себя, так сложится и ваша жизнь – счастливая или несчастная. Это происходит потому, что на нашу жизнь влияют наши мысли. Мы – это то, о чем мы думаем.

■ Видя какое-то сенсационное или пугающее сообщение, подумайте, кому это выгодно. Любой факт можно представить в выгодном для кого-либо ракурсе. Поэтому если тема вас взволновала, проверьте все факты, прежде чем поверить чему-либо. Не позволяйте засорять свой мозг и портить себе жизнь.

■ Прежде чем зацепиться за какую-то ссылку, посмотреть передачу, сообщение, подумайте, чем конкретно это может помочь вам. Если не находите ответов, то пропустите эту информацию и не думайте о ней. Не тратьте свою жизнь на пустые вещи.

■ Пропускайте всю негативную информацию – в жизни она вам никак не поможет, а вот страхи разовьет и нервы испортит. Некоторые люди, копаясь в негативной информации, оправдывают себя тем, что, зная об опасностях, смогут подстраховаться. Но те, кто так делают, получают обратный результат: думая о негативе, они впускают его в свою жизнь, формируют вокруг себя плохое энергетическое поле. Ко всему нельзя подготовиться, поскольку ни один человек в мире наверняка не знает, что его ждет. Поэтому глупо превращать то время, которое отпущено нам в попытку избежать опасности, не нужно отравлять свою жизнь страхом. Пользуйтесь только целевой информацией, то есть той, которая поможет вам исправить что-то, решить конкретные проблемы и жить счастливо. Наполняйте свою жизнь радостью и позитивом уже сегодня, потому что жизнь – это то, что проходит сейчас.

■ Не погружайтесь в информацию о проблемах, а ищите решение. Старайтесь впускать в себя конструктивную позитивную информацию о реальных результатах, а не пространные обсуждения о том, как все плохо.

Верьте реальности, а не тому, о чем пишут в газетах и показывают по телевизору. Если соотнести все факты, в России все не так уж плохо.

Например, в Европе много однополых пар, что не способствует культу семьи и деторождению. Тем не менее, в нашей стране, где подобные явления не столь распространены, средства массовой информации твердят о том, что по количеству разводов мы впереди планеты всей. Так у них уже никто не женится – вот и разводов нет! Почему-то никто не задумывается об этом.

Или возьмем сообщения о том, что в стране упала рождаемость. Как можно верить этому, если родильные дома и детские сады переполнены. Да ведь в нашей стране самый настоящий бэби-бум!

Если верить социальной рекламе, все жители России – алкоголики. Правда, страшно жить в такой стране? На самом деле, если присмотреться, окажется, что спортклубы, парки переполнены, а большинство ваших знакомых и вы сами ведете здоровый образ жизни!

Другая реальность

Когда я впервые побывала в Греции, меня удивило то, в каком информационном поле живут греки. Например, на телевидении событиям в мире уделялось минут пять, а дальше сообщались новости Греции, но какие это были новости! Ничего о пожарах, взятках, пьянстве, несчастьях, криминале и катастрофах, которые так нежно любят наши журналисты. Новости состояли из сплошного позитива: кто-то кому-то помог, произошло радостное событие, о рождении детей, успехах известных греков, о развитии Греции, о природе, погоде и т.п. Казалось, что живешь в сказочной стране – сплошной позитив и уверенность в завтрашнем дне. Как же это контрастировало с тем, о чем предпочитают говорить в нашей стране! На самом деле в то время в Греции происходили забастовки банковских служащих, но никто не муссировал эту негативную информацию. Я подумала, что в России такое событие раскрутили бы до абсурда, и небольшая забастовка самопроизвольно переросла бы в самый настоящий банковский кризис.

Живите своей жизнью, доверяйте себе и критично относитесь к любой информации. Чем меньше вы будете погружаться в информационные глубины, тем больше времени у вас останется на реальную жизнь, на общение с друзьями и близкими. Ведь жизнь проходит в настоящем, а не виртуальном и выдуманном пространстве.

 

Е.Г. Горшкова,
психолог, бизнес-тренер

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2010.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.