Электронная версия журнала

О юридическом и фактическом адресах организации

«Секретарь-референт» №7 2012 / Юридический практикум

Термин «юридический адрес» до сих пор употребляется в обиходе. Когда говорят о юридическом адресе, обычно все без исключения понимают, о чем идет речь. Антиподом понятию «юридический адрес» служит понятие «фактический адрес», которое также широко употребляется в речи (а порой и в документах). И что удивительно, употребление термина «адрес местонахождения» или «место нахождения» в отношении юридических лиц зачастую вызывает вопрос: вы имеете в виду юридический адрес? Хотя «место нахождения» как раз является единственным термином, определенным действующим российским законодательством. В статье мы попробуем разобраться, чем же отличаются данные термины, определить, какие из них имеют право на существование, а также выясним, какие действия предпринять в случае изменения юридического адреса организации.

ЮРИДИЧЕСКИЙ И ФАКТИЧЕСКИЙ АДРЕСА В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Действующее российское законодательство не определяет понятие юридического адреса как такового, так же как и понятие фактического адреса. Вместо них существует термин «место нахождения» (юридического лица). Так, в соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Возникает справедливый вопрос: откуда же тогда появились другие понятия и что между ними об щего?

Напомним, что в старой редакции ГК РФ, действовавшей до 1 июля 2002 г., местом нахождения юридического лица считалось место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное, что позволяло трактовать и применять данную норму довольно широко и в собственных интересах. Поэтому большинство организаций для осуществления своей деятельности имело, как правило, не один адрес. Кроме того, судебная практика свидетельствовала о правомерности несовпадения юридического и фактического адресов юридического лица, таким образом, разделяя эти понятия. Так, к примеру, в Постановлении ФАС Московского округа от 17.04.2002 № КА-А40/2262-02 судом сделан вывод о том, что в соответствии с п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[1] место нахождения может не совпадать с почтовым (юридическим) адресом организации. Таким образом, несовпадение фактического и юридического адреса организации не влечет внесения изменений в устав организации и не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского или налогового законодательства Российской Федерации. Если учесть установленную законом правомерность несовпадения юридического и фактического адресов в то время, не вызывает сомнения, что юридический и фактический адреса – это разные адреса. То есть государственная регистрация юридического лица осуществлялась по одному адресу, а свою деятельность оно вело по другому. Хотя были юридические лица, у которых эти адреса совпадали, что являлось скорее исключением из правила. С тех пор и до настоящего времени также имеют место упоминания о юридическом и фактическом адресах в других нормативных правовых актах. Например, в п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» указано (причем как в редакции, действовавшей в то время, так и в действующей редакции от 01.04.2012), что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается среди прочего место нахождения (юридический, фактический адрес). Таким образом, в данном законе понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» отождествляются с «местом нахождения» образовательного учреждения.

Вместе с тем поскольку несовпадение юридического и фактического адресов при осуществлении деятельности юридическими лицами широко распространено и в настоящее время, в некоторые законодательные акты буквально недавно были внесены изменения. Например, в п. 4 ч. 1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было внесено изменение о том, что в исполнительном листе среди прочего должны быть указаны место нахождения, фактический адрес (если он известен) должника-организации (начало действия редакции с учетом этого изменения – 01.01.2012). Аналогичным образом понятие «фактический адрес» введено в подп. «б» п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 06.12.2011; изменение, внесенное в данный пункт, вступило в силу 01.01.2012). Причем в данном подпункте в прежней редакции было указано, что в исполнительном документе в сведениях о должнике и взыскателе среди прочего должен быть указан юридический адрес организации.

Таким образом, четкое определение юридического и фактического адресов отсутствует, имеются лишь отдельные упоминания о таковых в некоторых нормативных правовых актах. Тем не менее можно сделать следующие выводы: юридический адрес – это адрес места нахождения организации в понимании, установленном законом, который указывается в учредительных документах юридического лица, а фактический адрес – это любой другой адрес, отличный от адреса места нахождения организации, по которому организация (без учета ее обособленных подразделений) действительно осуществляет свою деятельность, хранит всю документацию, по этому адресу находится ее руководитель.

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС 

Порой можно встретить и «родственный» юридическому и фактическому адресам термин – «почтовый адрес». Но значение этого термина по отношению к месту нахождения юридического лица неоднозначно. Чаще всего под почтовым адресом юридические лица подразумевают адрес, по которому они фактически осуществляют деятельность и получают корреспонденцию. Однако часть из них считает, что почтовый адрес – это адрес их места нахождения с почтовым обслуживанием. В то же время юридические лица могут получать корреспонденцию на абонентский ящик и без привязки к юридическому или фактическому адресу, что также встречается нередко.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, почтовым адресом считается место нахождения пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Так или иначе, независимо от того, какой смысл в данное понятие вкладывает то или иное юридическое лицо, почтовый адрес с учетом требований п. 23 указанных Правил должен указываться в следующей последовательности:

  1. название улицы, номер дома;
  2. название населенного пункта (города, поселка и т. п.);
  3. название района;
  4. название республики, края, области, автономного округа (области);
  5. название страны;
  6. почтовый индекс.

Например: ул. Профсоюзная, д. 5, корп. 1, г. Москва, Российская Федерация, 117456.

ЕСЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ И ФАКТИЧЕСКИЙ АДРЕСА НЕ СОВПАДАЮТ 

В настоящее время юридический и фактический адреса у юридических лиц при осуществлении ими хозяйственной деятельности часто не совпадают. Обусловлено это прежде всего тем, что немногие юридические лица могут позволить себе собственную недвижимость для ведения бизнеса, адрес которой можно было бы указать в качестве места нахождения при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица. К сожалению, такую возможность имеют в основном крупные компании, а большинство юридических лиц недвижимость для осуществления своей деятельности арендует. Очевидно, что далеко не все арендодатели согласны на регистрацию юридического лица – арендатора по их адресу. Как вариант, в документах на государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества можно указать в качестве места нахождения адрес места жительства учредителя или генерального директора. Однако, во-первых, это невыгодно для того же учредителя, поскольку все заинтересованные госорганы будут об этом осведомлены и при случае смогут осуществлять проверки именно по этому адресу. Во-вторых, могут возникнуть проблемы из-за использования собственного жилого помещения, предназначенного для проживания в нем, в целях осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом. В результате так сложилось, что уже много лет юридические адреса «покупаются» у фирм-посредников, организующих государственную регистрацию юридических лиц. В пакет услуг таких фирм может входить дополнительно «обслуживание по юридическому адресу», включающее в себя получение и передачу почтовой корреспонденции, прием звонков, факсимильных сообщений и передачу их юридическому лицу, а также другие подобные услуги, позволяющие создать впечатление реальной работы юридического лица по «купленному» адресу.

Поскольку действующее российское законодательство не признает какой-либо иной адрес юридического лица, кроме места нахождения, то наличие иного адреса, по которому юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность, если оно, конечно, не имеет обособленного подразделения (филиала, представительства и других обособленных подразделений) по этому адресу, незаконно. Однако привлечь к ответственности такое юридическое лицо или его руководителя непросто. В этой связи часто возникают вопросы, на которые постараемся ответить.

Можно ли ликвидировать такое юридическое лицо по требованию компетентных органов?

Ликвидировать юридическое лицо по решению суда можно лишь в случаях, указанных в п. 2 ст. 61 ГК РФ:

Извлечение

из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 61. Ликвидация юридического лица

[…]

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

[…]

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

[…]

Как следует из данной нормы ГК РФ, в принудительном порядке можно ликвидировать юридическое лицо, если при его создании допущены грубые нарушения, носящие неустранимый характер. Указание при государственной регистрации юридического лица одного адреса, а фактически ведение деятельности по другому адресу почти всегда носит устранимый характер, поскольку юридическое лицо может этот адрес изменить в любое удобное для него время. Судебная практика складывается таким образом, что большинство исков налоговых органов о ликвидации юридических лиц только лишь потому, что они не находятся по месту их регистрации, судом не удовлетворяется[2].

Можно ли привлечь руководителя юридического лица к административной ответственности?

Как известно, законом установлена следующая ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц:

Извлечение

из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

[…]

3. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений  о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

[…]

4. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

[…]

Между тем применить данные нормы на практике представляется довольно сложным, поскольку доказать, что юридическое лицо с самого начала своей деятельности не находилось по заявленному адресу, крайне сложно. Кроме того, срок предоставления сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) об изменении адреса места нахождения, если при этом оно связано с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, законом не установлен[3]. Поэтому судебная практика по таким делам не столь обширна, но тем не менее она имеется[4].

На этот счет приведем фрагмент письма ФНС России:

Извлечение

из письма ФНС России

от 05.05.2010 № МН-20-6/622

[…]

Очевидно, что действующее законодательство Российской Федерации рассчитано на исключительную добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и не обеспечивает возможность проверки достоверности сведений, в том числе об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанных в документах, представленных при государственной регистрации.

Как правило, факт несоответствия сведений об адресе (месте нахождения) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), фактическим обстоятельствам устанавливается налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц.

При подтверждении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) организации налоговыми органами проводятся мероприятия, связанные с привлечением должностного лица указанной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 3 или 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Вместе с тем, из сложившейся судебной практики следует, что суды отказывают в удовлетворении требований налоговых органов, предъявляемых в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в связи с тем, что отсутствие юридического лица по адресу (месту нахождения), указанному в ЕГРЮЛ, является устранимым нарушением.

Необходимо также отметить, что, как показывает практика, возврат почтовых отправлений, направленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением юридическим лицом не может бесспорно свидетельствовать о фактическом отсутствии юридического лица по указанному адресу в связи со следующим[5].

В марте 2010 года ФНС России принимала участие в рабочем совещании, проводимом Федеральной таможенной службой с участием представителей ФГУП «Почта России», по вопросу фактической доставки регистрируемых почтовых отправлений, направляемых по указанному в ЕГРЮЛ адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. На совещании представителями ФГУП «Почта России» была высказана позиция, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором связи. При отсутствии такого договора извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые шкафы. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.

[…]

Какой же адрес следует указывать в документах: юридический или фактический?

Поскольку законным является только адрес места нахождения, он и указывается практически во всех документах наряду с другими справочными данными о юридическом лице. Однако в случае если адрес места нахождения организации не совпадает с ее фактическим адресом, в некоторых документах можно встретить указание фактического адреса наряду с адресом места нахождения. Чаще всего такое указание встречается в разделе «Реквизиты сторон» договоров, поскольку контрагентам важно знать именно фактическое нахождение организации, особенно если оно является местом исполнения договора. Также к таким документам относятся и письма, поскольку адресатам важно понимать, на какой адрес они могут прислать ответ. Кроме того, указание фактического адреса организации можно увидеть в протоколах, решениях, актах, в которых важно указание на место их составления. Но так или иначе, фактический адрес юридического лица не должен замещать его адрес места нахождения в документах. Во избежание излишнего внимания со стороны компетентных госорганов при представлении им по их запросам тех или иных документов следует указывать в них прежде всего адрес места нахождения юридического лица, а затем уже фактический адрес – адрес для переписки, или почтовый адрес.

ИЗМЕНЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА 

Предлагаем вам алгоритм действий в случае, если юридическое лицо решает изменить адрес места нахождения.

1. Внесение изменений в учредительные документы. Это необходимо, поскольку место нахождения юридического лица, как правило, указывается в его учредительных документах. Изменения в учредительные документы обычно составляются и утверждаются уполномоченным органом управления организации в порядке, установленном законом и локальными нормативными актами юридических лиц, в виде учредительных документов в новой редакции либо в виде непосредственно изменений в учредительные документы. Приведем пример изменений в устав акционерного общества в виде отдельного документа (Пример 1).

Пример 1

Изменение в устав акционерного общества

ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ОГРН 1041521304122, ИНН 1477081612

                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                   Решением Общего собрания акционеров

                                                                                                                   Протокол от 15.06.2012    № 3

Изменение № 1 к Уставу

 

       Пункт 1.3 Устава изложить в следующей редакции:

       1.3. Место нахождения Общества: Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 3 (место нахождения исполнительного органа Общества – Генерального директора).

       Почтовый адрес: ул. Фестивальная, д. 3, г. Москва, Российская Федерация, 123456.

 

Генеральный директор                                          Власов                                                            Э.П. Власов

М.П.

2. Внесение записи в ЕГРЮЛ. В п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.04.2012; далее – Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») указано, что в ЕГРЮЛ содержатся в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. На основании п. 4 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. Согласно ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений в учредительные документы в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление по форме № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или учредительные документы юридического лица в новой редакции (в двух экземплярах в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением, в одном экземпляре – в случае если документы направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация данных изменений осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган[6]. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации должен выдать (направить) заявителю свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в учредительные документы[7].

3. Снятие и постановка на налоговый учет. В соответствии с п. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), если налогоплательщик изменил место нахождения, то налоговым органом, в котором он состоял на учете, осуществляется снятие его с налогового учета на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Одновременно со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в учредительные документы организации выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту своего нахождения (с присвоением нового кода причины постановки на учет (КПП), при этом идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) изменению не подлежит) осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ из налогового органа по прежнему месту нахождения юридического лица[8]. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения выдается налоговым органом по новому месту нахождения организации не позднее пяти дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ[9].

4. Снятие и постановка на учет во внебюджетных фондах и органах статистики. Снятие и постановка организации на учет во внебюджетных фондах производится соответствующими фондами самостоятельно на основании сведений, полученных ими от регистрирующего органа. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в установленном порядке сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в государственные внебюджетные фонды (в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат)) для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей[10].

Постановка на регистрационный учет организаций в ПФР осуществляется в пятидневный срок с даты получения территориальными органами ПФР из регистрирующего органа сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ[11]. Снятие организаций с регистрационного учета в ПФР в качестве страхователей осуществляется в течение пяти дней со дня представления в установленном порядке регистрирующим органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в территориальный орган ПФР[12].

Территориальный орган ФСС, в котором страхователь был зарегистрирован, в пятидневный срок со дня получения сведений об изменении места нахождения страхователя передает учетное дело страхователя в территориальный орган ФСС по новому месту нахождения страхователя. Территориальный орган ФСС по новому месту нахождения страхователя в пятидневный срок со дня получения учетного дела страхователя осуществляет его постановку на учет, о чем извещает страхователя и территориальный орган ФСС, в котором был зарегистрирован страхователь и который не позднее дня, следующего за днем извещения о постановке на учет страхователя в территориальном органе по новому месту нахождения, снимает данного страхователя с учета[13].

В отношении постановки на учет в фонды обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах ПФР. Контроль за регистрацией и снятием с регистрационного учета указанных страхователей осуществляют территориальные органы ПФР, которые представляют соответствующие данные в территориальные ФОМС в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между ПФР и федеральным ФОМС.

Что касается государственных органов статистики, то для получения информационного письма с кодами ОКВЭД с учетом изменившегося места нахождения юридического лица, следует специально обратиться в территориальный орган Росстата в установленном порядке, поскольку самостоятельно данный орган не высылает юридическому лицу обновленное информационное письмо с кодами ОКВЭД.

5. Уведомление ФСФР России (для акционерных обществ). В соответствии с пп. 10.1, 10.2 и подп. «б» п. 10.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (в ред. от 20.07.2010; далее – Стандарты эмиссии) эмитент обязан уведомить регистрирующий орган об изменении своего места нахождения в течение десяти дней с момента возникновения этих изменений. Форма и содержание уведомления должны соответствовать Приложению 12 к Стандартам эмиссии. Уведомление должно быть подписано лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скреплено печатью эмитента. Текст уведомления представляется в отделение ФСФР России также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям ФСФР России. В Примере 2 показано, как заполняется форма титульного листа уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента.

Пример 2

Уведомление ФСФР России

Региональное отделение ФСФР

В Центральном Федеральном округе

УВЕДОМЛЕНИЕ
об изменении сведений, связанных с выпуском
(дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом
и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение
по облигациям эмитента

Открытое акционерное общество «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

___________________________________________________________________________

(указывается наименование эмитента или его правопреемника)

уведомляет об изменении сведений, связанных с:

 

выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг

   

V

эмитентом ценных бумаг

   
 

лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента

Настоящим подтверждается, что текст документа на электронном носителе соответствует представленному уведомлению об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента.

Место нахождения эмитента или его правопреемника и контактные телефоны Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 3, тел. (495) 123-45-67_________________________________                        ___

(указываются место нахождения эмитента или правопреемника и контактные телефоны эмитента или его правопреемника с указанием междугороднего кода)

                   Генеральный директор_________                                 Власов                            Э.П. Власов                     

(указывается наименование должности                                    (подпись)                                    (Ф.И.О.)

руководителя эмитента или его правопреемника)

 

Дата   «   22   »    июня    201   2   г.                                                       М.П.

Рассмотрим, каким же должно быть содержание уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента (Пример 3).

Пример 3

Содержание уведомления

1. Содержание изменений в сведениях, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента:

Изменение места нахождения эмитента, новое место нахождения: Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 3

2. Момент возникновения изменений в сведениях, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента:

21 июня 2012 года

3. Основания для изменения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента:

Решение Общего собрания акционеров ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (Протокол от 15.06.2012 № 3)

4. Документы, представляемые в подтверждение изменения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и/или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента:

№ п/п

Наименование документа

Количество листов

Количество экземпляров

1

Копия Решения Общего собрания акционеров ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» об изменении места нахождения общества (Протокол от 15.06.2012 № 3, кворум соблюден, проголосовали «ЗА» – 20 000 голосов, что составляет 100 % от общего количества голосов, предоставляемых голосующими акциями общества по данному вопросу)

2

1

2

Копия Свидетельства о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 21 июня 2012 года за ГРН 4537294537281

1

1

3

Копия зарегистрированных Изменений № 1 к Уставу Открытого акционерного общества «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

1

1


6. Уведомление банка. Обычно в договорах с банками содержится условие о том, что в случае изменения адреса места нахождения юридического лица наряду с другими важными сведениями о юридическом лице – клиенте банка, оно должно уведомить об этом банк в течение трех дней с момента соответствующих изменений. Приведем образец такого письма (Пример 4).

Пример 4

Извещение банка

Открытое акционерное общество «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

(ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»)

Место нахождения: Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 3

Почтовый адрес: ул. Фестивальная, д. 3, г. Москва, Российская Федерация,123456

Тел. (495) 123-45-67, факс: (495) 123-45-67, http://www.techno.ru, e-mail: techno@info.ru

ОКПО 012433801 ОГРН 1041521304122

ИНН/КПП 7724061541/772401001

21 июня 2012 г. № 14/Б                                                                                                   ОАО «БАНК»

на №_______ от «____»________ 20___ г.                                                              Озерная ул., д. 3, Москва, 111293 

       На основании п. 8 Договора № 12-с от 15.01.2012 сообщаем об изменении адреса места нахождения ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». Новый адрес места нахождения: Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 3.

Приложения:

       1. Копия Решения Общего собрания акционеров ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» об изменении места нахождения общества (Протокол от 15.06.2012 № 3) на 2 л. в 1 экз.

       2. Копия Свидетельства о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 21 июня 2012 года за ГРН 4537294537281 на 1 л. в 1 экз.

       3. Копия зарегистрированных Изменений № 1 к Уставу Открытого акционерного общества «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» на 1 л. в 1 экз.

С уважением,

Генеральный директор­                                                     Власов                                                                    Э.П. Власов

М.П.

К сведению. Письмом ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ «О предоставлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации» налоговым органам поручено при выявлении фактов отсутствия налогоплательщика – юридического лица по адресу, который по данным ЕГРЮЛ является адресом регистрации этого юридического лица, в десятидневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков. Обусловлено это следующим. Учитывая, что информация об идентификационных признаках клиентов, определяемая Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 08.11.2011), а также наличие в договорах банковского счета обязанности клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих идентификационных признаков (в том числе об изменении адреса) важны для банков, непредставление сведений об изменении местонахождения юридического лица можно квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета, которое может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета по решению суда. Вышеизложенная позиция также отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 и применяется судами при рассмотрении аналогичных дел.

7. Внесение изменений в трудовые договоры. Как известно, место работы является обязательным условием трудового договора в соответствии со ст. 57 ТК РФ. А в соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в т. ч. перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Однако возникает вопрос: а всегда ли требуется вносить изменения в трудовые договоры с работниками, если у работодателя изменился адрес места нахождения? Следует отметить, что необходимость внесения изменений в трудовой договор в связи с изменением места работы работника зависит в первую очередь от того, каким образом место работы обозначено в трудовом договоре – указан ли адрес места нахождения организации работодателя. Так, если в трудовом договоре в качестве места работы указано наименование организации работодателя без указания конкретного адреса, т. е. обозначен лишь населенный пункт, например: ЗАО «Магнолия», г. Москва, при том что адрес организации изменился в пределах указанного населенного пункта, то это будет являться перемещением работника у того же работодателя на другое рабочее место, расположенное в той же местности, что не требует письменного согласия работника и не влечет изменения определенных сторонами условий трудового договора в соответствии с ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ.

И напротив, если в трудовом договоре с работником в качестве места работы помимо наименования организации работодателя полностью указано ее место нахождения, то в случае изменения этого адреса в трудовой договор следует внести изменения в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. При этом работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений. Приведем образец дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении места работы (Пример 5).

Пример 5

Дополнительное соглашение к трудовому договору

Дополнительное соглашение № 1

г. Москва                                                                                                                                                                         25.06.2012

к трудовому договору от 02 апреля 2012 г. № 45-Т

       Открытое акционерное общество «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», в лице Генерального директора Власова Эдуарда Павловича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и гражданин Царев Евгений Михайлович, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящее Дополнительное соглашение к трудовому договору от 02.04.2012 № 45-Т о нижеследующем:

        1. Пункт 1.4 трудового договора 02.04.2012 № 45-Т изложить в следующей редакции:

«Местом работы Работника является офис ОАО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (кадровая служба), находящийся по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 3».

       2. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон, вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью трудового договора от 02.04.2012 № 45-Т.

Подписи сторон: 

Работодатель:

__ _________  Генеральный директор________

(должность руководителя организации)

                __________Власов_____ __________ 

                                    (подпись)

____________ __Э.П. Власов_______________

                     (расшифровка подписи)

М.П.

Работник: 

 

 

_________________Царев_________________

                                   (подпись)

________________Е.М. Царев______________

                         (расшифровка подписи)

Экземпляр дополнительного соглашения на руки получен      _______Царев__________

В то же время если работодатель переезжает в другую местность, находящуюся за пределами административно-территориальных границ населенного пункта[14], который указан в трудовом договоре, то для работника это будет являться переводом на работу в другую местность вместе с работодателем на основании ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ, в связи с чем необходимо будет внести изменения в трудовой договор, а также получить письменное согласие работника. Кроме того, при переводе в другую местность организация обязана возместить работнику расходы в соответствии со ст. 169 ТК РФ.

Надо сказать, что обозначенный перечень действий при изменении адреса места нахождения юридического лица, безусловно, не является исчерпывающим, поскольку юридическое лицо в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимодействует и с другими организациями и госорганами. Однако эти шаги являются основными, и о них не нужно забывать во избежание проблем с оформлением документов, в которых указывается адрес места нахождения юридического лица.

Учитывая современные способы ведения бизнеса в нашей стране, можно сделать следующий вывод: должно пройти немало времени для того, чтобы соблюдение закона субъектами предпринимательской деятельности было непрекословным. Поэтому, к сожалению, термины «юридический адрес» и «фактический адрес» применительно к юридическим лицам еще долго будут встречаться в нашем лексиконе.


[1] В данный момент действует редакция от 30.11.2011.

[2] См. Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2011 № КГ-А41/5535-11 по делу № А41-34185/10, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2009 по делу № А56-19637/2008 и др.

[3] См. письмо МНС России от 14.08.2003 № 09-1-02/4040-АВ409 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц».

[4] См. Постановление Московского городского суда от 23.12.2011 по делу № 4а-2467/11, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 16.03.2012 № 4а-210/12 и др.

[5] Выделено автором.

[6] Пункт 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[7] Пункт 3 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[8] Пункт 4 ст. 84 НК РФ, п. 2.1.4, 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 (в ред. от 05.11.2009).

[9] Пункт 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (в ред. от 22.12.2011).

[10] Пункт 3.1 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 9 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092.

[11] Пункт 8 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п.

[12] Пункт 17 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п.

[13] Пункт 26 приказа Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 959н «О порядке регистрации и снятии с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям».

[14] Под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

И.И. Куролес, ведущий юрисконсульт ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ»

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.