Из статьи вы узнаете:
- по каким критериям оценивать руководителя;
- как определить профессиональный тип вашего шефа и его стиль управления;
- как понять, какой тип личности доминирует у руководителя и у вас;
- как выстроить стратегию общения с тем или иным типом;
- как понимание руководителя и самих себя влияет на любой аспект работы.
Все эффективно работающие руководители… отличались друг от друга темпераментом и способностями, сферой деятельности и способом выполнения работы; у них были разные характеры, глубина знаний и интересы. В общем, они отличались практически во всем, что определяет личность. А объединяло их всех умение совершать правильные поступки.
Питер Друкер[1]
Давайте начнем с того, что попробуем понять, каким должен быть идеальный топ-менеджер, который будет примером для своих подчиненных и сможет эффективно решать задачи.
Ваш руководитель – какой он? Критерии для определения его профессионализма
Вспомним, какие функции являются основными для любого топ-менеджера.
Функции руководителя – доминантные составляющие его работы, без которых невозможно управление людьми и процессами. Выделяют шесть ключевых: планирование, организация, мотивация, контроль, принятие решений и коммуникации.
Планирование, организацию, мотивацию, контроль также называют основными процессами. Принятие решений и коммуникации – функции, которые считаются сквозными или связывают процессы.
Кроме того, от глав компаний ожидают, что они понимают особенности сегодняшнего сложного делового мира, способны предложить новые перспективы, вдохновить сотрудников и стать наставниками для будущих лидеров.
Эффективный руководитель в современном обществе – тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи. Такой шеф должен с помощью своего ума, образования, опыта и личного примера организовать процесс результативной и продуктивной работы своих подчиненных. Разберемся, как оценить вашего руководителя.
Шаг 1. Проанализируйте руководителя, исходя из 10 качеств
Оцените вашего шефа, исходя из 10 основных качеств:
- Профессионализм.
- Работоспособность.
- Стратегическое мышление.
- Умение взять на себя ответственность.
- Умение собрать команду и управлять ей.
- Целеустремленность.
- Умение автоматизировать и оптимизировать процессы.
- Инновативность.
- Нетворкинг.
- Харизма.
Подумайте, насколько развиты приведенные выше качества у вашего руководителя. Есть ли такие, которые проседают или совсем отсутствуют? Используйте для оценки следующие критерии.
Идеальный руководитель обладает высоким уровнем управленческой ответственности. Он позволяет принимать решения сотрудникам компании и предоставляет им относительную свободу.
Является лидером по складу характера, а такой человек умеет действовать осознанно, понимать последствия принятых решений, которые отражаются на команде в целом, т.е. отдает себе отчет в своих и чужих реакциях и чувствах.
Знает свои сильные и слабые стороны. Важно иметь о себе объективное представление, знать, кто вы такой, чтобы понять, люди какого типа могут вас дополнять.
Обладает способностью оценить сильные и слабые стороны других. Хороший руководитель умеет определять стиль поведения людей, окружающих его, и, что особенно важно, оценивать их преимущества в областях, в которых он сам слаб. Посмотрите, способен ли ваш шеф нанять, использовать, развивать и поощрять тех, кто не похож на него.
Умеет решать споры и улаживать сложные ситуации. Успешный руководитель способен превратить деструктивный конфликт в конструктивный, сплотив взаимодополняющую команду на основе общих взглядов и ценностей.
Не стремится к тотальному контролю всех процессов вплоть до мелочей. Грамотный руководитель умеет делегировать полномочия, освобождая свое время для решения стратегических вопросов.
Ключевые навыки, необходимые в работе эффективного руководителя, мы свели в таблицу.