Электронная версия журнала

Увольнение: как сохранить лицо?

«Секретарь-референт» №6 2009 / Профессия

Если не знаешь, что делать, делай шаг вперед.

Старый мудрый совет

Нынешний мировой кризис привел многие компании на грань разорения. Чтобы выжить и сохранить бизнес, работодатели идут на невиданные по масштабам сокращения штата сотрудников. Россия, увы, не исключение. И хотя наши соотечественники, казалось бы, привыкли к перманентно повторяющемуся лихорадочному состоянию российской экономики, тем не менее нарастающая волна увольнений повергла многих в состояние шока. И не только тех, кого непосредственно увольняют, но и тех, кто вынужден этими увольнениями заниматься. Что предпринять, какую модель поведения выбрать, чтобы выйти из этой непростой ситуации с наименьшими потерями?

 

Ситуация первая. Когда увольняют вас…

Как гром среди ясного неба до вас доходит информация, что компания больше не нуждается в ваших услугах. И вот вы сидите тет-а-тет со своим руководителем, который уже принял решение, взвесил все «за» и «против», предусмотрел ваши возражения и даже подобрал замену. В отличие от вас он спокоен и деловит, разве что избегает смотреть вам прямо в глаза. Говорит складно, разумно, логично, и его доводы выглядят безупречно. Но вы оба знаете, что это неправда, это только «удобная» причина. И вот внутри вас зреет, разрастается и грозит вырваться наружу праведный гнев: «Как же так? Я верой и правдой… столько лет… и вдруг? Почему?.. Почему именно я?»

Мой вам совет: если хотите узнать правду – молчите! Подавите свой гнев и продолжайте слушать, что говорит вам руководитель. Вспомните хитрый прием, описанный еще С. Моэмом в его «Театре»: чем лучше актер, тем дольше у него пауза. Шеф выдал вам заготовленную фразу – молчите. Он вынужден продолжать, а стало быть, говорить то, что не предусматривал. Возможно, даже начнет оправдываться. Молчите. Изображайте внимательного слушателя. Шеф вновь начнет говорить. Вот теперь вы можете быть уверены: шеф выложит все начистоту. И только когда он закончит, в игру вступаете вы.

Чего не стоит говорить и делать:

1. Обвинять руководителя в предвзятом к вам отношении.

2. Спорить и доказывать вашу незаменимость.

3. Пускаться в оскорбления.

4. Немедленно писать заявление об уходе.

5. Подписывать какие-либо бумаги, в которых говорится, что вы не имеете претензий по взысканию дополнительных денежных сумм, не будете предъявлять судебных исков и т.д.

6. Немедленно соглашаться на предлагаемую вам денежную компенсацию из боязни, что «потом вообще ничего не дадут».

Что необходимо сделать в первую очередь:

1. Выяснить, на каких условиях шеф готов вас уволить (денежные компенсации, увольнение с переводом на другую должность или в филиал, рекомендательные письма, длительный отпуск и т.д.).

2. Согласиться с увольнением и взять тайм-аут дня на два-три (а лучше «до понедельника») для обдумывания предложения. Заявление лучше всего подавать после этих размышлений.

Как только разговор с шефом завершится, приступайте к активным действиям, направленным как на урегулирование возникшей проблемы, так и на снятие стресса.

  • Проконсультируйтесь у юриста относительно ваших прав на выходное пособие и другие компенсации.
  • Обзвоните друзей, родственников и знакомых на предмет поиска нового места работы. (И не стесняйтесь рассказывать им о случившемся. Чем чаще вы будете проговаривать ситуацию, тем быстрее избавитесь от внутреннего напряжения и научитесь смотреть на проблему со стороны.)
  • Оставьте свое резюме на сайтах поиска работы.
  • Разошлите резюме по нескольким кадровым агентствам. Возможно, что первые предложения вам начнут поступать еще до того, как вы положите перед шефом заявление об уходе. Осознание своей востребованности придаст вам дополнительную уверенность при дальнейшем общении с руководством.
  • Ведите борьбу с любыми возникающими у вас пораженческими мыслями и разрушительными идеями мести типа «я плохой специалист», «я ничего не стою», «какая я несчастная», «я им отомщу», «они у меня наплачутся, неблагодарные».
  • В часы досуга займитесь любым видом спорта или отдайте предпочтение активному отдыху, массажу. Хорошо снимают стресс физические нагрузки.
  • Найдите время для любимых увлечений: чтения, посещения театра, экскурсий и т.д. Любая смена деятельности благотворна для выхода из стрессовой ситуации.
  • Если позволяют финансы, запишитесь на какие-нибудь курсы, о которых вы давно мечтали: изучения языка, вождения, живописи, кройки и шитья и т.д. Первые же успехи на этом поприще позволят вашему вниманию переключиться с идеи поражения на идею победы.

Ситуация вторая. Когда увольняете вы…

В этой ситуации руководителю также нелегко. Что ни говори, очень сложно, глядя человеку в глаза, сообщать, что он уволен. А если увольнять приходится не одного человека, а нескольких? Как провести разговор, чтобы не осталось взаимных претензий и обид?

Ольга Д., руководитель службы секретариата, уже успела столкнуться с подобной проблемой. Штат ее сотрудников сократили почти на 40 %. «Накануне того дня, когда мне предстояло сообщить первым кандидатам на увольнение решение руководства, я буквально ночь не спала, – вспоминает Ольга. – Все обдумывала, как сказать этим несчастным девчонкам, что их сокращают. Конечно, они еще молоды и вряд ли долго будут не у дел, но ведь работа в нашей компании – это их первый опыт, и такой драматичный! Я решила подсластить пилюлю. Выписала, чтобы не забыть, все те положительные черты характера и профессиональные навыки, за которые я могла бы похвалить девушек. Положительный эмоциональный настрой очень важен в таком разговоре, чтобы сотрудница не ушла обиженной на компанию и ее руководство, не чувствовала себя незаслуженно оскорбленной, униженной и, главное, чтобы не потеряла веру в себя и свои силы, знания, способности.

Я считаю крайне необходимым донести до сотрудницы мысль, что с ее увольнением жизнь не заканчивается. Напротив, возможно, именно другая компания сможет предложить ей куда более интересную работу и перспективы роста.

Некоторые, особенно одинокие, девушки начинали тревожиться о своем финансовом положении, когда узнавали об увольнении, потому во время разговора я обязательно сообщала коллеге решение руководства, касающееся выдачи компенсации или выплаты пособия.

Чтобы увольняемый еще больше ощутил моральную поддержку со стороны компании, я заранее подготовила рекомендательное письмо от лица руководства, в котором в самом доброжелательном тоне подчеркивала ответственное отношение сотрудников к делу и их профессиональные достоинства. Не секрет, что правильно и солидно составленное рекомендательное письмо всегда имеет большой вес в глазах работодателей.

Я сделала для себя вывод, что немаловажное значение имеет место и время проведения разговора с увольняемым. Советую проводить его в переговорной комнате, где ничто не отвлекает от беседы, и сотрудник сможет в полной мере выразить свои эмоции. Встречу рекомендую назначать на пятницу после окончания рабочего дня. Во-первых, к моменту окончания беседы в офисе не останется сотрудников, а значит, никто не сможет увидеть расстроенного лица коллеги или распространить слух о случившемся. Во-вторых, за выходные сотрудник постепенно свыкнется с мыслью об увольнении и не выплеснет свое негативное настроение на коллег.

Не могу сказать, что я не преследую и собственного интереса в построении такой схемы общения с увольняемым. Дело в том, что хотя увольняет у нас всегда руководство, расплачиваться и подставлять себя под удар приходится тому, кто проводит беседу. В данном случае под ударом оказываюсь я. Согласитесь, мало приятного в том, чтобы по окончании разговора на тебя обрушился поток всевозможных обвинений. Ведь когда человек обижен, то он направляет свой гнев не на истинного инициатора увольнения, а на того, кто оказывается рядом. Вот поэтому я настоятельно советую не подставлять себя под удар, а выступать от имени и по поручению руководства, а вот похвальные слова вполне можете говорить от собственного лица.

Еще одно правило я выработала для себя за время горького опыта по увольнению персонала своей службы: никогда не следует затягивать этот процесс, идти на поводу у сотрудника. С одной стороны, стресс, в котором пребывает увольняемый, может перерасти в депрессию, а с другой – усугубить гнетущее настроение в коллективе. Поэтому процесс увольнения следует проводить деликатно, но быстро».

Безусловно, можно найти еще массу ценных советов на тему, как пережить увольнение. Но вся беда в том, что без стресса, без эмоциональных и моральных потерь все равно не обойтись. Но их можно сделать менее болезненными, если всегда пытаться ставить себя на место другой стороны. А самое разумное – это принять ситуацию и отнестись к ней как позитивному событию, очередной вехе на вашем жизненном пути, идя по которому, вы должны сделать новый шаг вперед.

МНЕНИЕ

Т.В. Рыбченкова, зам. директора Высшей школы референтов «Катюша» (Санкт-Петербург)

■ Если увольняют вас. Первое, на что надо обратить внимание, – действительно ли вас увольняют или сокращается должность, которую вы занимаете. В ситуации увольнения руководитель может попытаться подобрать какие-то слова, но вполне возможно, что все оказажется гораздо проще: «Сдайте пропуск, мы больше не нуждаемся в ваших услугах», а к шефу вы можете и не попасть. Нередко «под кризис» стараются убрать с дороги тех, кто идет не в ногу, выбивается из коллектива. Такой сценарий более актуален, когда увольняют персональную единицу. В этом случае ничего нельзя сделать: ни подумать, ни поговорить с шефом, успеть бы личные вещи забрать и при этом не показать виду, насколько это вас затронуло. Надо сжать зубы и максимально спокойно, достойно выдержать эту пытку. Если не требуют даже передать дела, значит, уже найден человек на замену и ему дана команда разбираться самостоятельно во всем. Это наиболее худший сценарий. Правда, бывает и так, что по прошествии некоторого времени раздастся звонок и вас попросят вернуться, но я бы не советовала этого делать – по многим причинам.

Если у шефа несколько помощников, то могут сократить штатные единицы, оставив одного помощника, который будет выполнять работу целого отдела. И здесь может появиться шанс остаться: вы готовы освободить место секретаря или второго помощника, но за время работы в компании вы освоили смежную специальность или хорошо изучили работу одного из подразделений и, если есть возможность, хотели бы перейти в этот отдел. Если построить разговор грамотно и спокойно, то можно остаться в компании и развивать карьеру дальше. Не всегда компания сокращает все отделы, нередко сокращение идет в одном месте, а в другое требуются новые сотрудники. Если вам нужна эта компания и вы боитесь, что не найдете работу в связи с кризисом, то стоит рискнуть.

■ Если увольняете вы. В этой ситуации нужно проявить максимум собранности, спокойствия и благожелательности. Уходящий сотрудник всегда может дать информацию о компании, поэтому необходимо сгладить сложность момента. Если дело касается нескольких сотрудников, то к каждому необходим индивидуальный подход: кому-то рекомендательное письмо с указанием индивидуальных деловых и личных качеств; для кого-то более значима компенсация, а в каких-то случаях дети остаются в ведомственном детском садике. Если идет массовое увольнение, то условия могут быть стандартными, но соответствующими трудовому законодательству. Не все в этих ситуациях зависит от помощника руководителя, но человеку необходимо человеческое, а не формальное отношение. Не жалость, а сочувствие, сожаление и заверение, что все наладится и будет лучше, чем было.

Н.В. Кучер,
личный помощник генерального директора «ЗАО ТВК "Авиапарк"»,
член Клуба профессиональных секретарей

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 6, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.